Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
СТРАНЫ | Италия | Германия, Франция, Нидерланды |
Хронологические рамки | XII-XIV | XIV-XVI |
Тип культуры | Переходный, креативный | |
Смысловая основа | Гуманизм, антропоцентризм, свобода, логоцентризм и визуальное восприятие, за основу взяты идеалы Античности. | Пантеизм (растворение бога в природе после сотворения мира), реформизм, стремление к свободе, за основу взяты ценности готического периода (духовное совершенствование), логоцентризм и визуальное восприятие. |
Характер | Эстетический. | Этический. |
Особенности культурной системы | Стремление к гармонизации внешней и духовной красоты, профессионализм и специализация художников, отделение науки от религии, объединение науки и искусства, создание искусствоведческих трактатов (литеры Гуттенберга). | Психологизм, создание типов характера человека, подчеркивание индивидуальности, печатание искусствоведческих трактатов (ксилография), узкая специализация художников, соединение науки, религии и искусства. |
Особенности художественной культуры | Светскость, реализм, динамичность, пропорциональность, материальность изображения (появление объема, перспективы и новаций в манере, в колорите, в композиции, в технике), формирование традиций станковой живописи (изобретение стекла), универсализация искусств, увеличение значения меценатства. Все увиденное составляло предмет познания художника. | Религиозность, символичность и условность, трагичность, мистичность, синтез искусств, увеличение значения меценатства. Повышается внимание к реальной жизни, к жизни вещей, характеризующих человека. Все увиденное – есть творение бога и достойно изображения. |
Специфика жанровой живописи | Портрет, автопортрет (изобретение зеркала), модификация приемов в скульптуре и архитектуре (купола, приемы хиазма и контрпоста, специфика обработки круглой скульптуры), речитатива. Новации: (законы пластики, типы рельефов, типы зданий, рустовка, шахматный или радиальный порядок расположения улиц, импровизация и музицирование, типы танцевальной музыки, жанры инструментальной музыки, музыкальные инструменты, жанры литературы (на национальном языке), типы театра. Новые стили: немецкий (современный, готический), классический (римский), национальный (традиционный, итальянский). | Пейзаж (в том числе марина), портрет (реального человека, часто физически безобразного, но высокодуховного), бытовой жанр (соединение сцен крестьянской жизни с библейскими и мифологическими сюжетами), натюрморт (демонстрация изобилия, плодородия, богатства). Новации в станковой графике, в том числе в портрете (пишут с натуры акварелью, углем, карандашом, сангиной), в колорите (использование двух-трех основных цветов), появление новых типов театра, музыкальных инструментов, жанров литературы и музыки. Модификация миниатюры (выражала богатство реального, предметного мира), колорита. |
Сонет – от латинского звучать, звонкость появился в ХIII веке в Сицилии и распространился в Англии и во Франции в ХVI веке. Он состоял из 14 строф и имел размер 5-6 стопного ямба:
– 1 и 2 катрены по 4 строфы. В 1 – экспозиции звучит основная тема, во 2 – эта тема развивается.
– 3 и 4 т ерцеты по 3 строфы, где в 3 происходит снисхождение темы и приближение развязки, а в 4 – наступает долгожданная развязка. Все рифмы звонкозвучны, построены по правилам композиции, где каждая строфа – конечное целое, а последняя строфа – самая яркая по мысли и образности.
Формы сонета: царский венок – 15 строф, причем 15-ая включает в себя по 1 строчке от каждого 4стишия, хвостатый – 2 катрена и 3 терцета, опрокинутый – 2 терцета и 2 катрена, безголовый – 1 катрен и 3 терцета, хромой – 4-й стих в катрене – длиннее, женский – 3 катрена, а 4 – двустишье.
Б. Микеланджело (4,4,3,3)
Будь чист огонь, будь милосерден дух,
Будь одинаков жребий двух влюбленных,
Будь ровен гнет судеб неблагосклонных,
Будь равносильно мужество у двух.
Будь на одних крылах в небесный круг
Вознесена душа двух тел плененных,
Будь пронзено грудей воспламененных
Единою стрелою сердце вдруг.
Будь каждый каждому такой опорой,
Что, избавляя друг от друга
К одной мечте идти двойною волей.
Будь тьмы соблазнов только сотой долей,
Вот этих верных и любимых уз –
Ужель разрушишь их случайной ссорой?
У.Шекспир (4,4,4,2)
Когда бы прелесть всех твоих красот
Раскрыла пожелтевшая страница,
Сказали бы потомки: “Как он лжет,
Небесными творя земные лица”.
Но заживо твой сын достиг времен –
Ты б и в стихах, и в нем был воплощен.
Никто. И вот на черные чернила
Моя любовь весь белый свет сменила.
Когда умру, недолго плачь – пока
Не возвестит протяжный звон церквей,
Что из худого этого мирка
Я перебрался в худший мир – червей.
Чтоб свет не видел, как тоскуешь ты,
И мы не стали жертвой клеветы.
Альбрехт Дюрер (1471-1528) – великий живописец, скульптор, теоретик искусства (книга о пропорции), философ, гравер, математик, анатом, инженер, перспективист Северного Возрождения. Создал 80 станковых произведений, более 250 гравюр, более 1000 рисунков. Самые знаменитые произведения: автопортреты – первый был написан в 13 лет, Праздник четок, Адам и Ева, Всадник, смерть и дьявол, Четыре ведьмы, Четыре апостола, Четыре всадника, Апокалипсис, Меланхолия.
Символика диптиха «Четыре апостола» (об истине) – одновременное объединение и разделение дуальностей. Он построен по принципу зеркальности с использованием рассечения фигур потоком света. Все фигуры – воплощают различные стихии. Слева – Иоанн (олицетворяет воздух) и Петр (ассоциируется с водой), изображается с раскрытой книгой. Справа – Павел (Савл – олицетворяет воинствующий огонь), держит закрытую книгу и Марк (также олицетворяет иссушающий огонь) держит меч.
Особенности культурного развития европейских стран Нового времени
Расщепление целостного образа человека, дальнейший процесс отчуждения не только от природы, но и от общества (государства, семьи) характеризуют искусство всей послеренессансной эпохи. Сдержанность и статичность искусства Возрождения сменились гиперболичностью, аффектированностью, патетикой, эмоциональной напряженностью, контрастностью асимметрией нового стиля – барокко. Обилие позолоты, зеркал, анфилад, декоративных элементов искажали реальное пространство.
В переводе с итальянского «barocco» – вычурный, причудливый, а с португальского это слово буквально означает «жемчужина неправильной формы». Барокко зарождается в ХVI веке в Италии, распространяется в Испанию и зависимые от нее Португалию, Фландрию. В ХVII веке данный стиль стал популярен в Германии, в Англии, в странах Восточной Европы. В первой половине ХVIII века – в России.
В религиозной тематике преобладает интерес к сюжетам мученичества. Отражая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе противоречивые элементы: черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессии с рассудочностью, со стремлением к роскоши, к демонстрации богатства и величия.
Таблица № 13
Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 209 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!