Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Музыка, театральное искусство



Музыкальное Возрождение, сложившись в своих первоначальных формах в XIV в. как направление «Новое искусство» в Италии (Ф. Ландино) и Франции (Гилбом де Машо) впоследствии выдвинуло ряд новых полифонических школ: английскую (Дж. Данстейбл, XV в.), нидерландскую (XV – XVI вв.), французскую, немецкую, римскую, польскую, чешскую и др. (XVI в.).

Профессиональное многоголосие развивалось на почве национального народного творчества, влиявшего на светскую и церковную музыку. Получили самостоятельное развитие жанры светского музыкального искусства, наполненные гуманистическим содержанием и яркой образностью. Среди них повсеместно распро­странен мадригал (родина его - Италия, мастера Л. Маренцио, Джезуальдо ди Веноза) и французская многоголосная песня (Манекен, Орландо, Лассо); в праздничном красочном культовом искусстве венецианцев (А. и Дж. Габриели) обнаруживаются светские устремления Возрождения, настолько сильные, что в период Контр­реформации ставится вопрос об изгнании многоголосия из религиозно­го культа. И только музыкальная реформа главы римской школы Палестерины, отразившая, в свою очередь, некоторые прогрессивные тенденции Возрождения, спасла полифонию для католической церкви. Освободительное движение народных масс в эпоху Возрождения породило протестантские гимны: чешские (гуситские песни), немецкие (лютеровский хорал), французские (гугенотские псалмы), польские (псалмы М. Гомулки) и др.

Возрождение дало мощный толчок развитию инструментальной музыки (вариации, фантазии, пьесы для лютни, виолы, скрипки, клавесина, органа и т.д.). Эпоха Возрождения завершилась возник­новением самостоятельного стиля оркестрово-ансамблевой и органо-клавирной музыки (А. и Дж. Габриели) и созданием новых музыкаль­ных жанров - оперы, кантаты, оратории, сольной песни. Опера, с ее гомофонно-речитативным складом, возникла во Флоренции как попытка воскресить античный театр - идея, характерная для всего Возрождения. Идеи Ренессанса обогатили также науку о музыке (Глареан в Швейцарии, Дж. Царлино и В. Галилей в Италии, Ф. Салинас в Испании).

Прогрессивное гуманистическое содержание эпохи Возрождения получило яркое раскрытие в театральном искусстве, ставшем могу­чим средством борьбы против феодально-церковной идеологии, проводником нового отношения к человеку и жизни. Демократический характер освободительных устремлений эпохи Возрождения создал основу расцвета национальной театральной культуры. В ряде стран складывается оригинальная драматургия, пронизанная новым гумани­стическим мировоззрением. Центральное место в произведениях драматургии того времени занимает образ человека, наделенного чертами мощной индивидуальности; перед актером встает задача раскрытия его сложного внутреннего мира, создания психологически глубоких и многогранных характеров. Этим обуславливаются особенно­сти реализма в театре эпохи Возрождения, для которого характерны воспроизведение традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагического и комического, поэтических и буффонно-площадных элементов, высокая поэзия и патетика. В эпоху Возрождения происходит профессионализация театра, зарож­дается теория драмы и актерского искусства, создаются первые театральные здания.

Театральное искусство эпохи Возрождения возникает впервые в Италии. В конце XV - начале XVI вв. по образцам античной драмы здесь создаются первые гуманистические пьесы А. Полициано, Л. Ариосто, Н. Макиавелли и др. Однако в обстановке феодально-католической реакции в итальянской драме проявляются черты аристократизма (Дж. Триссино и др.). Синтез народного театра и литературной драмы в значи­тельной мере осуществляется во второй половине XVI - начале XVII вв. в Испании (М. Сервантес, Лопе де Вега). Своего наивысшего расцвета театр Возрождения достиг в творчестве В. Шекспира.

Наука.

Одной из важнейших особенностей эпохи Возрождения является возникновение научного естествознания, обусловленное потребностями зарождающегося капиталистического производства – заменой ремесленного труда промышленным. Развитие ремесел, мануфактурного производства (ткачества, часового и красильного дела, металлургии) доставило огромный материал для наблюдения и новые средства для экспериментирования. «Можно сказать, что собственно систематическая экспериментальная наука стала возможной лишь с этого времени» (Ф. Энгельс)[7].

Развитие научного знания стимулировалось не только экономикой, но внедрением новых технологий. Усовершенствовалась строительная техника и фортификация, разрабатываются гидротехнические сооружения (каналы, плотины), внесен в клад в баллистику, развитие огнестрельного оружия.

Поиски новых морских путей, необходимых для развивавшейся торговли, привели к важным географическим открытиям (путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана), доказали шарообразность Земли и дали мощный толчок астрономии, картографии и всему развитию естествознания. В свою очередь, столь дальние путешествия оказались возможными лишь в условиях мощного развития корабельного дела (в частности изобретение рулевой лопасти, что способствовало усовершенствованию строения и управления кораблей).

Крупнейшим открытием эпохи Возрождения было создание польским ученым Н. Коперником гелиоцентрической системы мира, что нанесло удар по религиозному мировоззрению («Об обращениях небесных сфер», 1543). Учение Коперника поддержал и развил Джордано Бруно (XVI в.), утверждавший бесконечность мироздания:

На крыльях своих я уверенно лечу воздушными путями,

Хрустальный свод мне не ставит преград,

Рассекая небо, лечу я в бесконечность,

И в то время как сквозь бесчисленные регионы

Влекут меня к себе мириады звезд,

Я оставляю за собой прах земли[8].

В эпоху Возрождения появились устройства и приборы, позволившие более точно ориентироваться в пространстве и во времени. Были усовершенствованы компас и астролябия, необходимые в мореплавании. В середине VIV в Дж. Донди сконструировал часы с колесным механизмом, а в конце XVI в. Г. Галилей изобрел часы с маятником.

В естественнонаучных исследованиях стали широко применять­ся методы математики. В математике были введены мнимые величины, в алгебре усовершенствованы символические обозначения, развились геометрия, тригонометрия. Широкое развитие получила механика: теория простых машин, законы падения тел, определение центра тяжести и т.д.

В философских и социальных науках прослеживается внимание к рациональному обоснованию теории познания, эмпирическим исследованиям, разрешению острых социальных проблем. Николай Кузанский, будучи не только кардиналом, но и математиком, естествоиспытателем, обосновывал тесную взаимосвязь между природным и божественным миром. Ф. Бэкон сформулировал основы индуктивного метода. Швейцарский врач и астролог Парацельс стремился установить аналогию и связь между живой и неживой природой. Т. Мор выступил создателем утопического социализма («Утопия», 1516); его последователем стал Томазо Кампанелла («Город Солнца»).

Распространение науки и техники способствовало дальнейшему освобождению мышления от оков традиционных представлений, утверждению смелого и независимого образа мыслей, что послужило мощным импульсом к революционному перевороту в науке XVII века.

2.2. Культура Реформации

Другим крупнейшим феноменом переходной эпохи является Реформация (от лат. reformatio – преобразование, исправление).





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 140 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2017 год. (0.005 с)...Наверх