Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие представлений о материи



Материя (в широком плане) – это понятие, обозначающее объективную реальность, данную человеку в его ощущениях, которое отражается в его сознании и существует независимо от него.

Представление о материи как физической реальности прошло исторический путь развития.
В древнегреческой философии (натурфилософии) в центре внимания была проблема первоначала природы(на этом этапе рождается абстракция материи).
В механистической картине мира единственной формой матери выступает вещество, состоящее их дискретных корпускул. Основная абстракция классической механики- материальная точка.
В рамках этой картины мира складывается атомно-молекулярное учение в рамках учений о составе вещества.
В рамках электромагнитной картины мира формулируются представления о двух формах материи: вещество и непрерывное электромагнитное поле.
С точки зрения полевой волна выступает как распространяющееся возмущение энергетического поля.
Современная научная картина мира признает 3 формы материи: вещество, физическое поле, физический вакуум.

36. Движение как способ существования материи.
Диалектический материализм рассматривает движение как способ существования материи. В мире нет, и не может быть движения без материи, как и материи без движения. Покой же рассматривается как относительно устойчивое состояние материального мира, момент (сторона) движения. Характеристика покоя всегда связана с конкретными предметами, которые фиксируются нами как находящиеся в состоянии неизменности. Это состояние может быть зарегистрировано только в определенной системе координат. Например, камень, лежащий на земле, находится в состоянии покоя по отношению к Земле, но он находится в состоянии движения вместе с Землей. Поэтому покой относителен, ибо его проявление зависит от системы отсчета, в то время как движение абсолютно.
Движение как абсолютный способ существования материи существует в бесконечно многообразных видах и формах. Эти виды и формы являются объектом изучения конкретных естественных и гуманитарных наук. Философия же рассматривает движение как изменение вообще. Сказать, что материя находится в постоянном движении, значит признать, что материя находится в процессе непрерывного изменения. Следовательно, рассматривая движение как способ существования материи, диалектический материализм утверждает, что источник движения следует искать не вне материи, а в ней самой. Мир, Вселенная при таком подходе представляет как самоизменяющаяся, саморазвивающаяся целостность.
Другими не менее важными атрибутами материи, как отмечалось выше, диалектический материализм признает пространство и время. Если движение материи выступает в качестве способа, то пространство и время рассматриваются в диалектическом материализме как формы существования материи. В период, когда в науке и философии господствовала механистическая картина мира, пространство и время трактовались как относительно самостоятельные характеристики материального мира. Диалектический материализм рассматривает пространство и время как объективные формы существования материи. "В мире нет ничего, кроме движущейся материи и эта материя движется не иначе как в формах пространства и времени", - писал В. И. Ленин в "Материализме и эмпириокритицизме". Понятие "Пространство" отражает порядок сосуществования материальных образований. Время - отражает изменения происходящие в материальных образованиях.

Таким образом, на основе субстанционального истолкования материи диалектический материализм рассматривает все многообразие бытия во всех его проявлениях под углом зрения его материального единства. Бытие, Вселенная предстает в этой концепции как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. Выработка конкретного представления о материальном единстве мира не является функцией философии. Это входит в компетенцию естественных и гуманитарных наук и осуществляется в рамках создания научной картины мира.
Диалектический материализм, как в период своего формирования, так и в настоящее время, опирается на определенную научную картину мира. Естественно-научной предпосылкой формирования диалектического материализма, как отмечали его создатели, послужили три великих открытия:
1) закона сохранения энергии, утверждающего неуничтожимость энергии, ее перехода из одного вида в другой;
2) установление клеточного строения живых тел, когда было доказано, что клетка является элементарной структурной единицей всего живого: растений, животных, микроорганизмов;
3) теория эволюции Ч. Дарвина, обосновавшего мысль о естественном происхождении и эволюции жизни на Земле, а также положение о естественном происхождении в процессе этой эволюции человека.
Эти открытия способствовали утверждению идеи о материальном единстве мира. Эта идея вскоре получила дополнительное естественнонаучное обоснование, когда химики синтезировали мочевину, находимую ранее только в животных организмах, показали, то при всей глубине различий живого и неживого между ними нет непроходимой пропасти. Живое может возникать из неживого. Другим, не менее важным выводом из этих открытий следовало признание принципа всеобщности эволюции и развития и, следовательно, истолкования единства мира как саморазвивающейся системы.
Энгельс в "Диалектике природы", обобщив достижения естественных наук, создает свою классификацию форм движения материи. Он выделяет пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Классификация этих форм Ф. Энгельсом производится по трем основным принципам:
1) Каждая форма движения связана с определенным материальным носителем: механическое - движение тел, физическое атомов, химическое - молекул, биологическое - белков, социальное - индивидов и социальных общностей.

2) Все формы движения материи связаны друг с другом, но отличаются по степени сложности. Более сложные формы возникают на базе менее сложных, но не являются их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, которые придают специфику данным формам движения.
3) При определенных условиях формы движения материи переходят друг в друга.
Дальнейшее развитие естествознания заставляло вносить изменения в классификацию форм движения материи. Советские ученые-науковеды, сохраняя принципы классификации Ф. Энгельса, предпринимали попытки привести диалектико-материалистическую картину мировоззрения в соответствие с достижениями науки. Наиболее серьезную попытку предпринял директор института естествознания и техники АН СССР академик Б. М. Кедров. Ориентируясь на его идеи, мы здесь в сокращенном виде рассмотрим схему вариант классификации.
Б. М. Кедров исключил из ряда форм движения простейшую, механическую. Ранее она понималась как перемещение тел в пространстве и описывалась законами классической механики.
Теперь стало ясно, что в микромире действуют иные законы - квантово-механические. Кроме того, механическое движение выражает лишь количественные характеристики всех форм движения материи. Поэтому микро- и макромеханические виды движения стали лишь "фоном" других форм. Распалась физическая форма движения на субатомную и супратомную, указывающие, соответственно, на микроуровень и макроуровень физических процессов. Субатомная характеризуется электронными, внутриядерными и внутриатомными процессами. Химическая включает различные типы реакций. Биологическая предстает как иерархия процессов жизни: доклеточный уровень, клетка, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы. Супратомная может быть построена также как иерархия материальных систем: молекулы, макротела, планеты, планетные системы, галактики, системы галактик, мегагалактика. Особый уровень организации материи представляет собой человеческое общество. В связи с развитием науки конкретные картины мироздания могут меняться. Но для диалектического материализма остается неизменным лишь признание принципа материального единства мира.

37. Понятие диалектики. Диалектика и метафизика как два противоположных взгляда на развитие. Основные принципы диалектического и метафизического подхода к объяснению сущего. Мышление человека диалектично по своей природе. Но в науку диалектика проникла только в середине девятнадцатого века. На мой взгляд, уже этот факт заставляет задуматься о правомочности науки претендовать на истинность своих наработок в качестве единственно возможных знаний человека.
Существует несколько исторических разновидностей диалектики с несколько разным пониманием еe сути: а) древнекитайская диалектика; б) античная диалектика; в) идеалистическая диалектика; г) материалистическая диалектика; д) объективная диалектика или объективные законы; е) субъективная диалектика.
Диалектика – (от греческого «искусство вести эффективно беседу») учение о наиболее общих связях и законах развития бытия, природы, общества и мышления и основанный на таком учении универсальный метод мышления и действия; это учение о развитии в наиболее полном виде. Это не единственное учение о развитии. Есть альтернативные ему формы: метафизика, эклектика, догматика, релятивизм, негативная диалектика, софистика и др.
У Сократа диалектика понимается как способ достижения истины в противоборстве мнений («сократическая ирония»); у Платона – диалог как логическая операция мышления, расчленения и связывания понятий («тайна двойного»); античная диалектика понималась как искусство, направленное к определению понятий и входила в триумвират вместе с риторикой и логикой. Гегель применяет диалектику в современном смысле: в качестве умения отыскивать противоположности в развитии действительности, или «учение о развитии в противоречиях»; по Гегелю, всеобщий механизм и источник развития – возникновение и борьба противоположностей; при этом философ отрицал развитие природы, которая «разнообразится». В марксизме диалектика – это революционное действие, метод изменения мира; она даeт систему ориентиров для социально значимых действий.
Развитию диалектических представлений способствовало развитие наук: открытие закона превращения энергии; клеточного строения, учение Дарвина; они привели к формулированию диалектики как учения о всеобщих связях и развитии; в ходе исторического развития центральной проблемой становится проблема развития. Диалектическое понимание развития заключается в понимании развития как процесс, источник которого находится в самом развивающемся предмете; развитие происходит в результате борьбы противоположностей как крайностей, которые отрицают и обусловливают друг друга; это направленный, закономерный и необратимый процесс.
Различают объективную диалектику как диалектику развивающегося мира и субъективную диалектику как формальную логику, которая объективна по содержанию и субъективна по форме.
Метафизика – (от греческого «после физического») употребляется в трeх основных смыслах: а) философия как учение об общем, о предельных проблемах и началах всего существующего; б) особая философская дисциплина, онтология в качестве учения о бытии как таковом в отвлечении от вопросов гносеологии, логики и методологии; «первая философия»; в) философский способ познания (или мышления), противостоящий диалектическому методу.
В Средние века метафизика выступает как форма рационального знания, соотносимого со сверхразумным знанием; вопрос о сущем превращается в вопрос «Что есть Бог»; который есть онтология. В Новое время метафизика отделяется от остальных наук и рассматривается в качестве методологии; у Канта – метафизика понимается как априорное знание; у Гегеля – она связана с рассудком (в то время как разум связан с диалектикой); диалектика «исправляет» недостатки метафизики, которая не может «справиться» с противоречиями. Как разновидность метафизики рассматривается догматизм – отрицание принципа развития и отказ связывать истину с условием, временем, местом.
Мышление человека диалектично. Противостояние метафизики и диалектики – двух альтернативных форм существующих подходов к бытию, особенно очевидно при рассмотрении их принципиальных основоположений.
Основные принципы диалектического понимания – это детерминизм, системность и принцип взаимосвязи части и целого.
Детерминизм – это философский диалектический принцип, согласно которому явления (независимо оттого, относятся ли они к сфере природы, общества или сознания) связаны естественной причинной связью и в каждой рассматриваемой ситуации одно явление в обязательном порядке обусловливает другое. Причина обусловленности бесконечна, не может быть ни первой причины, ни последнего следствия. Есть многообразие типов причинных связей в зависимости от закономерностей, проявленных в конкретной сфере научных исследований (механистический детерминизм, например, трактует всe многообразие причин как механическое взаимодействие). Сторонники детерминизма игнорируют случайность, вероятность и неопределeнность.
Второй принцип диалектики системность. Он заключается в понимании особенностей структуры и характера связанности элементов системы. Система – это целостная совокупность элементов, в которой части так связаны, что выступают как целое. Полагается, что части (элементы) системы в ней приобретают некое иное качество, которым сами по себе не обладают. Так формулируется предположение, что система может порождать(ся) (из) себя, например, клетка человека содержит информацию обо всех органах и подсистемах организма в целом; если часть мозга повреждена, другая еe область начинает выполнять потерянные функции и т.п. Анализом разных систем и их особенностей в современной философии заняты, в частности, представители междисциплинарного подхода. Системы бывают простые и сложные. Современная наука стремится к изучению тех сторон и качеств объектов,
благодаря которым они оказываются упорядоченными и организованными. Организованность не присуща самим элементам, она выражается в их иерархичности, уровневости, последовательной подчинeнности. Внутренние и внешние связи составляют целостность системы, еe единство.
В качестве третьего принципа диалектики можно рассматривать взаимосвязь «части» и «целого». «Часть» и «целое» выступают и как категории диалектики. Существует несколько типов целостности: а) неорганизованная или суммарная целостность континуума; б) организованная целостность молекулы, кристалла, Галактики, языка; в) органическая целостность биологического вида или общества.
Часть и целое выражают отношения между совокупностью предметов и связью, которая их объединяет и ведeт к возникновению новых свойств и закономерностей, которых нет у предметов в их разобщeнности. Связь выступает как целое, а предметы – как части. Например, поваренная соль (NaCh) – целое; а элементы (Na и Ch), соединение которых даeт это вещество – части, не имеющие с ним почти ничего общего. Тип связи определяет тип целого; целое может быть структурным, функциональным, развивающимся. Проблема части и целого была поставлена в античности, развита в диалектическом материализме. Целое и часть свойственны всем формам движения материи: на уровне атома, клетки, организмов, общества (семьи, государства, нации). В процессе познания важно учитывать несводимость свойств целого к свойствам частей и наоборот. Познание части и целого осуществляется при помощи специальных приeмов – анализа и синтеза.
Метафизика – это совокупность учений о развитии, способах и формах познания, объясняющих это другими по сравнению с диалектикой способами. Принципы метафизики следующие: независимость и известная самостоятельность законов бытия; значимость при изучения объекта или явления внешних связей, а не внутренних; тезис о том, что движение не может исходить из самой материи, что в любой ситуации есть внешний толчок, побуждающий объект к изменению ситуации; что характер развития состоит в эволюционизме, или катастрофизме, а не постепенном количественном и качественном нарастании изменения; что развитие возможно в форме прогресса, регресса или развития по кругу; что мир состоит из отдельных явлений и вещей; что следует изучать отдельные явления, а не целостные системы, причeм основной подход должен быть иррациональный; что бытие в своих свойствах и развитии непознаваемо.
Категории диалектики как понятия универсальных связей бытия: единичное – общее; явление – сущность; форма – содержание и т.д. В категориях диалектики выражены понятия об универсальных свойствах бытия. Категории диалектики выступают в парах, выражающих противоположные друг другу содержания. Чтобы разъяснить каждую категорию, необходимо знать определение составляющих еe понятий.
Единичное – это объект в совокупности его свойств, отличающих его от других объектов и составляющих его индивидуальную количественную и качественную определeнность.
Общее – это единичное во многом.
В качестве примера принципа единичного и общего можно рассматривать «часть: целое».
Содержание – это единство всех составляющих элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.
Форма – это способ существования и выражения содержания.
Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма проявления сущности.
Сущность – главное, основное, определяющее в природе, существенные свойства, связи, противоречия, тенденции развития объекта.
Законы развития: количественная и качественная характеристика вещей, их взаимодействие; цикличность и поступательность. Прогресс и регресс. Противоречия и их преодоление. От конфликта к гармонии. Традиционно существует три основных закона диалектики, к которым можно свести, как их частные случаи, все остальные. Законы диалектики называют также законами развития; они выражают суть диалектики и обнаружены уже в древних формах философии; однако, статус научности законы диалектики получили в философской системе Гегеля и были «доработаны» Марксом и Энгельсом. Формулировки Законов должны быть воспроизведены буквально, чтобы интерпретация «формы» не вызывала искажение «содержания» законов диалектики.
Речь идeт о Законе единства и борьбы противоположностей; Законе перехода количественных изменений в качественные (и обратно); Законе отрицания отрицания. Следует обратить внимание на взаимосвязь Законов диалектики.
Начнeм с качественных и количественных характеристик, так как любое изменение в своей основе начинается с накопления определeнного качества, которое при достижении определeнного количества, своей меры, посредством скачка или перехода превращается в новое качество. Новое качество также продолжает накапливаться, пока не достигает своей предельной меры, за которой следует нарушение меры, скачок, еe переход в новое качество и т.д. В накоплении количественных характеристик «зреют» противоречия, которые, сформировавшись, приводят к нарушению меры и возникновению нового качества, после чего начинается новый цикл: происходит процесс накапливания количественных изменений и переход в новое качество.
В моменте перехода «старого» качества в «новое» обнаруживает себя Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположными являются старое и новое качество, их противоборство есть одновременно и единство, так как пока они не разъединились как разное, они существуют в нерасчленимом едином виде. Когда происходит скачок, новое не бывает абсолютно новым, оно содержит элементы старого, но уже не есть старое как таковое. Этот момент смены старого новым Гегель обозначает термином «снятие», подчeркивая, что старое сохраняется в родившемся новом. Следует добавить, что немецкие формы «Aufheben» и «aufheben» содержат также значение «поднимать», т.е. речь у Гегеля идeт о переходе на другую ступень при смене старого новым, о развитии по спирали, а не прямолинейном движении. Спираль как схема развития возникает при движении вперeд и вверх или назад и вниз – в этом состоит диалектика процесса движения, соответствующая прогрессу или регрессу. Формирование противоречий создаeт ситуацию конфликта; по мере роста количественных изменений, означающего «формирование противоречия», причина конфликта становится «всe более явной»; скачок означает прорыв из ситуации конфликта и формирование нового единства противоречий. Эта ситуация единства противоречий представляет временную гармонию. Согласно диалектическим воззрениям, в любой сфере жизни, развитие возможно только через формирование противоречий, их выявление и преодоление во временной гармонии единства. Диалектическое развитие может быть обозначено как движение «от конфликта к гармонии».
Повторяющиеся моменты «снятия» иллюстрирует третий Закон диалектики – «отрицание отрицания»; собственно ряд «снятий» образует спираль развития.
Законы носят универсальный, всеобъемлющий характер, потому что позволяют применить их в самых разных сферах деятельности, не только мыслительной. Их применение, оперирование ими, предполагает использование ряда понятий, которым следует дать определения.
Качество – целостная характеристика функционального единства существующих свойств объекта, его внутренней и внешней определeнности, относительной устойчивости, его отличия, а также сходства с другими объектами.
Свойство – способ проявления определeнной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие.
Количество – внешнее, формальное отношение предметов и их частей, а также свойств и связей.
Скачок – процесс конкретного изменения качества, надлом старого и рождение нового.
Развитие – происходит в преемственности и отрицании; оно может происходить по бесчисленному количеству направлений, по спирали.
Законы диалектики позволяют рассматривать процессы развития в их цикличности, поступательности, обратимости, необратимости в развитии, прогрессе, регрессе и т.п.

Однако в XIX в., особенно со второй его половины, ситуация в науке существенно изменилась. Здесь на первый план выдвинулись исторические науки — историческая геология, палеонтология, сравнительная анатомия, теории общественного развития. Идея развития властно вторглась в сознание исследователей, не только философов, но и обществоведов и естествоиспытателей. Классическая метафизика исчерпала себя. Взамен нее возникли две разновидности так называемой неометафизики — способа мышления, который не отрицает развития (более того, признает его всеобщность и выступает с претензией на адекватное, наиболее последовательное отображение его), однако понимает его односторонне, упрощено, а потому в конечном счете приходит зачастую к тем же результатам, что и классическая метафизика — к отрицанию сути развития. Этими разновидностями неометафизики являются плоский ("вульгарный") эволюционизм и эмерджентизм (катастрофизм, "революционаризм"). В особую концепцию развития первая из них конструировалась в середине XIX века (работы Г.Спенсера), вторая— в начале XX-века (А.Бергсон, С.Александер, К.Л.Морган), хотя идеи эволюционизма (Ламарк) и катастрофизма (Кювье) начали складываться задолго до этого.

Названные неометафизические концепции отличаются друг от друга и от диалектики как всесторонней концепции развития именно по пониманию механизма, направленности и источника развития. Если диалектика рассматривает развитие как непрерывно-прерывный процесс (постепенно количественные изменения влекут за собой "перерыв постепенности" — скачкообразный переход к новому качеству), то эволюционизм преувеличивает роль постепенности, а эмерджентизм — роль скачка, т.е. они разрывают, противопоставляют друг другу прерывность и непрерывность развития. Если диалектика настаивает на единстве повторяемости и поступательности и развитии (новое повторяет старое, но на более высокой базе), то эволюционизм абсолютизирует момент повторяемости, а эмерджентизм — момент голой поступательности, неповторимости. Если диалектика источник развития видит в противоречивом единстве внутреннего и внешнего (предмет развивается благодаря внутреннему противоречию за счет переработки условий его бытия), то эволюционизм источник развития видит в сугубо внешних, а эмерджентизм — в сугубо внутренних факторах.

Как видим, эволюционизм и эмерджентизм односторонне фиксируют один из моментов развития, упуская из виду другой. В этом их метафизичность и недостаточность. Преимущество же диалектики в ее всесторонности в том, что она учитывает, синтезирует рациональное содержание их обоих. Поэтому неоправданно говорить об эволюционизме и эмерджентизме как об альтернативах диалектики, ибо они не составляют противоположность диалектики, так как фиксируют один из моментов ее. И развитие неометафизических концепций не удаляет их от диалектики, а объективно приближает к ней. Альтернативными скорее можно назвать неометафизические концепции в их отношении друг к другу, поскольку каждая из них фиксирует как раз то, что упускает другая, т.е. поскольку они суть крайности. Диалектика же имела свою альтернативу в классической метафизике; сейчас же весь ход научного, в том числе философского, развития объективно "работает на диалектику". Участившиеся в последнее время разговоры о "кризисе диалектики" основываются на том, что существующая диалектическая концепция пока не смогла ассимилировать то рациональное, что было выработано неометафизиками, виной чему прежде всего является крайняя догматизация диалектико-материалистической философии в сталинско-брежневское время. Стало быть, идея "кризиса диалектики" представляет собой некритическую фиксацию, субъективную оценку наличной ситуации в философской методологии без учета объективных тенденций дальнейшего развертывания этой ситуации.

Как видим, наиболее существенные стороны развития, которые позволяют понять его как объективно развертывающийся процесс и отличить диалектику от старых и новых разновидностей метафизики, концентрировано выражаются в трех основных законах диалектики. Однако детальному рассмотрению последних целесообразно предпослать общий очерк объективной логики развития как процесса.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1150 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...