Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Позитивизм. Аналитическая философия XX в. Б. Рассел, Дж.Э. Мур, Л.Витгенштейн. Неопозитивизм. Прагматизм



Позитивизм XIX-XX вв. как эмпирическая философия науки.

Первая историческая форма позитивизма: О. Конт, Д.С. Милль, Г. Спенсер. О. Конт - родоначальник позитивизма. Программа преобразования науки и концепция «позитивной философии» Конта. Сциентизм Конта: отказ от метафизики и ориентация на естественнонаучное знание. Радикальный эмпиризм Д.С. Милля. Позитивистские идеи в учении Г. Спенсера.

Вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм или махизм (Р. Авенариус, Э. Мах и др.). Онтология эмпириокритицизма: мир как совокупность «комплексов ощущений». Теория «принципиальной координации» Р. Авенариуса, принцип «экономии мышления» и программа «очищения опыта».

Третья историческая форма позитивизма. Неопозитивизм. Возникновение логического позитивизма. «Венский кружок». Неопозитивизм в Великобритании. «Общество эмпирической философии» (Германия). Львовско-Варшавская школа. Логический позитивизм «Венского кружка» (М. Шлик и Р. Карнап). Антиметафизическая направленность неопозитивизма. Язык науки как главный объект философского исследования. Трансформация философии в философию языка. Классификация предложений Р. Карнапа и проблема значения. Значение – центральная категория неопозитивизма. Проблема факта. Принцип верификации (верификация и верифицируемость). Принцип фальсифицируемости К. Поппера.

Прагматизм. Программа «реконструкции философии». Ч.С. Пирс – основоположник прагматизма. Прагматистское понимание истины. Способы укрепления «верований». Логика, семиотика, теория познания и метафизика Пирса. Радикальный эмпиризм Уильяма Джемса. Понимание опыта как «потока сознания» или «потока жизни». «Плюралистическая вселенная». Понимание истины как полезности идеи. Прагматизм как метод «улаживания философских споров». Прагматистское оправдание религиозной веры.

«Инструментализм» Д. Дъюи. Опыт как серия уникальных «проблематичных ситуаций». Условный характер обобщений, невозможность теорий. Принцип свободного экспериментирования, постепенного совершенствования опыта. Мысль об уникальности добра и невозможности общих норм нравственности.

Аналитическая философия ХХ века. Д.Э. Мур – основоположник философии анализа. Задача философского анализа обыденного языка. «Логический атомизм» Б. Рассела. Предмет философии – логический анализ наук. Атомарные факты и атомарные предложения. Социальные воззрения Рассела и гуманистическая направленность его деятельности. Л. Витгенштейн и аналитическая философия. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. Философия как аналитическая деятельность. Предложение как универсальная форма логического представления действительности. Язык логического анализа: «атомарные» высказывания, «молекулярные» высказывания, «мир», «факты», «объекты». Содержание знания как корпус осмысленных высказываний. Влияние идей «Логико-философского трактата» на представителей логического позитивизма. «Философские исследования» Л. Витгенштейна – исток лингвистической философии. «Язык как игра». Исследование функционирования языка и анализ обыденного языка.

Занятие 2 (2 часа)





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 762 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...