Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Характеристика художественных стилей и течений в европейской культуре ХVII -ХVIII веков



РОКОКО КЛАССИЦИЗМ РОМАНТИЗМ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ
От фр. – осколки камней, раковины. Более легкая разновидность барокко. Возник во время правления Людовика ХV, стремившегося к наслаждению, веселью, отражал гедонистический характер мадам Помпадур. Отражал легкомысленность и сиюминутность земных наслаждений, стремление к уходу от реальной жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов. Ориентирован комфорт, изысканность в архитектуре, предметах обихода. Выражался в обилии зеркал, динамичности, грациозной ритмичности и асимметричности форм декоративного панно, в узорах и завитках, инкрустации изящных столиков, пуфиков в дамских салонах. Интерьер обильно декорируется фарфоровыми безделушками Севрской и Мейсенской мануфактур. В музыке ценности, идеалы данной эпохи наиболее полно отражались в дребезжащих звуках клавесина, а в литературе – в коротких стихотворениях-зарисовках, например: Кукушка, Мельница, Кокетка, Жеманница, Заноза в пальце прекрасной дамы. От лат. - образцовый (обратился к античному наследию как к норме, идеалу). Возник в странах с сильной королевской властью (Франция, Людовик ХIV). Отражал величие государства, идеи Просвещения, представления о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе. Подчинял человека общественной системе, сравнивал с идеальным образцом оптимистично настроенного гражданина – патриота своей родины. Просветительский классицизм ХVIII века стремился максимально усилить индивидуальность и личностное начало, что проявилось в стремлении к научному эксперименту и в написании романов. Возникает в странах с разрушенной политической и экономической системами (Германия, общество "Буря и натиск"). Стремился подчеркнуть индивидуальность и неповторимость каждой личности с трагичным восприятием несовершенного мира. "Лишний" человек, бунтарь, революционер, непонятный герой своего времени убегал в пространстве и во времени от реальности будней в фантастичный и чудесный мир Востока либо средних веков. Возрождается культ рыцаря и Прекрасной Дамы, изучается и идеализируется средневековье. Зародился во Франции (от фр. - чувство) в недрах просветительского рационализма, был особенно популярен в Англии, Германии. Исходил из представлений об изначальной чистоте, доброте, высокой нравственности человеческой натуры утрачиваемых в процессе отделения человека от природы и слияния с обществом. Раскрывал внутренний богатый мир чувств и мыслей простолюдина. Пример – лиричные интимные произведения, передающие особенности мира человеческих переживаний. Данное течение не было сформировано в единый стиль, не имело теоретической базы, носило обличительный характер. Пример - работы французского художника Ж.-Б. Греза, серия произведений английского графика У.Хогарта. Был наиболее популярен в Голландии (Малые голландцы). Послужил основанием для возникновения в ХIХ веке нового стиля - реализма, а в ХХ веке – социалистического реализма (СССР).

Российская культура ХVII-ХVIII веков

В 1717 году было издано Юности честное зерцало или показание к житейскому обращению дворян.., заменившее Домострой. Данное произведение послужило основанием для коренного изменения правил поведения и начала разрыва между светской и народной субкультурами.

Основные правила:

почитать отца и мать (когда от родителей им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не вздевать – дань уважения, возле них и прежде оных не садиться, при них в окно телом всем телом не выглядывать, стоять не сними рядом, а немного позади. В доме ничего своим именем не приказывать, а только именем отца или матери, не должно без имени родительского бранить слуг, а если придется бранить слуг, то делать это нужно вежливо и учтиво. У родителей речей перебивать не надлежит и ниже прекословить, в речи не впадать, но ожидать пока они выговорятся. На стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобными деревенскому мужику).

вежливым и тактичным при общении (Без спросу не говорить, а когда говорить случиться, то делать это надо благоприятно, а не криком и ниже с сердцем и с задором, дабы отрок не выглядел бы сумосбродом. Говорить он должен только правду, истину, а в чем сумневается – или не говорить вовсе или говорить с оговоркой. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы с каким иностранцем высоколицым говорить случилось. Когда родители или кто спросит, позовут, то должен он им отозваться и отвечать тот час, как голос послышит. И тот час сказать: что изволите государь батюшка, или государыня матушка или что мне прикажите государь, а не так, “что”, “што”, “чего”, “как ты говоришь”, “чего хочешь”. И не дерзостью отвечать. Исправно примечать все и многожды назад не бегать и прежнего вдругоядь не спрашивать. Такожды молодые дворяне должны говорить благочинно, учтиво, вежливо, разумно, говорить немного, не перебивать. Если речь печальна, то и самому быть печальну, а если речь веселая, то и самому быть таковым).

воспитанным, образованным, сдержанным (никто себя сам много не хвали и не унижай и не срамоти, а говори как дело в подлинном действии, не ожидай и не делай ничего того, чтобы с другой стороны похвалу быть. Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай, и в нужде их, им служи, так же об умерших никакого зла не говори. Также молодые люди должны совершенствоваться в своем обучении: наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и добрый разговор учинять. Отрок должен быть учтив, вежлив как в словах, так и в делах. Лучше про которого говорят, что он есть вежливый, смиренный кавалер, нежели когда скажут, что он есть спесивый болван. Если двое или трое между собой тихо переговариваются, к ним не приступать, но на сторону удалиться, пока они между собою переговорят. Когда тебя о чем спросят, то надлежит отозваться и дать ответ, как пристало, а не маши рукою и не кивай головою или иным каким неприятным образом на подобие немых, которые знаками говорят. Должно когда будешь на улице, в церкви, никогда в глаза не смотреть, якобы из них насквозь кого хотел проводить, и ниже везде не заглядываться или рот разиня ходить, яко ленивый осел, но должно благочинно, пристойно и смирно).

благороден в мыслях и поступках (отрок должен быть трезв и воздержан, никуда, что его не касается не встревать. Отрок должен всегда и во всем уступать, если это не касается его чести. Не должно выдавать чужих тайн, не должно читать чужие письма, а также считать чужие деньги или товары. Младой отрок да не будет пересмешлив или дурацких шуток заобычен, но надо честь свою исправно охранять и с такими людьми ничего не вчинять и поводу тому не давать. Если отрок кому-то дает обещание дать, подарить или иное что учинить, то ему надлежит это учинить вскоре).

гармонично развитым, нравственным, духовным (всегда время пробавляй в благочестии, а праздность и безделье отнюдь не бывает, так как от лени разум затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать нельзя, кроме дряхлого тела и чревоточины, которая с ленностью тучно бывает. Младой отрок кроме того должен быть бодр, трудолюбив, прилежен, беспокоен как в часах маятник, тем служить примером для слуг. От пьянства, чужеловства – блуда, играния должен каждый отрок себя держать т от того бегать, ибо из того ничто ино не вырастет, кроме великой беды и погибели дому его и разорения пожиткам. Главные добродетели: приветливость, смирение, учтивость. Общаться младой отрок должен только с благородными людьми, а кто злодейством живут, от тех бегать яко от яда или лютого мора – такмо скажи с кем ты обходишься, то можно признать, какое счастье тебе впредь будет. Отрок должен быть умерен в тратах, надобно держать по приходу расход).

обладать хорошими манерами (младые отроки не должны носами храпеть и глазами моргать и шеей и плечом якобы из повадки трясти и руками шалить, не хватать или подобное неистовство не чинить, дабы не было вправду повадки и обычая, так как такие повадки младого отрока весьма безобразны и их в доме высмеивают. Не малое отроку есть краса, когда он ожидает, пока его танцевать или к столу идти с другими пригласят, ибо говорится – смирение – молодцу ожерелье. Когда в беседе или в компании случится в кругу стоять или за столом или танцуя надлежит непременным образом в круг не плевать, но на сторону, ногами так чисто как можно стереть или в платок харковину, чтобы другим от этого не сгадить.

Не прилично руками и ногами по столу везде колобродить, но смиренно ести, вилкой и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колотить и не стучать, а должен тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть. Рыгать, кашлять и подобные грубые действия в лице другого не чини, чтоб другой дыхание и мокроту желудка, который восстает не мог чувствовать, но всегда либо рот закрыть или отвороти рот на сторону или скатертью или полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться и тем не сгадить. И сия малая гнусность, когда кто часто сморкает яко в трубу трубит и громко чхает, будто кричит и тем в прибытии других людей детей малых пугает и устрашает).

Отрок должен быть благовоспитанным. Когда придется тебе с друзьями за столом сидеть, содержи себя в порядке, обрежь свои ногти, да не явятся они яко бархатом обшиты, умой руки и сиди благочинно, сиди прямо, не хватай первый блюдо, не жри как свинья и не дуй в ушное – уху, чтобы везде брызгало, не сопи, первый не пей, будь воздержан. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить – не утирай губ рукою, но полотенцем и не пей, пока пищи не проглотил, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом, зубов ножом не чисти, но зубочисткою и одной рукой прикрой. Хлеба, приложа к груди не режь, ешь, что перед тобою, а другого не хватай. Над яствами не чавкай как свинья и головы не чеши, не проглотив куска не говори – ибо так делают крестьяне! Не делай забор из костей, корок хлеба и прочего. Когда перестанешь есть, возблагодари бога, умой руки и лицо, выполощи рот.

У девушек воспитывались следующие качества:

охота и любовь к Слову Божию, истинное признание Бога, страх к Богу, смирение, благодарность к Богу и людям, молитва и призвание к Богу, христианское исповедание веры, почитание родителей, трудолюбие, благочестие (сдерживание желаний), добродетельность и приветливость, стыдливость (умение краснеть), милосердие, чистота телесная, воздержание и трезвость, целомудрие, бережливость и довольство, благотворительность, благодеяние, щедрость, правосердие, верность, говорение правды, молчаливость.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 196 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...