Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.[1][2] Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийскойфилософских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. Hачиная с Гегеля, диалектикa противопоставляетсяметафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга[3].
В истории философии выдвигались различные толкования диалектики:
· учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);
· искусство диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ);
· метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);
· учение о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно);
· способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант);
· всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Гегель);
· учение и метод, выдвигаемые в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (Маркс, Энгельс, Ленин).
(ПРО ЭВОЛЮЦИЮ ДИАЛЕКТИКИ НЕ СМОГЛА НАЙТИ)
Основные категории материалистической диалектики (сущность и явление, форма и содержание).
Философские категории – это такие понятия, которые отражают общие черты и связи, стороны и свойства действительности.
Категория <явление> и <сущность>
Сущность - фил. категория для обозначения совокупности внутренних необходимых сторон и связей вещей, законов их функционирования.
Явление - внешне наблюдаемые, более подвижные и изменчивые характеристики предмета.
Явление и сущность - диалектические противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда внешние черты предмета (явления) искажают сущность (пример: болезнь).
Диалектика явления и сущности:
1) явление не существует без сущности
2) в сущности нет ничего такого, чтобы как-то не проявлялось
3) сущность и явление соотносятся как общее и единичное, внутреннее и внешнее, устойчивое и изменчивое и т.п.
Познание движется от явления к сущности, от сущности I порядка к сущности II и т.д.
Диалектика содержания и формы.
Содержание - совокупность различных элементов, которые определяют тип, характер предмета.
Форма - принцип упорядоченности, способ существования содержания.
Содержание имеет внутреннюю и внешнюю формы:
- внешняя - объём, конфигурация, цвет и т.п.
- внутренняя - способ организации содержания
Формы связаны с понятием правил (стандарты, традиции). Форма неотделима от содержания, но можно временно сосредоточить внимание на форме без содержания. Относительная самостоятельность формы - бюрократизм. В некоторой деятельности форменные правила очень важны (медицина и т.д.).
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 576 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!