Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Национальная специфика европейских культур эпохи Возрождения



Наиболее полно черты культуры Возрождения раскрылись в Италии. Оттуда она сообщала свои идеи другим европейским культурам, которые видоизменяли их в соответствии со своими традициями. Европейское Возрождение обладает целым рядом специфических характеристик, которые внесли национальное своеобразие в картину ренессансной культуры.

В странах Северной Европы (к северу от Италии) города не обладали такой самостоятельностью, как итальянские, и были более зависимы от всей системы феодальных отношений. Поэтому средневековое мировоззрение удерживалось здесь дольше и сильнее сказывалось на новом мироощущении эпохи. Так, в искусстве Северного Ренессанса больше средневековой символики, условности форм, готических элементов, религиозной экспрессии, местных традиций и в меньшей степени сказывается влияние Античности.

В то же время северные города играли существенную роль в сложной социально-политической борьбе, в процессе формирования национальных европейских государств, что позволило им стать центрами прогрессивных движений в последующие периоды.

В Германии на характер Возрождения серьезный отпечаток наложили глубокие социальные противоречия, вылившиеся в Реформа­цию и Крестьянскую войну 1524-25 гг. Деятельность немецких гуманистов отличалась резкой антипапской и антикатолической направленностью. Остро обличительной была немецкая литература Возрождения, главным жанром которой стала сатира. Немецкие деятели Возрождения внесли большой вклад в развитие технических знаний и книгопечатания.

В Нидерландах, рано вставших на путь капиталистического развития, остро ощущавших гнет испанского абсолютизма, центрами ренессансной культуры были «риторические общества», устраивавшие диспуты и выпускавшие памфлеты антицерковного содержания. В Нидерландском искусстве, особенно в живописи, были сильны национальные и демократические мотивы, ощущалась близость к повседневности и острой социальности. Литература здесь имела явный уклон в публицистику и сатиру, как и в Германии.

Во Франции росту новой культуры способствовало образование единого национального государства. В начале XVI в. во Франции наметились два направления: умеренное, т.н. «евангелисты», связанное с Реформацией, и радикальное, отмеченное свободомыслием и скептическим отношением к религии. В 40-х гг. ведущая роль во французском Возрождении принадлежала «Плеяде» - кружку патриоти­чески настроенных представителей дворянской интеллигенции. Многолетние религиозные (гугенотские) войны 2-й половины XVI в., отражавшие социально-политические противоречия эпохи, способствовали разработке политической теории (идея народного суверенитета и др.). Возрождение в целом носило дворянско-аристократический отпечаток.

В Англии, где наиболее бурно протекал процесс первоначального накопления, резко различались два течения ренессансной культуры: придворно-аристократическое и демократическое. Первое было особенно заметным в английской поэзии XVI в., отражавшей мировоззрение нового дворянства Англии. Второе течение, крупнейшим представителем которого был Томас Мор, выражало интересы широких слоев англий­ского общества. Подлинно народный характер приобрел английский театр, получивший большое развитие во 2-й половине XVI в. На фоне реформации церкви ренессансная культура Англии носила гораздо более светский характер, чем в других странах Европы.

Испания вступила в XVI в. централизованной и политически могущественной державой, ставшей оплотом контрреформаторской реакции в Европе. Это придало противоречивость испанскому Возрождению: разрыв с феодально-католической идеологией был здесь менее решительным, чем в других странах. Начало испанского Возрождения характеризовалось подъемом философской и научной мысли (конец XV - сер. XVI вв.). Во 2-й половине XVI в. - начале XVII в. ведущее значение приобретают испанская литература и искусство. Режим инквизиции и традиционная мораль резко восставали против вольнодумства, а в живописи – против изображения нагой натуры. Литература (особенно драма) была проникнута религиозно-назидательным пафосом.

В Польше культура Возрождения формировалась в условиях относительно слабого развития городов и усиление позиций среднепоместной шляхты. Шляхетское (дворянское) направление в польском Возрождении было наиболее значительным. Однако творчество вид­нейших польских гуманистов этого направления: публициста Анджея Фрыч-Монджевского, писателя-сатирика Миноля Рея, поэта Яна Кохановского было проник­нуто демократическими устремлениями.

На характере Возрождения в Чехии отразилась борьба чешского народа против габсбургского гнета и католичества. Во 2-й половине XV - XVI вв. провозвестником гуманистических идей в Чехии была «Община Чешских братьев», в деятельности которой принимали учас­тие выдающиеся чешские гуманисты Петр Хельчицкий и Ян Благослав. В XVI в. активную деятельность развернула группа т. н. «националь­ного гуманизма», разрабатывавшая вопросы чешской истории, права, языка.

Конец Возрождения во многих странах Европы был предопределен торжеством феодально-католической реакции во 2-й половине XVI в. (Италия, Польша, Чехия, Испания, отчасти Германия и Франция), которая оказала резко отрицательное влияние на культурное раз­витие этих стран.

2.1.5. Культурные практики Возрождения

Изобразительное искусство, архитектура и литература.

Характерные черты эпохи Возрождения наиболее ярко проявляются в сфере художественного творчества. Именно в искусстве первоначально выразился тот духовный переворот, о котором писал Боккаччо (см. выше). В эпоху Возрождения было создано новое искусство, освободившееся от средневековой условности и символики; в центре его стал реальный мир, жизненный яркий образ человека, прежде всего образ деятеля-героя. Художественное постижение жизни было в эпоху Возрождения неотделимо от естественнонаучных изысканий, важный вклад в которые внесли художники. Искусство основывалось на научных законах анато­мии, перспективы, оптики и т.д. Важную роль сыграло изучение антич­ного наследия, в частности ордерной архитектуры, что помогло созданию архитектурных образов, основанных на пропорциях челове­ческой фигуры.

Раньше всего искусство и архитектура Возрождения сложились в Италии и достигли здесь наиболее мощного подъема. Первые шаги к реализ­му и демократизации художественных образов были сделаны еще в конце XIII - начале XIV вв. скульптором Никколо Пизано, живописцем П. Каваллини.

В изобразительном искусстве Италии восторжествовала правдивая и свободная передача красоты и силы человека. Характерным становится образ реального земного героя, раскрываемый во всей полноте его живых человеческих свойств, в связи с чем большое развитие в скульптуре и живописи получает искусство портрета. Отбросившие средневековую условность и обратившиеся к натуре художники наполняют жизненным смыслом религиозные сюжеты, запечат­левают явления, непосредственно воспринятые из жизни, широко обращаются к античным темам, часто создают проникнутые жизне­любием изображения обнаженного тела и пейзажа.

Скульпторы XV в. (Донателло, Л. Гиберти и др.), обратившиеся к пластике чело­веческой фигуры, подчеркивавшие ее, а не скрывавшие, как это было в Средневековье, с помощью одеяний, разрабатывают тип свободно стоящей статуи, в том числе конной, достигают в рельефах большой полноты в передаче сложных явлений.

В живописи происходит переворот от иконы к картине. Высокий подъем переживает искусство фрески, живописцы достигают большого разнообразия трактовки образов от суровых и мужественных до нежных, лирических (Мазаччо, Пьеро, С. Боттичелли). В конце XV - начале XVI вв. итальянское искусство достигло классической ясности и силы обобщения. Эти черты воплотились в постройках Д. Браманте и А. Палладио. Психологически углубленное искусство Леонардо да Винчи, полное светлой гармонии творчество Рафаэля, поэтичность и жизнерадостность полотен венецианских живописцев Джорджоне, Тициана, Веронезе сочетаются с необычайным по своему драматизму, полным веры в титанические силы человека искусством Микеланджело. Вместе с тем в позднем творчестве Микеланджело, Тициана и других мастеров, отразились противоречия итальянской действительности XVI в. и кризис Ренессанса в целом.

Искусство в Нидерландах, Германии, Франции развивавшееся в условиях жестоких классовых, национально-освободительных, религиозных войн, было не столь последовательным, как в Италии, с трудом освобождалось от средневековых пережитков и сравнительно поздно получило научно-теоретическую базу. В нем было больше внутренней противоречивости, скованности, напряженности, но вместе с тем очень рано пробудились самостоятельность и смелые, хотя и не приведенные в цельную систему, реалистические искания, интерес к индивидуальному образу человека, к его окружению: интерьеру, натюрморту, пейзажу.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 148 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2017 год. (0.086 с)...Наверх