Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Верования и культы



Традиции бытовой и обрядовой культуры у казахов проявились в повседневной жизни. Это было связано с различными домусульманскими верованиями, древними обычаями и обрядами. Древний культ огня в виде очищения огнем- «аластау» (от древнего слова «алас»- ночной свет, священный огонь) проявлялся в различных аспектах жизни казахов. этот обряд совершался при перекочевке с зимовки на джайлау. Так, весной выезжая из зимовки и осенью, возвращаясь в нее, в обязательном порядке соблюдался обряд очищения зимовки и скота огнем. Откочевывая от зимней стоянки, весь скот прогоняли между двумя кострами или же, приезжая в зимовку, заходили с факелом огня. Культ огня наблюдался в семейной жизни, так перед укладыванием ребенка в люльку, совершали обряд очищения огнем (аластау). Даже некоторые болезни людей в прошлом «лечились» огнем. Почитание очага каждой семьи свято соблюдалось всеми. Казахи запрещали плевать, перешагивать через огонь, даже запрещалось наступать на место, где когда-то разводился огонь. Во время летних перекочевок каждый аул особое внимание уделял торжественности оформления кочевого каравана. Для этого на головного верблюда устанавливали четырехглавую каркару из длинных перьев фазана. По представлению народа красивые перья фазана, обращая на себя внимание посторонних, предохраняли кочевой караван от сглаза и от различных неприятных случайностей в пути. Важную роль играли и космогонические представления. Казахи издревле наблюдая за ночным небом, знали многие небесные тела, отличающиеся от других особыми приметами, по ним хорошо умели ориентироваться, как по времени, так и по сторонам света в ночное время. Такими были Полярная звезда (Темір қазық), Большая медведица (Жеті қарақшы), Плеяды (Үркер), Венера (Шолпан), Юпитер (Есекқырған), Млечный путь (Құс жолы), Сириус (Сумбіле), Орион (Ұшарқар-таразы) и т.д.

Есть у казахов обряды, связанные с гостеприимством. Так, при входе гостя отворяет дверь сам хозяин юрты, а при выходе – сам гость. А также, входя в юрту, посторонние не должны жевать во рту любую пищу, даже – жвачку, а при выходе, наоборот, предпочитается жевать во рту что-либо из пищи. Недаром Ч. Валиханов приводит народную поговорку, «К врагу входят жуя, а от друга выходят жуя».





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...