Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Бытие и сущность. Соотношение сущности и явления



Бытие – философское понятие, обозначающее наличие явлений и предметов — самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми оттенками. Часто выступает как элемент понятийной оппозиции (например: бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность).

Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

Явление — то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования.

В античной философии сущность мыслилась как “начало” понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление — как видимый, изменчивый образ вещей или как то, что существует лишь “по мнению

В новой философии сущность связывается с акциденциями, которые дают телу определенное имя. Б. Спиноза рассматривал сущность как “то, без чего вещь и, наоборот, что без вещи не может ни существовать, ни быть представлено.

Д. Локк называет сущностью реальное строение вещей, внутреннюю структуру, от которой зависят познавательные свойства, проводит различие между номинальной и реальной сущностью.

Лейбниц называет сущностью возможность того, что полагают и выражают в дефиниции.

В философии Нового времени противопоставление сущности и явления приобретает гносеологический характер и находит свое выражение в концепции первичных и вторичных качеств.

Кант, признавая объективность сущности, считал, что сущность характеризует устойчивые необходимые признаки вещи; явление, согласно Канту, вызванное сущностью субъективное представление.

Преодолевая противопоставление сущности и явления, Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности, рассматривая их как рефлексивные определения, как заключающее понятие, как абсолютное, выразимое в существовании.

Неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, “чувственно данные”;

феноменология рассматривает явление как само обнаруживающееся бытие, а сущность — как чисто идеальное образование;

в экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования.

В марксистской философии сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Они неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлениях.

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется. Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его функционирования и развития.

11. Материя как фундаментальная философская категория. Становление понятия «материя» в истории философии. Атрибуты и всеобщие свойства материи.

Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и не уничтожимая основа всех вещей получила название субстанции.

Формирование субстанции - это и формирование научного понимания материи.

В древней Греции под субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и пустоты. В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона, Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца 16в.до начала 19в. господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью и способностью перемещаться. Но в это время были высказаны и другие идеи о материи:

1) о самодвижении в материи

2) материя понималась как абстрактное понятие, в котором отображены свойства многооб­разных веществ.

3) Материи присуща внутренне мысль.

Трактовка материи идеалистическими направлениями фил.

Субъективные идеалисты отождествляли материю с совокупностью ощущений. Объективные идеалисты считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей придает идею. Итак и для материализ­ма и для идеализма характерно отождествление материи с веществом, с конкретными формами ее проявления; Не проводится различие м/у фил. пониманием материи и естественноисторическими взглядами на существующий мир. Маркс и Энгельс понимали под материей субстанцию. Материя - это всеобщая носительница св-в, отношений, изменений конкретных вещей. Но материя не существует вне конкретных вещей, а только через них. В начале 19-20вв. в естество знании было сделано ряд открытий, которые опровергли старую, мех. картину мира. Открытие рентгеновских лучей подрывает идею непроницаемости материи. Явление дефекта массы, открытое Беккерелем при изучении радиоактивного распада. Был сделан вывод, что материя превращается в материю. Материя исчезает. Материализм ложен. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею о том, что атом не делим. Прежняя картина мира рушилась. В естествознании наступил методологический кризис. Новые открытия не вписывались в старую картину мира. Перед фил. стала задача уточнения понятия <материя>. Это сделал Ленин в работе <Материализм и эмпириализм>. Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, кот. дана ч-ку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается, нашими ощущениями, существующая независимо от них. В этом определении выделено 2 признака материи:

1) Признание первичности материи по отношении к сознанию (объективность ощущения)

2) Признание принципиальной познаваемости мира. Ленин разграничивает философское понимание материи и естественнонаучные знания о существующем мире.

Ленин способствовал преодолению кризиса в физике, связанного с включением принципа структур­ности материи и делимости атомов в научную картину мира.

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.[11]

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

· физическая;

· химическая;

· механическая;

· биологическая;

· социальная.

Универсальными свойствами материи являются:

· несотворимость и неуничтожимость

· вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

· материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

· детерминированность всех явлений

· причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

· отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления

Универсальные законы существования и развития материи:

· Закон единства и борьбы противоположностей

· Закон перехода количественных изменений в качественные

· Закон отрицания отрицания

12. Проблема единства материи и движения и основные подходы к ее решению: апории Зенона, механицизм, энергетизм.

"Движение в применении к материи есть изменение вообще". Основанием движения выступает

всеобщее взаимодействие, которое объединяет мир в единую целостную систему. Движение- это

выражение внутренней активности материи. Движение противоречиво: это единство прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного.

Прерывность движения - это его дифференцированность на множество процессов.

Непрерывность движения - это взаимосвязь всех видов движения.

Покой есть момент движения. Он относителен. Невозможен по отношению ко всем формам движения одновременно.

Абсолютность движения означает:

1. Движение - способ существования материи, без которой она не существует.

2. Оно неотвратимо и неуничтожимо, как и материя.

3. Движение определяет характер изменения матер. мира.

Два типа движения:

-движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качеств.

-движение, связанное с изменением качества.

Такой тип движения называется "развитие".

Выделяют след. формы движения:

1. Механическое.

2. Физическое (движение молекул, внутриатомное и внутриядерное)

3. Химическое (движение атомов)

4. Биологическое (обмен в-в между организмом и средой)

5. Социальное (развитие общественных отнош. в рез-те практ. деятельности людей) Взаимосвязь форм движения материи:

- предыдущая форма обуславливает явление последней, более высшей, но не сводится к ней.

Два направления:

1. Редукционизм - сведения сложных форм движ. к простым.

2. Антиредукционизм - неучитывание связи между формами движения.

Зенон выдвинул ряд парадоксальных положений- апорий. Апория – логически противоречивое суждение, приводящее к абсурдному выводу. С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не есть бытие. Наиболее знаменитыми стали четыре апории о движении.

Первая из апорий - "Дихотомия" (что в переводе с греческого означает "деление пополам") доказывает невозможность мыслить движение. Зенон рассуждает так: чтобы пройти какое бы то ни было, пусть даже самое малое расстояние, надо сначала пройти его половину, а прежде всего - половину этой половины и т.д. без конца, поскольку любой отрезок линии можно делить до бесконечности. И в самом деле, если непрерывная величина (в приведенном случае - отрезок линии) мыслится как существующее в данный момент бесконечное множество точек, то "пройти", "просчитать" все эти точки ни в какой конечный отрезок времени невозможно.

На таком же допущении бесконечности элементов непрерывной величины основана и другая апория Зенона - "Ахиллес и черепаха". Зенон доказывает, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного вперед, и так всякий раз до бесконечности.

В третьей апории - "Стрела" - Зенон доказывает, что летящая стрела на самом деле покоится и, значит, движения опять-таки нет. Он разлагает время на сумму неделимых моментов, отдельных "мгновений", а пространство - на сумму неделимых отрезков, отдельных "мест". В каждый момент времени стрела, согласно Зенону, занимает определенное место, равное ее величине. Но это означает, что она в каждый момент неподвижно покоится, ибо движение, будучи непрерывным, предполагает, что предмет занимает место большее, чем он сам. Значит, движение можно мыслить только как сумму состояний покоя, и, стало быть, никакого движения нет, что и требовалось доказать. Таков результат, вытекающий из допущения, что протяженность состоит из суммы неделимых "мест", а время - из суммы неделимых "мгновений".

Таким образом, как из допущения бесконечной делимости пространства (наличия бесконечного количества "точек" в любом отрезке), так и из допущения неделимости отдельных "моментов" времени Зенон делает один и тот же вывод: ни множество, ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво, а посему они не существуют в действительности, не являются истинными, а пребывают только во мнении.

Механици́зм — существовавшие в прошлом метод познания и миропонимание, рассматривающие мир как механизм. В более широком смысле механицизм есть метод сведе́ния сложных явлений к их физическим причинам; противопоставлялся витализму.

ЭНЕРГЕТИЗМ

учение об энергии. Основатель естественно-научного энергетизма – Роберт Майер (1814-1878). Философский энергетизм как мировоззрениесводит все существующее и происходящее к энергии, в т. ч. и материю, дух, которые в его понимании суть не что иное, как формы проявления энергии. Главный представитель этого энергетизма – Вильгельм Оствальд, построивший на этой основе обширную философию природы и культуры, вершиной которой является энергетический императив: «Не растрачивай понапрасну никакую энергию, используй ее!»

13. Проблема субстанции в истории философии: монизм, дуализм, плюрализм.

СУБСТАНЦИЯ (лат. siibstantia — сущность) — материя в аспекте

внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений

природы и истории, включая человека и его сознание, и потому

фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения

конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально

субстанция понимается как вещество, из которого состоят все вещи. В

дальнейшее, в поисках основания всего сущего, субстанцию начинают

рассматривать как особое обозначение бога (схоластика), что ведет к

дуализму души и тела.

МОНИЗМ — философское учение, которое принимает за основу всего

существующего одно начало. Существует как материалистический, так и

идеалистический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю.

Идеалисты единым началом. всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее

последовательным направлением идеалистического монизма - является философия

Гегеля. Научный и последовательный материалистический монизм. характерен

для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей

природе материален, что все явления в мире представляют собой различные

виды движущейся материи. В философии марксизма материализм распространен и

на общественные явления. Противоположность монизма.— дуализм.

ДУАЛИЗМ (лат. duo—два) — философское учение, считающее в

противоположность монизму материальную и духовную субстанции равноправными

началами. Исходным мотивом дуализма часто является попытка примирения

материализма и идеализма. В конечном счете дуалистический отрыв сознания от

материи приводит к идеализму. Дуализма в наибольшей степени характерен для

философии Декарта и Канта. Дуализм служит философской основой теории

психофизического параллелизма.

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pturalis — множественный) — концепция, противоположная

монизму, по который все существующее состоит из множества равнозначных

изолированных сущностей, несводимых к единому началу. Точка зрения

плюрализма. лежала в основе монадологии Лейбница. Склонность к плюрализм

выражает стремление современных идеалистов (прагматистов, неопозитивистов,

экзистенциалистов и др.) возвыситься над материалистическим и

идеалистическим монизмом. Однако в конечном счете по своему объективному

смыслу плюрализм противостоит только диалектико-материалистическому

монизму. В социологии плюрализм, служит основанием для отрицания единой

определяющей основы общества, для взгляда на историю как на поток случайных

событий, следовательно, для отказа от анализа объективных законов развития

общества (точка зрения марксистско-ленинской идеологии)





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1632 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...