Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Иррационализм А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора. Философия жизни. Экзистенциализм. Феноменология Э. Гуссерля. Герменевтика. Структурализм. Постмодернизм



А. Шопенгауэр. Иррационалистическая философия Шопенгауэра. Работа Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (основные идеи). «Вселенский пессимизм». Влияние Шопенгауэра на европейскую философию второй половины XIX и XX в.

Ф. Ницше. Философско-культурологические идеи Ницше. Ницше о кризисе европейской культуры. Критика рационализма. «Переоценка ценностей». Ницше о европейском нигилизме. Идея «сверхчеловека».

С. Кьеркегор как предтеча экзистенциализма. Кьеркегор об индивидуальном существовании человека – экзистенции. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. Понятия отчаяния, страха и «болезни к смерти».

Феноменология Э. Гуссерля. Наукоучение. Философия как строгая наука. Феноменологическая редукция – средство очищения сознания и постижения смысла бытия. Интенциональность сознания. Гуссерль о кризисе европейского человечества. Понятие «жизненного мира» как основы научного познания. Влияние феноменологии Гуссерля на европейскую философию.

Экзистенциализм. Предтечи экзистенциализма: Б. Паскаль, С. Кьеркегор, Ф.М. Достоевский. Экзистенциальная философия в России (Н. Бердяев, Л. Шестов). Основные представители западноевропейского экзистенциализма: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю. Критика рационализма и обращение к проблемам человеческого существования. М. Хайдеггер. «Бытие и время». Основные «экзистенциалы» философии Хайдеггера. Темы: «бытие-в-мире», временность бытия, неподлинное существование, язык как «дом бытия», истина как алетейя («открытость»). Философия К. Ясперса:экзистенция и трансценденция Ж.‑П. Сартр. Три аспекта человеческого существования: «бытие-в-себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого». Проблема выбора и ответственности. Понимание свободы как неотъемлемой характеристики человека. А. Камю. Проблема смысла человеческого бытия. Абсурд («Миф о Сизифе») и бунт («Бунтующий человек»). Путь от нигилистической «философии абсурда» к «моралистическому гуманизму». Экзистенциальная философия М. Мерло-Понти, Г. Марселя, Х. Ортеги-и-Гассета. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, преодолении отчуждения и обретении смысла бытия. Проблема выбора своей судьбы, существования и смерти, свободы и ответственности. Экзистенциализм и гуманизм.

Герменевтика, ее основные идеи и исторические источники. Герменевтика Ф. Шлейермахера как искусство понимания. Герменевтический круг. Герменевтика В. Дильтея как методология гуманитарного познания. Различие естественных и гуманитарных наук, по Дильтею. Поиск философских оснований наук о духе. Метод транспозиции. Философская герменевтика Г.-Г. Гадамера. Критика европейского рационализма. Герменевтика Гадамера как герменевтика универсального исторического опыта. Анализ языка. Встреча смыслов автора и интерпретатора. П. Рикёр. Задача целостного постижения человека. Регрессивно-прогрессивный метод познания. Символ и метафора как средства познания.

Фрейдизм. Учение З. Фрейда и философия. «Оно», «Я» и «Сверх-Я» как уровни психики индивида. «Либидо» как движущая сила человеческого поведения. Трактовка культуры как результата сублимации. Фрейд о происхождении неврозов. Эдипов комплекс. Религия как коллективный невроз. Инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос).

Идея коллективного бессознательного в аналитической психология К.Г. Юнга. «Архетипы» Юнга и анализ мифологического сознания. «Сверхкомпенсация» и «бессознательный жизненный план» А. Адлера. Неофрейдистские концепции: К Хорни, Э. Фромм.

Неомарксизм. Основные представители франкфуртской школы и их концепции (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, К.‑О. Апель).

Структурализм. Теоретические источники и проблемное поле структуральных исследований: лингвистика, этнология, психоанализ, историческая наука, синхрония и диахрония, структура и история. К. Леви-Стросс. «Структурная антропология» Леви-Стросса и его учение о структуре разума, запечатленной в мифах. Структурализм М.Фуко. Фуко о «смерти субъекта». Работа Фуко «Слова и вещи» и его идея «эпистемы». Концепция культуры как знаковой системы. Особенности структурализма Ж. Лакана. Понятия означаемое и означающее. Лакан о языке («Язык структурирован как бессознательное») и о строении психики человека (символическое, воображаемое, реальное).Постструктурализм Ж. Деррида. Общий смысл грамматологии Ж. Деррида.

Постмодернизм. Основные идеи философии постмодернизма (Ж. Делёз, Ж.-Ф. Лиотар). Трансцендентальный эмпиризм Делёза. Анализ эпохи постмодерна у Лиотара в работе «Состояние постмодерна».

1.1.9 Русская философия (2 часа)

Своеобразие русской философии и основные этапы ее развития. Философские идеи древней и средневековой Руси (митрополит Иларион, Филофей, А.М. Курбский, Максим Грек). Феофан Прокопович. Крижанич.

Русская просветительская мысль XVIII в. М.В. Ломоносов. Н.И. Новиков. А.Н. Радищев.

XIX век - век классических достижений русской культуры. Место и роль философских идей в духовной жизни России XIX в. Философские воззрения П.Я. Чаадаева. Спор западников и славянофилов, его место и значение в истории отечественной духовной культуры. Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин). Западники (Н.В. Станкевич, Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен).

Материалистическая философия Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, П.И. Писарева.

Философское мировоззрение К.Н. Леонтьева, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Философия «всеединства» В.С. Соловьева. Русская философия серебряного века. Софиология С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского. Метафизика «всеединства» С.Л. Франка. Интуитивизм Н.О. Лосского. Христианский персонализм Н.А. Бердяева. Иррационализм Л. Шестова. В.В. Розанов. И.А. Ильин.

Русский космизм. Три течения в русском космизме: естественнонаучное (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.А. Умов, Н.Г. Холодный), религиозно-философское (Н.Ф. Федоров), поэтически-художественное (В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин).

Русская философия о судьбах России и отечественной культуры. Творческое наследие мыслителей русского зарубежья и задачи возрождения и развития отечественной философской традиции.

1.1.10 Бытие. Виды бытия. Материя и дух (2 часа)

Место философии в формировании картины мира. Бытие как поле философских размышлений. Трудности философского осмысления бытия. Абстрактная онтология - философская концепция общих характеристик бытия.

Поиск первоосновы сущего, структурных «единиц» бытия. Конкретные онтологии. Философский монизм, дуализм, плюрализм, редукционизм и уникализм, материализм и идеализм - альтернативные способы миропонимания; их разновидности и история развития.

Основные предметные области философского исследования форм бытия: природы и человеческого общества в его историческом развитии. Материальный мир природы: разнообразие, единство, целостность. Природа живая и неживая. Жизнь как земной и космический феномен. Особенности человеческого способа существования в мире, связь и взаимодействие человека с природой. Человеческий род. Проблема гармонизации системы природа - общество - человек.

1.1.11 Универсальные связи бытия. Диалектическое миропонимание (2 часа)

Диалектика и метафизика. Движение и развитие. Модели развития. Законы диалектики.

Качество и свойства. Качество и количество. Мера. Переход в новое качество. Скачки. Диалектика количественных и качественных изменений. Противоречивость бытия и познания. Диалектические отрицания. Диалектика и логические противоречия. Диалектические отрицания и синтезы. «Противоречивость» изменения. Диалектические противоположности. «Отрицание отрицания». Цикличность и поступательность изменений.

Виды развития. Принцип историзма. Прогресс и регресс.

1.1.12 Общество и культура. Философия истории (4 часа)

Занятие 1 (2 часа)

Деятельность (труд.) – способ осуществления людей и базовая философская категория для уяснения человека, общества, культуры. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Субъект, объект, средства деятельности, ее цели, организация, последствия. Разделение труда, обмен. Общественные отношения. Регулятивы деятельности. Потребности и интересы. Стимулы, мотивация действия и социальные приоритеты. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Природа сознания его связь с языком. Формы Общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое. Индивидуальное, групповое, массовое сознание. Общество как сложная система: его духовная, экономическая, политическая и др. функциональные подсистемы. Политика и власть. Философские концепции государства. Демократические и автократические политические системы. Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни на основе законов. Идеалы и реалии.

Занятие 2 (2 часа)

Исторический характер общественной жизни. Возможности и действительность, необходимость и случайность в историческом процессе, проблема его направленности, закономерности. Гипотеза общественного прогресса. Конкретные формы исторической жизни народа. Роль личности в истории. Понятие цивилизации. Теория мировых цивилизаций (Н.Данилевский, М.Вебер, Э.Дюркгейм, П.Сорокин, А.Тойнби и др.) Принцип законов общественной жизни.

Понятие культуры, ее компоненты, динамика, исторический характер. Культурные символы. Многообразие социального опыта и типы культур. Культуры и религии. Понятие «осевое время» культуры. Традиции и инновации. Источники и механизмы культурно-исторического изменения. Теория общественно-экономических формаций (К.Маркс), культурных циклов (А.Тойнби), «идеальных типов» (М.Вебер) и др. Мысли философов о своеобразии и судьбах западной культуры. Историческое своеобразие русской культуры. Феномен русской интеллигенции. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. Мировая и национальная культура. Проблемы межкультурного общения и взаимопонимания.

1.1.13 Познание. Наука. Техника (2 часа)

Познание как культурно-исторический процесс. Единство познания и практики. Практическое и познавательное отношение человека к миру. Философское и специально-научное изучение методов и границ познания (логика, психология, история науки). Смысл понятий: субъект и объект. Созерцательный (Локк) и активно-деятельный (Кант) подходы к познанию. Соотношение индивидуального и безличного в познании. Объективная реальность и объективное знание. Диалектика объективного и субъективного. Знание и мнение. Доверие и сомнение. Дилемма догматизм-скептицизм. Учение об истине. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность. Хайдеггер об укорененности истины в бытийности субъекта. Многообразие видов и форм знания, его компоненты, аспекты и уровни. Философия чувственного познания. Диалектика относительного и абсолютного знания. Опыт как суммарное выражение утилитарного, теоретического художественного и др. форм освоения мира. Естественнонаучное, техническое, социально-экономическое знание. Своеобразие гуманитарного знания, Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция. Классические и современные концепции философии науки и техники. Критерии научности. Диалектика эмпирического и теоретического знаний. Гипотетико-дедуктивный характер теоретической мысли. Исторические типы научной рациональности. Роль формализации в научном познании. Язык науки. Важнейшие концепции научного познания и техники в философии XIX – XX вв. Критика сциентизма в европейской культуре. Познавательные функции науки и философии, их родство и различия. Проблемы обоснования науки в философии XX века.

Знание и техническая деятельность. Понятие техники. Техника как искусственные, целесообразно создаваемые материальные средства деятельности и как воплощенное (опредмеченное) знание; ее роль в жизни людей и преобразовании природы. Естественнонаучные знания о веществе, энергии и информации, создание на из основе все более наукоемких технологий и сложных технических систем. Специфика технических знаний. Основные проблемы философии техники. Культ научно-технического прогресса в XX веке и его противники. Технократические и антитехнократические утопии. Индустриальное и постиндустриальное общество. Опасные последствия неконтролируемой технизации мира. Философские основания целей, средств, и пределов научно-технического прогресса. Инженерная этика. Духовные ценности как регулятивы развития познания, науки и техники.

1.1.14 Духовная жизнь общества (2 часа)

Разнообразие духовной сферы общественной жизни. Эстетический, нравственный, религиозный способы духовного постижения мира. Нравственность, мораль, этика.

Специфика религиозного сознания. Проблема веры и разума. Религия в современном мире.

Понятие эстетическое, его связь с чувством прекрасного и духовным опытом художественного освоения мира человеком. Искусство как чувственная сфера культуры.

Глобальные проблемы и экология культуры. Постиндустриальное общество, его идеалы, тенденции развития. Ответственность людей за сохранение культуры, жизни, природы. Роль философской мысли в современном мире.

1.1.15 Человек. Личность. Глобальные кризисы и проблемы (2 часа)

Человек как предмет философии. Концепции антропосоциогенеза. Человек как субъект предметно-практической деятельности. Внешний и внутренний план деятельности. Биологическое и социальное в человеке. Биологизаторство и социологизаторство в подходах к человеку.

Сознание и самосознание человека, их роль в поведении и деятельности людей. Соотношение сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в человеческой жизни. Проблема смысла жизни. Жизнь, смерть и бессмертие как философские проблемы.

Человек и общество. Индивид, индивидуальность, личность. Исторические типы взаимоотношений человека и общества. Отношения личной зависимости, отношения вещной зависимости. Новая постановка проблемы человека в ХХ веке. Жизнь в условиях социальных кризисов и других «предельных» ситуаций. Внутренний мир человека. Человеческое «Я». «Я» и «Ты». Индивидуализм и конформизм. Стереотипы поведения. Нормы, обычаи, мнение других как регуляторы индивидуального поведения. Регламентация и саморегуляция. Свобода и несвобода личности, необходимость, ответственность, их диалектика. Основные философские подходы к анализу проблемы свободы личности (марксизм, фрейдизм, неофрейдизм, экзистенциализм). Нравственный долг. Общий и частный интерес: проблемы согласования. Личность в правовом государстве.

Человечество перед лицом глобальных проблем современности: понятия глобальных проблем и кризисов, структура глобальных проблем. Философские основания норм поведения человеческих сообществ. Судьбы цивилизации в философской трактовке.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 878 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...