Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекционные занятия



1.1.1 Философия, ее проблемы и функции (2 часа)

Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Основные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Рождение философской мысли в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Специфика философского познания. Предмет философии. Мир и человек. Основной вопрос философии. Идеализм и материализм – два основных направления в философии. Диалектика и метафизика. Основные этапы развития философской мысли.

Функции философии. Соотношение философии с обыденным сознанием, наукой, религией, искусством. Философия в системе культуры.

1.1.2 Философская мысль Древней Индии и Древнего Китая (2 часа)

Социально-исторические предпосылки возникновения философии. Переход от мифа к рационально-теоретическому миропониманию. Философская мысль Древней Индии. Ведийская профилософия. Веды. Упанишады. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии: ньяя, санкхья, вайшешика, йога, миманса, веданта. «Бхагавадгита».

Неортодоксальные школы древнеиндийской философии: чарвака, локаята, джайнизм, буддизм. Буддизм: четыре благородных истины, восьмеричный путь, учение о дхармах и причинности. Буддийские школы. Хинаяна и махаяна. Особенности древнеиндийской философии.

Философия Древнего Китая. Особенности древнекитайской философии и ее мифологические истоки. Школа инь ян. Конфуцианство. Этика и учение о человеке и обществе Конфуция. Даосизм. Учение Лао цзы о Дао и дэ. Последователи Лао цзы: Чжуан цзы и Ле цзы. Моизм. Школа имен (номинализм). Легизм (фа цзя).

1.1.3 Античная философия (2 часа)

Древнегреческий эпос – предшественник философии. Духовный мир греческого полиса. Натурфилософский период развития древнегреческой философии. Космоцентризм греческой философии. Поиск «первооснов» бытия. Ионийская философия. Милетская школа. Фалес – основоположник европейской философии и науки. Анаксимандр. Анаксимен. Диалектика Гераклита. Италийская философия. Пифагор и пифагорейцы. Элейская школа (Парменид, Ксенофан, Зенон).

Эмпедокл. Анаксагор и его учение о Нусе и гомеомериях. Атомистическое учение Демокрита, его влияние на развитие философии и науки.

Демократические полисы и античное просвещение. Школа софистов. Протагор, Горгий, Гиппий. Учение Сократа. «Познай самого себя». Диалектика как искусство творческого диалога. Знание и добродетель в учении Сократа.

Философия Платона. Объективный идеализм Платона: соотношение идей (эйдосов) и материальных вещей. Учение Платона о познании. Диалектика как высшее знание об интеллигибельном мире. Учение Платона о человеке, обществе и идеальном государстве. Этика Платона.

Аристотель, его труды и учение. Метафизика Аристотеля как учение о сущности бытия, материи и форме и о причинности. Идея перводвигателя (формы всех форм). Учение Аристотеля о познании. Аристотель о человеке, обществе и государстве.

Особенности философии эллинистически-римского периода. Эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар). Греческий (Зенон, Хрисипп) и римский (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) стоицизм. Скептицизм (Пиррон, Карнеад, Энезидем). Неоплатонизм (Плотин, Ямвлих, Порфирий, Прокл). Характерные черты античной философии. Значение античной философии для развития философской мысли последующих эпох.

1.1.4 Философская мысль средневековья. Философия Возрождения (2 часа)

Формирование предпосылок средневековой философии. Неоплатонизм. Плотин. Европа V-XV веков. Теоцентризм. Проблемы добра и зла, человеческого грехопадения и спасения. Учение Аврелия Августина. Природа и человек как творения Бога. Первенство Бога над миром, воли над интеллектом, веры над разумом. Учение о свободе воли. Идея «Града Божьего». Средневековый иррационализм и рационализм. Мистика и схоластика. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм.»Сумма теологии» Фомы Аквинского – свод религиозно-философских идей средневековья. Обоснование идеи Бога. Средневековая картина мира. Соотношение науки, философии, религии. Аскетизм и духовность как нравственный идеал. Особенности развития философии в Византии. Средневековая философия мусульманского Востока.

Европа XIV – XV веков. Итальянский гуманизм XIV – XV веков. Лоренцо Валла. «О наслаждении как истинном благе». Обращение к нравственному идеалу Эпикура. Флорентийский платонизм. Марсилио Фичино. Концепция «ученой религии и благочестивой философии». Пантеизм. Пико делла Мирандола. Его речь «О достоинстве человека». Антропоцентризм. Принцип максимальной свободы человека – ключевая идея гуманистической философии. Философское творчество Николая Кузанского. Трактат «Об ученом незнании». Влияние неоплатонизма. Возрождение античной диалектики. Рождение современного естествознания. Николай Коперник. Гелиоцентризм, его философское осмысление. Критика религиозной картины мира, возрождение мотивов античности. Натурфилософия Джордано Бруно, его взгляды и судьба. Мысли о бесконечности мира и бесчисленном множестве миров. Свободомыслие и скептицизм Возрождения. Борьба против схоластики, догматизма мышления. «Опыты» Мишеля Монтеня. «Христианский гуманизм» Эразма Роттердамского. Социальная философия эпохи. Труд Николо Макиавелли «Государь». Разграничение политики и морали. «Макиавеллизм». Т.Мор, Т.Кампанелла. Утопические идеи идеального государства. Движение за реформу церкви в XIV – XV веках. Протестантизм. Мартин Лютер. Реформация и августинская традиция. Усиление веротерпимости.

1.1.5 Философия Нового времени и Просвещения (XVII - XVIII вв.) (2 часа)

Развитие капитализма в Европе. Ранние буржуазные революции. Великие географические открытия. Успехи экспериментально-математического естествознания. Формирование механико-материалистического естествознания. Формирование механико-материалистической картины природы. Учение о субстанции. Дуализм, монизм, плюрализм. Механистический детерминизм. Трудности в решении проблем движения, материи, «первичных» и «вторичных» качеств, сознания и человеческой свободы.

Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм. Френсис Бэкон. Осмысление науки как социального фактора. Обоснование эмпиризма. Метод индукции. Обоснование научного познания с позиций рационализма. Рене Декарт. Принцип методологического сомнения. Постановка проблемы субъекта познания. Разработка методологии дедуктивных наук. Вклад Лейбница в логику и теорию познания. Разграничение истин разума и истин факта. Идеи логического исчисления. Разработка принципов «аналитической философии. Достижения рационализма «теория познания», материалистического сенсуализма, эмпиризма. Джон Локк Психологический подход к теории познания. Ум как «чистая доска». Роль чувственного опыта. Простые и сложные суждения. Сила и слабость эмпирико-сенсуалистического обоснования познания. Джордж Беркли. Критика понятия материи. Трансформация материалистического сенсуализма в объективный идеализм. Скептицизм Давида Юма. Принцип «непосредственно-данного». Трактовка понятий: причина, сила, субстанция. Проблема знания и верования. Влияние Локка, Беркли и Юма на последующее развитие философии. Ориентация на разум, науку как общая черта философской мысли XVII в. Блез Паскаль. Тема бессилия «доводов разума» перед доводами сердца. Проблема «человек-общество-государство» в трудах мыслителей XVII в. Концепция общественного договора. Томас Гоббс. Социально философские взгляды Дж.Локка, Д.Юма. Формирование основ философии европейского Просвещения.

Эпоха Просвещения. Ключевые идеи: «разумность» и «естественность», свободомыслие, скептицизм, вера в человеческий разум и общественный прогресс. Критика феодализма, религии. Ориентация на светскую культуру. Концепция суверенной личности. Идеалы и программы правового общества. Идейная подготовка буржуазных революций XVIII в. во Франции и Америке. Французское Просвещение, его теоретическая основа – сенсуализм, педагогика и социальная философия Д.Локка. Просветительская философия истории и социального прогресса в трудах Ф.Вольтера. Общественный идеал: «царство разума», просвещенный монарх, союз государей и философов. Ш.Л.Монтескье, его труд «Дух законов». Французские материалисты. «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», ее роль в формировании основ демократического мировоззрения. Дени Дидро. Разработка материалистической концепции природы. Развитие мировоззрения материалистов XVII в. в труде Поля Гольбаха «Система Природы». Сочинения К.Гельвеция «О человеке», «Об уме». Философские предпосылки утопического социализма. Место французского материализма XVIII в. в истории философской мысли. Жан-Жак Руссо. Педагогические мысли. Идеи справедливого общественного договора, прав народов на ниспровержение власти. Идеал республики, равенства, свободы и суверенитета народа. Влияние идей Руссо на Робеспьера и его единомышленников. Подготовка идей «Декларации прав человека и гражданина» – исторического завоевания французской революции XVIII в

1.1.6 Классическая немецкая философия (конец XVIII-XIX вв.) (2 часа)

Иммануил Кант. Два периода творчества. «Докритический» период. Основные идеи «критического» периода. Кантовские антиномии и концепция «трансцендентального идеализма». Новая картина познавательного процесса - на основе зрелой науки XVII-XVIII вв. Концепция теоретического знания. Априоризм. Этика Канта. «Категорический императив» и безусловное первенство долга. Проблема свободы воли. Положение об абсолютном достоинстве и полноценности каждой личности. Обоснование моральной значимости религии. Постулаты «практического» разума. Место Канта в истории философии, его влияние на философскую мысль конца XVIII-XX вв..

Философия И.Фихте. Абсолютизация активности мышления. Субъективный идеализм в понимании соотношения субъекта и объекта. Волюнтаризм. Радикализм социально-философских идей, их эволюция. Философия Ф.Шеллинга. Ее истоки в учениях Канта и Фихте; отход от них. Натурфилософия. Влияние идей Шеллинга на последующую философскую мысль (Шопенгауэр и др.).

Г.Гегель - вершина немецкой философской классики. «Феноменология духа». Проблемы морали, права, государства. Концепция «гражданского» общества. Историзм и диалектика Гегеля. Трактовка исторической закономерности. Создание новой культурно-исторической «картины мира». Система «абсолютного идеализма». Историческая оценка гегельянства в XIX и XX веках.

Философия Л.Фейербаха. Опыт преодоления гегелевского идеализма. Работа «Сущность христианства». Анализ психологических основ и критика религии. Антропологический материализм и сенсуализм Фейербаха. Его гуманизм, этика любви. Принцип индивидуальности и идея человеческого рода, нравственного долга человека перед людьми. Влияние Фейербаха на развитие философской мысли. Фейербах и Маркс.

1.1.7 Философия К. Маркса. Идеология марксизма (2 часа)

Формирование философских позиций Маркса Критика общественного уклада Германии. Изучение политической экономии. Влияние философского гуманизма Фейербаха. Обращение к идеалам коммунизма, их анализ в «Экономическо-философских рукописях 1844г». Концепция отчужденного труда». Критика «казарменного коммунизма». Идеал справедливого общества и гармоничного человека. Гегельянские основоположения философии К.Маркса. Концепция «практической философии». Проблема отчужденных форм сознания и фетишизма. Критика гегельянства. Концепция диалектики как метода познания сложной развивающейся системы («Капитал»). «Популярный образ» диалектики в работах Ф.Энгельса и Г.В.Плеханова, его вульгаризация в «марксизме-ленинизме». Философия истории К.Маркса. Принципы материалистического понимания истории. Идея общественно-исторической практики. Концепция сознания и теория идеологии. Учение о классовой борьбе и революциях. История человечества как закономерный процесс. Идея прогресса. Субъект истории. Историзм в понимании философских проблем. «Всеобщность» и европоцентризм философии истории.

Философская антропология К.Маркса. Человек – активное практическое. предметное существо. Социальная природа человека. отчуждение человека в социальной истории. Грани и исторические формы свободы. Идеал «общечеловеческой эмансипации» и коммунистический проект его осуществления. Догматизация и вульгаризация идей социальной философии К.Маркса. Разъяснение сути позиций в письмах Ф.Энгельса (1888-1889гг.).

Становление идеологии марксизма. Приверженцы и критики идей К.Маркса в философии XX столетия. Социология знания, франкфуртская школа и остальные. «Марксизм-ленинизм». Критика марксизма в работах П.Б.Струве, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Н.Новгородцева и др. Западный марксизм XX века: А.Грамши, Д.Лукач, А.Альюсссер. проблема исторической «вины» мыслителя и коллективного освобождения от идеологии и практики «марксизма».

1.1.8 Современная западная философия (4 часа)

Занятие 1 (2 часа)





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 651 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...