Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Аверинцев С.С. СИМВОЛ художественный



// // Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. – К.,, 2001. –с. 155-157.

Символ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета), в искусстве — универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории — с другой. В широком смысле можно сказать, что символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий символ есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, символ); но если категория образа предполагает предметное тождество самому себе, то категория символа делает акцент на другой стороне той же сути –на выхождении образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, интимно слитого с образом, но ему не тождественного. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты), но и разведённые между собой и порождающие между собой напряжение, в котором и состоит сущность символа. Переходя в символ, образ становится «прозрачным»; смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива, требующая нелегкого «вхождения» в себя

Смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо «вжиться». Именно в этом состоит принципиальное отличие символа от аллегории: смысл символа не существует в качестве некоей рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из образа. <…>

Здесь же приходится искать и специфику символа по отношению к категории знака. Если для внехудожественной (например, научной) знаковой системы полисемия есть лишь бессодержательная помеха, вредящая рациональному функционированию знака, то символ тем содержательнее, чем более он многозначен: в конечном же счете содержание подлинного символа через опосредующие смысловые сцепления всякий раз соотнесено с самым главным – с идеей мировой целокупности, с полнотой космического и вселенского «универсума». Уже то обстоятельство, что любой символ вообще имеет смысл, само символизирует наличность «смысла» у мира и жизни. «Образ мира в слове явленный2, – эти слова Б. Пастернака можно отнести к символике каждого большого поэта.. Сама структура символа направлена на то, чтобы погрузить каждое частное явление в стихию первоначал бытия и дать через каждое частное явление целостный образ мира.<…>

Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего. <…>

Хотя символ столь же древен, как человеческое сознание, его философско-эстетичексое осмысление — сравнительно поздний плод культурного развития. <…>

Современная наука подходит к анализу проблем символа и аллегории как частных разновидностей художественного образа, исходя из учения об искусстве как специфической форме отражения действительности.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 3383 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...