Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ПРИЧИнЫ самобытности русской культуры | Особенности русской культуры | |
I.1. Природно-демографические условия: Огромные пространства + полное отсутствие гор + большое количество рек. | Пульсирующий ритм развития. «Русская душа ушиблена ширью» (Бердяев).Уход духовной энергии внутрь (в созерцание) + особый строй русской души (воля=свобода+просранство).Особенные формы искусства (русская пляска, протяжные песни, быстрая езда). | |
1. Разнообразие природных регионов: от тундры на севере, лесной и лесостепной полосы в центре до степи на юге. | Эта особенность оформила полицентризм + многовариантность путей культурно-исторического развития. Перемещение культурного из одного региона в другой (Киев®Владимир®Москва®С.-Пб.). Сохранение традиций + обогащение за счет новых культурно-исторических воздействий. | |
2. Пограничность – в XIII веке Россия располагалась на территории и Европы и Азии. | Евразийский Универсум, свободолюбие | |
3. Близость Степи (всегда была архетипом враждебности). | Деспотические черты государственно-политического устройства, иррационализм. | |
II. Многообразие этнического материала: территорию, на которой образовалось русское государство, населяло более 150 племен. | Пластичность, синтетичность, толерантность (терпимость к чужим верованиям и особенностям чужого поведения), как следствие соборность русской культуры, ее «всечеловечность», внеграничный характер. | |
III. Специфика климата и хозяйственного уклада | Экстенсивный путь развития, динамичность русской культуры, восприимчивость ко всему новому, колонизация, выступающая гарантом выживания («колонизация – основная черта русской истории» (Ключевский). | |
IV. Постоянная военная опасность (набеги кочевников, попытки католизации России с Запада, татаро-монгольское иго). | Высокая адаптивность русской культуры: расцвет вследствие полилога, несмотря на тяжелые общественно-исторические условия (например, «золотой» век русской культуры пришелся на самую мрачную эпоху николаевской реакции, «серебряный» – на смутное время рубежа XIX-XX веков. | |
V. Ярко выраженная государственная доминанта, что связано с особенностями механизмов национально-государственной и культурной консолидации и малой энергоемкостью. | «Дихотомичный» характер русской культуры (бинарность, двойственность, взрывоопасность) и синкретизм: двоеверие, широкие еретические движения (XIV, XVI-XVII, XVIII), раскол (XVII-XIX), религиозный ренессанс рубежа XIX-XX веков, религиозное обновленчество нашего времени. Проявление коллективизма, пассивности, жертвенности, антиномичности, патернализма, централизма, бунтарства. |
Культура европейского средневековья
В раннехристианском искусстве помимо народного творчества (от кочевников – завоевателей) преобладающим являлось катакомбное искусство с античными мотивами, поминальным культом, символическим изображением – птиц (вестники мира), ягнят (паства), сирен (соблазн), виноградарь, пастух (Бог). Уплощенные, контурные силуэты фигур в хитонах, с акцентом на выражении глаз были достаточно объемны.
Первые храмы – базилики (по названию дома государственного архонта в Афинах – басилевса) строились в форме вытянутого креста-корабля с двускатной крышей. Перед входом на западе находился атриум – двор с водоемом. Впервые в храме появляется трансепт – поперечный неф, к церкви пристраиваются колокольни и баптистерии – специальное здание для крещения (многочисленных язычников), позже замененная на купель внутри церкви. На основании базилик в Х-ХII вв. надстраивались храмы в романском стиле.
В романский период каждая вещь, явление наделялись тайным смыслом, имело множество значений. Символы христианской церкви связаны с трансцендентным началом, поэтому их значение закрепляется в специально разработанном каноне. Выделяются высший уровень символов – огонь, средний уровень – звук (литургическое пение), низший – цвет, речь.
Символика формы:
– Храм– Ноев ковчег с тремя вертикалями мира (купол – небо), внешний мир как чешуя с адскими чудищами – греховен, шпиль – стрела в небо, духовные помыслы возносится к небу как свеча. Квадрат в его основании – место солнца, нефы – паруса корабля. По горизонтали храм соединяет четыре стороны света. Деревянные храмы – есть рукотворное чудо, созданное природой и озаренное Богом и человеком. Камень – символ горы, долго сохраняет энергию, в том числе агрессию, поэтому в храмах было запрещено сквернословить, проливать кровь. Окна храма – высший свет и огонь (мягкий свет из под купола, дымка ладана придают загадочность высшему миру).
– Дверные насечки, боковые колонны – стража у входа, колонны в храме – догматы веры, три двери – вера, надежда, милосердие, ребристые своды (нервюры) – пути спасения.
– Крест – огонь, солнце, выбор, страдания, в латинском кресте отражена легенда о том, что разбойник справа покаялся и возвысился, а слева – попал в ад.
– Свечи – письма в иной мир.
– Икона – окно в запредельный мир, источник света для возвышения человека. Считается, что главное не сюжет, а душевная связь с условно изображенным образом.
– Круг – вечность, бесконечность (нимбы), непостижимость.
– Точка – бесконечность начала и конца.
– Овал – яйцо, жизнь и смерть.
– Арки – гармония духовного и материального.
– Квадрат – материальный мир, устойчивость, независимость, прочность, а прямоугольник – неустойчивость, переходное состояние.
– Лист клевера на окнах церкви обозначает Троицу.
– Треугольник, повернутый вверх – духовная активность, а треугольник, перевернутый вниз – материальная активность; ромб – человек, человеческое начало (соединение духовного и материального), то же самое обозначает крест или вертикальная S в круге.
– Всевидящее око – знание, а изображение ока в круге, вписанном в треугольник на фронтоне (иудейского) храма – триединство Бога.
– Книга – высшее знание, истина (священное писание).
– Ключ – тайное знание, ведущее в небесное царство, позже – основание католической церкви.
– Меч – борьба.
– Рыба – Христос (с греч. Ихтис, см. форму митры Папы Римского).
– Пять ран Христа – победа духа над телом.
– Гранат – страдание, кровь Христа.
– Грецкий орех – Христос, прочность, непобедимость (кожура – человеческое начало, ядро с крестом – божественность и страдание).
– Яблоко – зло, искушение, раздор, познание.
– Дворняжка – человек в своем разумном состоянии.
– Змей – мудрость, знание, позже – искушение.
– Петух – Воскресение, победа над злом.
– Лев – мужество, могущество, орел – юность, ранее – посланник Бога. Оба – царские знаки.
– Жабы, волки, летучие мыши, драконы – дьявол.
– Роза – тайна бытия, изменчивый мир, красота и хрупкость мира, сила и беззащитность, духовная красота и жертвенность. Позднее – Дева Мария (чаще встречается на фронтоне романских соборов и на внутренней части крыши в готическом соборе).
– Лилия – чистота, Мария, позднее – царственность.
– Венок – победа над смертью, над властью дьявола, смерть через страдание.
– Греческий меандр – оптимизм и гармония.
– Перевернутый конус (чугунки славян, сердечки, индийские ступы) – энергия космоса.
– Голова – центр и вершина всего.
– Рука – защита правого, две руки – 12 апостолов.
Символика числа (пальцы рук):
1 – благополучие, 2 – ясный разум, 3 – милосердие, триединство, священная трехслойность мира, 4 – раскаяние, 5 – вера и добрая воля, 7 – свойства 4+3, 8 – недостаток в человеке, 9 – человек 4+3+2, 10 – сверхчеловек, божественное начало, 12 – священные апостолы, 13 – Христос и его ученики.
Символика цвета:
Романский период: золотой, желтый – небо, духовное возвышение (нимбы); белый – чистота, отход к небесному миру; красный – страдания земные, святость, слава; синий – мудрость; зеленый – вечная жизнь; коричневый – приземленность и материальность; голубой – небесная чистота; черный – потусторонний мир, тайна, адский мир.
Готический период – время расцвета монументальной живописи (орнамента) с использованием сложных цветов (таких как лиловый), с реалистичной моделировкой костюма (в соответствии с модой того времени), с изображением современной прически. Дробность форм, претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, наивный реализм, внимание к внутреннему миру человека и его телесной природе в жанровых, бытовых и сатирических сюжетах, в пейзаже сочетаются с поклонением иконе (божественным образам).
Изменяется символика цвета. Фиолетовый обозначал тревогу, изменчивость, непостоянство, молитву, кровь и небо. Синий – верность; зеленый – влюбленность; сочетание черного, оранжевого, белого – отказ от аскезы.
Интерпретация символов зависела, в том числе от их восприятия различными общественными группами, дополняющих друг друга, взаимодействующих через совокупность субкультур: духовно-церковной, народно-массовой, бюргерской, феодально-рыцарской. Субкультура – это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах (языке, стиле и манере поведения, прическе, одежде, обычаях, ритуалах) противостоящая целому, но в основных чертах (ценностях) согласующаяся и продолжающая культуру нации. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей и находится в конфликте с общепринятыми ценностями.
Таблица № 11
Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!