Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Краеугольным камнем» синергетики являются три основные идеи: неравновесность, открытость и нелинейность. 6 страница



В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины содержались отдельные рациональные идеи: важная роль чувственности в постижении истины, требование ясности, простоты и красоты при построении тех или иных форм знания и др. Однако указанные концепции не смогли удовлетворительно решить проблему критерия истины, ибо в его поисках не выходили за пределы самого знания.

Критерий истины (греч. kriterion - «мерило для оценки чего-либо») - средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерием истины является общественная практика. Научные теории получают свою окончательную проверку в практике: в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества. Если теория успешно применяется на практике, то это означает, что она является истинной. Способы проверки той или иной мысли на практике могут быть различными.

Часто практическая проверка осуществляется опосредствованным путем.

Так, установление истинности того или иного утверждения проходит путь логического доказательства и в результате опирается на практическую проверку некоторых исходных положений теории, которые в ее рамках специально не доказываются.

Однако проверка на практике научных теорий не означает превращения их в абсолют, научные теории развиваются, обогащаются, уточняются, некоторые их положения заменяются новыми.

Это связано с тем, что сама общественная практика и способы сопоставления через практику научных теорий с действительностью постоянно развиваются, совершенствуются. Поэтому лишь развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление.

Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или «зеркальное сличение», а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер.

Это значит, что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен.

Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения.

50. Отличительные черты научного познания. Возникновение науки и основные этапы ее развития.
Познание- процесс получения знания. Познание- процесс, знание- результат. Условием возможности познания и знания явл-ся сознание. Выделяют научное и обыденное. В наше время научное знание имеет огромное значение (но долгое время человечество не обладало научным знанием, до возникновения науки это было обыденное знание). Хар-зуя обыденное знание, необх-мо отметить, что оно вплетено в человеч. деят-ть и не отделяется от этого процесса. Оно создается человеком не спец-но подобно научному. Человек жил, боролся за сущ-ние и в процессе жизнедеят-ти он обретал опред. опыт- оно создается спонтанно. Также оно связано с человеч. знаниями. Выступает как знание, умения, передаваясь из поколения в поколение (может увеличиваться в объеме). Если обыденное знание случайно, то научное напротив вырабатывается людьми- учеными. Научное (черты): 1) систематично, т.к. науку выделяют как систему знаний (систематичный хар-р связан с теоретическим хар-ром науки. В рамках теории различные научные факты образуют единую непротиворечащую систему; они связываются логическими связями). Она выполняет систематизирующую функцию- это отличительная важнейшая особенность 2) имеет дело с особыми объектами, формирующимися в научно-познават. деят-ти. У каждой науки свои объекты. Раньше наука оперировала объектами повседневной жизни человека, сейчас же эти объекты недоступны нашему чувственному созерцанию (Эл. Частицы). 3)особые методы познания, в каждой науке имеются свои методы, несмотря на выделение и общенаучных 4)использ-е различной аппаратуры, приборов, инструментов, установки.. 5)особые языковые средства (которые должны быть четкими, точными, однозначными), к примеру, математич. язык имеет важнейшее значение, он универсален- применяется в соц-ных и гуманитарных языках, здесь используются формулы, диаграммы, чертежи. Основные этапы развития науки. Соответствующие условия возникновения раньше всего сложились в Др. Греции, где первые теоретические системы возникли в 6 в. до н.э. Такие мыслители как Фалес и Демокрит уже объясняли действит-ть через естеств. начала в противовес мифологии. Начали обособляться отдельные отрасли знания: геометрия (Евклид), механика (Архимед), астрономия (Птолемей). Ряд областей знания был обогащен в эпоху средневековья учеными Арабского Востока и Средней Азии. В Зап. Европе из-за господства религии родилась специфич. фил-кая наука- схоластика, а также получили развитие алхимия и астрология. Новое время- 16-17 вв. Здесь определяющую роль сыграли потребности нарождавшегося капитализма. В этот период было подорвано господство религиозного мышления. Научная революция прошла несколько этапов, и ее становление заняло полтора столетия. Ее начало положено Н.Коперником и его последователями Бруно, Галилеем, Кеплером. Наука в наст. время- это чрезвычайно сложное общ-ное явление, имеющее многосторонние связи с миром.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. На этом уровне научного познания преобладает чувственное познание как живое созерцание.
Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание реальности в ее существенных связях и закономерностях. Данный уровень научного познания характеризуется преобладанием рациональных форм знания понятий, теорий, законов и других форм мышления.
Рассматривая теоретическое исследование как высшую и наиболее развитую форму научного знания, можно выделить следующие его структурные компоненты - проблему, гипотезу, теорию.
Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой выступает то, что еще не познано человеком.
Гипотеза – форма теоретического знания, структурный элемент научной теории, содержащий предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.
Теория является наиболее развитой и сложной формой научного знания. Специфика теории по сравнению с другими формами научного знания заключается в том, что она дает целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности объекта данной теории.
Методы научного познания. Получение и обоснование объективно-истинного знания в науке происходит при помощи научных методов.
Метод (от греч. metodos путь исследования или познания) совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
В теории науки и методологии научного познания разработаны различные классификации методов. Одновременно наблюдение, измерение, практический экспе­римент относятся к эмпирическим методам, как и сопровождающие их доказательство или выведение следствий. Такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, являются теоретическими методами. Существуют методы, приспособленные преимущественно для обоснования знаний (эксперимент, доказательство, объяснение, интерпретация), другие направлены на открытие (наблюдение, индуктивное обобщение, аналогия, мысленный эксперимент).
Итак, научное познание представляет собой отношение субъекта и объекта; обладает специфическим языком и включает в себя различные уровни, формы и методы: эмпирическое исследование (научный факт, наблюдение, измерение, эксперимент); тео­ретическое исследование (проблема, гипотеза, теория).

51. структура общества — это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.

Социальной группой называют общность (объединение) людей, выделяемую на основе оп­ределенного признака (например, характер совместной деятельности, общность интересов и ценностей).

Большие социальные группы выделяют по положению в обществе, величине доходов, способам получения средств к существованию, уровню образования, профессии и др.

Некоторые исследователи называют большие группы «стратами», другие употребляют понятия «слой», «прослойка», «класс» и др. Единого мнения по этому вопросу не существует.

Своеобразным типом социальных групп являются касты.

Примером социальной группы являются сословия, сложившиеся в средневековой Европе. Со­словное деление отличают значительные имущественные и социальные различия между отдельными группами. Сословные привилегии, права и обязанности складывались в первую очередь политиче­ским путем и закреплялись законодательным.

Примечательно, что общество не просто разделено на группы, но и имеет четко выраженную ие­рархическую структуру. В науке для обозначения данного явления используется термин «стратифи­кация». Социальная стратификация проявляется во всех областях общественной жизни — политиче­ской, профессиональной, культурной.

Формы социальной стратификации изменяются по мере развития общества Так, в средневековой Ев­ропе наиболее высоким статусом обладали духовенство и аристократия. Обедневший представитель знат­ного рода был более уважаем в обществе, чем зажиточный купец. В то же время в буржуазном обществе капитал стал определяющим фактором положения человека в обществе, открывал путь вверх по социаль­ной лестнице.

Стратификация общества неразрывно связана с социальной мобильностью, то есть с переходом из одной группы в другую. Социальную мобильность делят на два типа: горизонтальную и верти­кальную. Горизонтальная мобильность — это переход из одной социальной группы в другую, нахо­дящуюся на том же уровне (например, переход с одной работы на аналогичную работу). Под верти­кальной мобильностью понимается перемещение индивидов по социальной лестнице вверх или вниз (например, человек, в силу своего финансового положения не принадлежавший даже к средним эко­номическим кругам, вдруг оказывается в высшей политике).

В процессе подобных перемещений может сложиться ситуация, когда субъект — группа или от­дельный человек — находится вне какой-либо группы и, следовательно, не имеет определенного со­циального статуса. Такое состояние называется маргинальностью.

В результате социальной стратификации группы занимают различное положение в обществе, име­ют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Здесь ярко проявляется социальное неравенство. Наиболее отчетливо оно проявляется в имущественном неравенстве. Неравен­ство — характерная черта любого общества. Неравенство порождается даже естественными различия­ми между людьми, но наиболее отчетливо оно проявляется как следствие социальных факторов. В ито­ге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами, чем другие.

Существует несколько теорий, объясняющих причины социального неравенства. Например, мар­ксизм объяснял это в первую очередь неравным отношением к средствам производства, к собствен­ности, в результате чего возникают и иные формы неравенства.

Согласно теории функционализма разделение происходит по функциям, которые выполняют раз­личные группы в обществе. Так, древнегреческий философ Платон считал, что в государстве сущест­вуют три сословия: правителей, воинов и земледельцев, каждое из которых должно заниматься своим делом.

Существует еще одна теория, в соответствии с которой высший класс образуют наиболее талантливые и умелые люди, на которых возлагаются важнейшие виды общественной деятельности. Соци­альное неравенство рассматривается в качестве естественной черты общественного развития, в про­цессе которого на самые высокие ступени выдвигаются наиболее способные.

Выделяют пять основных сфер общественной жизни:

Экономическая сфера – сфера, связанная с производством, распределением и потреблением материальных благ. Именно экономические отношения лежат в основе общественной системы в целом и определяют собой все другие общественные отношения.

Социальная сфера жизни общества – сфера, в которой реализуются разнообразные интересы и потребности общественных групп, образующих социальную структуру общества: этнических, демографических – в том числе семейных, поселенческих, классовых, профессионально-образовательных отношений. Именно в социальной сфере реализуются интересы человека в сфере образования, быта, здравоохранения.

Политическая сфера общественной жизни – сфера отношений между нациями, и другими большими социальными группами, а также отдельными индивидами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри общества, а также отношений между государствами на международной арене. Политическая сфера очень тесно связана с двумя понятиями – «власть» и «государство».

Духовная сфера жизни общества – сфера, в которой возникают и реализуются духовные (нравственные, художественные, религиозные) потребности люде, созидаются и потребляются духовные ценности. Однако многие идеи, созданные в духовной сфере предназначены именно для практического применения в других сфера общественной жизни. Например, информационные технологии, компьютерные программы создаются в процессе умственного труда, в духовной сфере, но потребляются в сфере экономики, социальной, политической и др.

5. Экологическая сфера общественной жизни – сфера отношений людей (находящихся в составе больших и малых социальных групп) по поводу их отношения к природе. Современное общество настолько далеко отошло от природы по пути технического прогресса, что возникла угроза существования человека на Земле в результате конфликта человеческой цивилизации и природы – естественной сферы обитания. Решение экологических проблем сейчас считается задачей первостепенной важности. Поэтому ученые-обществоведы стали выделять особую сферу жизни общества – экологическую.

52. онятие и структура духовной жизни общества

Духовность – сложное понятие. Дух (лат. spiritus, буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) – в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию. Оно использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии.

Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека. В диалектико-материалистической философии понятие духовной жизни приобрело более широкий смысл как умственная деятельность. Поэтому можно дать следующее определение: духовная жизнь общества представляет собой умственную деятельность людей, направленную на преобразование общественного бытия. В целом духовная жизнь включает в себя такие виды духовной деятельности, как занятие различными видами искусства (литература, живопись, музыка, театральная деятельность); деятельность в системе образования и воспитания; научная деятельность и др. Все виды духовной жизнедеятельности являются результатом функционирования общественного сознания.

Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Именно здесь рождается и реализуется то, что, прежде всего, отличает человека от других живых существ, дух, духовность. Основой духовной жизни, ее определяющими началами являются такие идеальные начала, как добро, истина, красота.

Духовная жизнь общества и человека – сложный феномен. Не случайно русский философ Франк С. Л. считал, что чрезвычайно трудно распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей – морально-философских мотивов и идей; здесь можно наперед рассчитывать лишь на приблизительную точность (Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 81). Духовная жизнь общества и человека появилась сразу вместе с появлением человека на Земле. В своем воображении мы можем представить абстрактный образ первого человека. Первобытный человек имел первобытный духовный мир, который состоял из религиозных, нравственных, эстетических чувств.

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность.

Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т. д.

Все это принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей, в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, наконец, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат, скажем, в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном общении и в обществе в целом.

Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Последние предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Разумеется, духовные потребности имеют ту или иную социальную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.

Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Речь идет о потреблении духовных благ, т. е. тех духовных ценностей, о которых упоминалось выше. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т. д., формируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры общества выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека.

Духовное потребление может быть в какой-то мере стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. К ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влиянием всего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т. д. Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей.

Отвергая всякое манипулирование личностным и групповым сознанием, надо признать целесообразным и в принципе прогрессивным сознательное формирование потребностей в подлинных духовных ценностях – познавательных, художественных, нравственных и других. В этом случае потребление духовных ценностей будет выступать как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей.

Встает задача повышения уровня культуры духовного потребления. В данном случае потребителя нужно воспитывать путем приобщения к настоящей духовной культуре. Для этого надо развивать и обогащать духовную культуру общества, сделать ее доступной и интересной для каждого человека.

Производство и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями. Они реально существуют как отношения человека непосредственно к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей – их производства, распространения, потребления, защиты.

Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. Исходя из этого, можно выделить такие виды духовных отношений, как познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает. Духовные отношения – это прежде всего отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным духовным ценностям и в конечном счете – ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь общества от начала до конца. Установившиеся в обществе духовные отношения проявляются в повседневном межличностном общении людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т. д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психологический фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.

Общественное сознание, его сущность, структура

Все виды духовной деятельности обусловлены функционированием общественного сознания. Общественное сознание – одно из важнейших философских понятий, выражающих духовную сторону бытия общества. Общественное сознание является отражением общественного бытия и представляет собой совокупность идей, взглядов, теорий, идеалов, ценностей, норм, принципов, чувств, эмоций, переживаний, обычаев, традиций.

В зависимости от материалистического или идеалистического подходов сознание может рассматриваться как первичное или вторичное образование. Так, например, материалисты считают, что общественное сознание не может быть ничем иным, как осознанным бытием. Это значит, что во-первых, общественное сознание отражает бытие, а не наоборот; во-вторых, бытие и общественное сознание не тождественны; в-третьих, отражение может быть приблизительно верной копией отражаемого; в-четвертых, общественное сознание не может полностью охватить и отразить бытие общества, его эволюцию. Оно отражает бытие только в общих и основных чертах.

Данные характеристики свойственны и индивидуальному сознанию. При этом индивидуальное сознание, как и общественное, будет не только отражением бытия мира в целом или конкретной среды жизнедеятельности людей, но и определенным отношением к миру и к этой конкретной среде (их оценкой). Поэтому можно сказать, что мое (индивидуальное сознание) есть не только мое знание мира, среды, но и мое отношение к миру и моей среде.

Мир сознания человека многомерен и беспределен. Ведь здесь может быть не только то, что есть в реальной жизни, но и то, чего в ней нет. Сознание включает в себя и идеалы, и иллюзии, и грезы, и фантазии. В этом бесконечном мире человек может ощущать сам себя маленькой песчинкой. Однако парадоксально, но факт, что в этой маленькой песчинке – одном единственном человеке, его сознании может как бы поместиться весь мир: миллионы звезд, галактик, вся история человечества. Естественно, для какого-либо человека его сознание может и не простираться далее ближайшего окружения.

Общественное сознание и индивидуальное сознание находятся в постоянном взаимодействии. Личность избирательно относится к общественному сознанию. Общественное сознание также избирательно относится к индивидуальному сознанию. Только то из индивидуального сознания, что работает на социально значимую потребность, что вызывает интерес, может войти в сферу общественного сознания, стать значимым для других людей.

Зная закономерности взаимодействия общественного и индивидуального сознания, очень важно каждому человеку избегать крайностей. Личное сознание не должно быть чрезвычайно индивидуалистическим, развиваться по принципу: «что хочу, то и ворочу», т. е. не должно целиком замыкаться только на своих сугубо индивидуальных потребностях. Плохо, когда предельно выпячивается свое «Я» и во всех случаях человек настаивает только на своем особом мнении. Надо прислушаться к опыту других, уважительно относиться к чужому мнению. В то же время плохо, когда личное сознание полностью как бы растворено в групповом сознании, когда оно не способно выйти за пределы воззрений своей группы и целиком подчинено этому сознанию. Этим самым человек как бы сам воздвигает потолок на пути роста своего личного сознания.

Общественное сознание обладает сложной структурой, включающей в себя чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни, а также различные формы общественного сознания.

В зависимости от того, какой спектр сознания: знание или оценка выступает преобладающим в общественном (индивидуальном) сознании, вычленяются различные его уровни. Если общественное сознание рассматривается только в спектре содержащихся в нем знаний, выявляют уровни обыденного и теоретического сознания. Обыденное и теоретическое сознание различаются по степени глубины и полноты представленных в них знаний.

Обыденное сознание (повседневное сознание) формируется у людей непосредственно на основе опыта их жизни и включает в себя разнородные знания, которые используются в каждодневной практике. Обыденное сознание содержит знание об окружающей действительности в основном на уровне явлений, т. е., как правило, в форме восприятий и представлений внешних сторон действительности. Это разнообразные, обычно почти не систематизированные знания: наблюдения, предположения, рассуждения по здравому смыслу и т. п., которые не упорядочены какой-либо научно обоснованной и все в них объясняющей теорией.

Теоретическое сознание, напротив, включает в себя знания об окружающей действительности на уровне сущности. Это почти всегда такие знания о предметах и процессах действительности, которые построены на понимании и объяснении их действия внутренними законами развития. Теоретическое сознание во многом результат специализированной подготовки людей в той или иной области знаний и, конечно, оно – свидетельство их научного и профессионального уровня развития.

Грани, отделяющие обыденное сознание от теоретического, у каждого человека и всего общества условны и весьма подвижны. Это значит, что обыденный и теоретический уровни сознания неразрывно связаны друг с другом и взаимопроникают. Ошибочно рассматривать обыденное сознание как что-то «недоразвитое», неполноценное в сравнении с теоретическим сознанием и на этом основании считать, что оно должно преодолеваться, ибо в будущем будет повсеместно замещено теоретическим. Наверно, нет смысла доказывать, что как бы не развивалась наука, как бы не росло вширь образование, обыденное сознание будет оставаться, правда, конечно, качественно оно будет меняться, потому что всегда будет сохраняться деление групп людей на обладающих и не обладающих теоретическим знанием какого-то определенного предмета или процесса. Нельзя забывать и то, что обыденным сознанием предваряется формирование теоретического сознания и, в конце концов, на его основе происходит и само усвоение научных знаний. Скажем любое серьезное занятие наукой, профессиональный выбор, овладение специальностью происходит на основе общих обыденных представлений. Если бы этого не было, наверное, трудно было бы вообще говорить о науке, теоретическом сознании в обществе.

Общественное сознание, если его рассматривать главным образом в аспекте выраженного в нем отношения (оценки) к действительности, образует в своей структуре уровни общественной психологии и идеологии.

Общественное сознание включает не только уровни, но и структурные элементы, которые принято называть формами общественного сознания. Под формой общественного сознания понимается особое видение мира. К числу таких форм относятся: моральное сознание, политическое и правовое сознание, эстетическое, религиозное, философское сознание, естественнонаучное. Так эстетическое сознание или искусство – видение мира через представления о прекрасном и безобразном. Эстетическое сознание представляет собой отражение действительности в художественных образах. Существуют различные виды искусства (литература, живопись, музыка и др.). На уровне социальной психологии искусство проявляется в виде эстетических чувств. На уровне обыденного сознания эстетические знания представляют собой знания бытового искусства мод, фольклор, мифы. На уровне научного теоретического мышления формируется наука – эстетика.

Религиозное сознание представляет собой отражение действительности в фантастических образах. По определению Ф. Энгельса в работе «Анти-Дюринг», «…религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Религия – это особое видение мира и оценка происходящих в нём явлений на основе представлений о всех естественных силах, о божественном разуме. На уровне социальной психологии религия проявляется в виде религиозных чувств и в выполнении культовых обрядностей. На уровне обыденного сознания формируются религиозные понятия, представления, религиозные образы и вера в Бога. На уровне теоретическом формируется религиозное учение – теология (учение о божестве) и функционирует религиозная идеология.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 213 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...