Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Скульптура. У истоков скульптурного творчества Ренессанса стоит Никколо Пизано, наиболее известным произведением которого является кафедра баптистерия в Пизе (ок.1260)



У истоков скульптурного творчества Ренессанса стоит Никколо Пизано, наиболее известным произведением которого является кафедра баптистерия в Пизе (ок.1260). В рельефных изображениях на библейские сюжеты поражает то, что фигуры и символы, несмотря на аллегоричность, носят совершенно светский характер. Продолжателем Н. Пизано стал его ученик – Арнольфо ди Камбио. Работы ди Камбио величественны и монументальны и в этом предваряют произведения Микеланджело.

Новаторские идеи прокладывают себе дорогу в раннем Возрождении. Скульптор Лоренцо Гиберти усилил реалистическое звучание образов, соединив телесность человеческой натуры с верой в Бога, движениями души и разума. «Комментарии» Гиберти – первая автобиография художника Возрождения, в которой, однако, содержатся сведения также об истории искусства, о теории пропорции и перспективы античных авторов Плиния Старшего и Витрувия.

Расцвет скульптуры Возрождения связан с именем Донателло – яркого новатора и экспериментатора в искусстве. Он разработал новаторские принципы, позволяющие передать тяжесть и массу тела, создал новый тип надгробия, положил начало скульптурному портрету Возрождения, отлил первый бронзовый памятник, первую конную скульптуру, восходящую к античным образцам (кондотьер Гаттамелата). Нагота его статуй вызывала чувство восхищения человеческим телом и его совершенством. Удивителен его бронзовый «Давид», в котором изящество соединено с героичностью образа. Одухотворенным и мощным создал скульптор Иоанна Евангелиста. Статуя святого Марка в церкви Ор Сан Микеле превосходна с точки зрения впечатления живого тела.

Своего пика скульптурное искусство достигло в пору Высокого Возрождения. В творчестве Микеланджело Буонарроти отразилась вся эпоха с присущими ей открытиями и противоречиями. Главные признаки неповторимой манеры Микеланджело, будь то скульптуры, фрески, архитектурные строения, поэтические строки – титаническое проявление человеческого духа, его сила и мощь.

Уже первые его скульптуры – рельефы «Мадонна у лестницы» (которую он создал в 16 лет) и «Битва кентавров» содержат будущую творческую программу великого итальянца: «освобождать» заключенные в каменные глыбы «изначально» содержащиеся в них образы. Об этих принципах он сам пишет в одном из своих сонетов:

И высочайший гений не прибавит

Единой мысли к тем, что мрамор сам

Таит в избытке, - и лишь это нам

Рука, послушная рассудку, явит…

Изучив античную пластику и будучи очарован ее принципами, Микеланджело создает два великолепных творения – «Вакх» и «Пьета» («Оплакивание»), в которых одновременно присутствуют напряженность и классическая ясность, психологизм и уравновешенность, изящество (лицо Мадонны) и монументальность.

В 1501-1504 гг. Микеланджело создает пятиметровую статую Давида, выполненную из испорченной до него мраморной глыбы. В ряду образов, созданных ранее Донателло и Вероккио, статуя Микеланджело выделяется своим подчеркнуто гражданским звучанием. Скульптор изобразил Давида не мальчиком, а юношей, почти мужчиной, в момент перед решающей схваткой, когда все силы и помыслы героя направлены на одержание победы над врагом. Это образ решительного, полного сил, мужественного защитника своего свободного народа. Восхищенные флорентийцы назвали эту статую «Гигантом» и установили ее перед палаццо Веккиа.

Скульптура других стран эпохи Возрождения, так же, как другие виды искусства, несет на себе отпечаток национальных идей и развивается в различных направлениях.

Учился у Микеланджело и некоторое время жил в Италии испанский скульптор Алонсо Берругете, который соединил принципы итальянского Возрождения и родной культуры. Его произведения, отличаются яркостью, сочностью и декоративностью. Это надгробие, резьба церковных сидений, а также человеческие фигуры, которым присущи удлиненность пропорций, напряженность поз, порывистые жесты, эмоциональная выразительность. Яркой самобытностью отмечена деревянная скульптура, в которой автор использует яркую раскраску с применением золота.

Нидерландскую скульптуру представляет Клаус Слютер. который заложил основу для последующего расцвета нидерландского искусства. Его скульптуры уже не полностью подчинены архитектурным ансамблям и могут выполнять самостоятельную роль (статуи Филиппа и Маргариты на портале церкви-усыпальницы в монастыре Шанмоль близ Дижона). Особое развитие в Нидерландах этой эпохи также получила скульптура из дерева.

Во Франции традиции Возрождения в скульптуре с трудом пробивали себе дорогу, так как в этой стране очень стойкими оказались консервативные готические традиции. Ведущую роль в скульптуре играла школа Клауса Слютера и его учеников, особенно в выполнении надгробий (статуи Мадонны, гробница Филиппа По).

Таким образом, именно скульптура Возрождения впервые после Античности становится выразителем телесной и духовной красоты человека, его гармоничности, стремления к самосовершенствованию и самораскрытию. Скульптуре была окончательно возвращена ее самостоятельная художественная роль, независимость от архитектуры и живописи.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 179 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2017 год. (0.005 с)...Наверх