Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О Буренке, поповской корове



Расскажу я вам про виллана[20]. В день приснодевы утром рано Пошел с женою в церковь он. Перед службой, взойдя на амвон, Поп стал проповедь говорить: Дары, мол, нужно приносить, Чтоб не была молитва лишней, Воздаст вдвойне тому всевышний, Чей дар от сердца принесен. «Слышь, сестрица, наш поп умен, — Говорит виллан, — ей же ей! Даруй по совести своей, И добро твое бог умножит; Отлично пригодиться может Корова наша в дар для бога: Молока не приносит много; Отдадим попу ее, а?» «Что ж, сударь, — молвила жена,— Дадим, пожалуй, я согласна». И, не тратя слов понапрасну, Едва домой прийти успев, Виллан направился в свой хлев; Из хлева корову выводит, К попу с коровою приходит. А поп их был большой хитрец... Руки сложил виллан: «Отец, Примите богу в дар коровку». И передал попу веревку, Клянясь, что отдал все, что мог. «Ты мудро поступил, дружок, — Сказал отец Констан учтивый, Изрядно жадный до наживы. — Ступай, похвально твое рвенье; Будь столько у всех разуменья, С прихода я б набрал скота Наверно целые стада!» Виллан в обратный путь идет. А поп слуге приказ дает: Чтоб к дому могла привыкать Белянку с Буренкой связать, Своею собственной коровой (Та паслась в саду поповом). Слуга Белянку в сад отводит И, связав коров, сам уходит. Осталась пара на лугу. Буренка шею гнет в дугу, Есть траву она продолжает; Белянка пастись не желает: Веревку тянет во всю мочь И из сада уходит прочь.Ведет Бурёнку по полям, По пастбищам и деревням, Пока ее не притащила, Хотя и нелегко ей было, К виллану — прямо к самой двери. Виллан глядит — глазам не верит; В душе радрадешенек он. «Вот, — он молвил, поражен, — И впрямь, дорогая сестрица, Господь воздает нам сторицей: За Белянкой пришла Буренка, Стало сразу две коровенки;

Чай, тесен будет хлевушок».

В сей сказке вот какой урок:

Мудрый себя вверяет богу,

Бог пошлет — и получит много;

А глупый — и копит и прячет, —

Не разбогатеть без удачи!

Все счастливый случай решает:

Двух коров виллан получает,

А поп и одну потерял.

Подняться думал — ан упал!

Наряду с духовенством, фаблио высмеивает глупых богатых горожан, которых легко обмануть, так как они слишком самоуверенны и ограниченны; высмеивает своден, наживающихся на пороках общества («Обере, старая сводня»); обманутых мужей, слишком доверяющих своим женам («О женских косах», «Горожанка из Орлеана» и др.). Социальная сатира переплетается в фаблио с бытовым юмором, с моралистическими мотивами, толпа персонажей фаблио становится все шире, в ней мелькают и рыцари, и шарлатаны-врачи, и пройдохи-слуги, и сутяги-плебеи из города. Становится предметом насмешки и виллан-крестьянин. Но все же этот осмеянный мужик-дурак, даже и рогатый, даже и битый, чаще всего выходит победителем из несложных ситуаций фаблио. И это самое главное. Уже сама среда фаблио противостоит аристократической среде куртуазной литературы, тем более это относится к виллану-герою фаблио по-настоящему демократическому персонажу.

Но неверно было бы видеть в фаблио только сатирико-юмористический бытовой жанр, контрастирующий с куртуазной литературой. Важно заметить и оценить то поучительное дидактическое начало, которое нередко звучит в фаблио. Это не только народная мораль, но и мораль духовных кругов, использующих народную сатиру, даже и направленную против них, для очистки все более падающих нравов церкви. Проникает в фаблио и мораль традиционной дидактической литературы на латинском языке.

Близки к фаблио немецкие шванки, сложившиеся как продуктивный жанр городской литературы в XIII столетии. Шванк (от немецкого – шутка), как и фаблио, небольшой юмористический рассказ в стихах, позже в прозе. Возникший в XIII в., шванк был очень любим немецкими бюргерами не только в средневековье, но и в эпоху Ренессанса. Основой сюжета шванка часто служил фольклор, а позже – новелла раннего Возрождения. Фаблио оказали сильное воздействие на шванк, но не изменили его местного колорита, проявившегося в особенно сочном и грубоватом языке, в народном стихе.

Наиболее значительным представителем жанра стал австриец Штрикер (ум. ок. 1250), писавший также и остросатирические шпрухи. В его стихах воссоздана широкая картина жизни немецкого общества. Наиболее замечательное произведение Штрикера — цикл шванков, известный под названием «Поп Амис», в центре которого стоит образ веселого и ловкого попа-пройдохи. Это веселый и плутоватый жизнелюбец, для которого ряса - только удобное прикрытие весьма светских интересов и вкусов. Обманщик и грешник, поп потешается над духовной братией, равно как и над прихожанами, покорно подчиняющимися ей. Установилось мнение, что в этом образе есть черты, связанные с народной сатирической сказкой и ведущие затем к образу Тиля Уленшпигеля — веселого героя нижненемецких и голландских сказок и побасенок, из которых со временем составится знаменитая народная книга XVI в. о Тиле, целиком посвященная этому любимому персонажу народного эпоса германских земель.

Другие авторы шванок - Фрейданк, талантливый немецкий поэт-моралист первой половины XIII, вышедший из народной среды поэт Вернер Садовник, по-видимому, уроженец Баварии.

Иногда короткие озорные рассказы объединялись в целые циклы. Так появился «Роман о Лисе», где изображалась вражда горожанина Лиса с рыцарем Волком. Рыжий беспрестанно дурачил серого, а само повествование пародировало рыцарский роман. В нём рыцарские турниры превратились в драки и потасовки, а «прекрасные» дамы, увы, не отличались верностью. Центральный персонаж – хитрый лис Ренар – особенно яркая, откровенно циничная фигура своего времени. Он изображается не только как квинтэссенция нахального самоуправства существующего порядка, но и как задорный смутьян, не без удовольствия устраивающий кровавые разборки, отыгрывающийся на сильных мира сего. Крупные животные олицетворяют другие далеко не лучшие качества представителей разных уровней феодальной иерархии. Если положение льва Нобля дает ему возможность хотя бы внешне блюсти благородство и справедливость, то его окружение – мрачная стая хищников, за спиной правителя готовых на все. Таковы злобный волк Изегрим со своей ненасытной и коварной супругой, неповоротливый обжора медведь Брюн, незаслуженно получивший высокий титул архиепископа звериного царства осел Бернар и многие другие. Не только смешными предстают и зверюшки помельче, вроде лукавого кота Тьебо, и вовсе плебс – куры, утки, зайцы, улитки…

Городская литература XIV – XV вв. отразила рост социального самосознания горожан, которые все более становились субъектом духовной жизни. В городской поэзии появились немецкие поэты – певцы из ремесленно-цеховой среды – мейстерзингеры (буквально – мастер-певец). Они усваивали в своих певческих школах каноническую манеру исполнения песен миннезингеров, на смену которым они пришли. Поэзии мейстерзингеров не были полностью чужды и религиозно-дидактические мотивы, хотя в основном творчество их носило светский характер. Наиболее известными мейстерзингерами были Г.Сакс, Х.Фольц, Г.Фогель и др.

К XIII в. относится возникновение городского театра.

Народный средневековый театр своими корнями уходит в литургическую драму католической церкви. Как уже отмечалось, ко времени позднего средневековья в ней стали превалировать развлекательность и зрелищность, и церковь была вынуждена перенести драматические представления на городскую площадь, что еще более усилило светский элемент в них.

В храме служба носила в известной мере театральный характер: убранство храма - декорация, обмен репликами двух полухорий - диалог, библейские тексты сопровождались музыкой. Иногда во время службы допускалась импровизация. В текст вносились вольности, допускались мизансцены. Такого рода импровизационную драму называют литургической. Однако вскоре представление вынесли на паперть, в инсценировке евангельских эпизодов стали принимать участие не только клирики, но и простые горожане. Так появилась полулитургическая драма. Грандиозным представлением, которое разыгрывалось на городской площади, стала мистерия (лат. mysterium - таинство). Это могло быть действие о грехопадении Адама и Евы или изображение крестного пути Иисуса Христа.

Приблизительно в тот же период в серьезное драматическое представление стали проникать комические эпизоды. Появился фарс (франц. farce - начинка) – юмористические сцены, в которых реалистически изображается жизнь горожан, героями и героїнями были неверные жёны, мнимые слепые, просящие подаяние, пройдохи-адвокаты, скупые старики и влюбленные вертопрахи. Над ними сочинители фарсов беззлобно посмеивались, потешая зрителей, собравшихся посмотреть мистерии. Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового спектакля – сатирического, нередко фривольного содержания, действующие лица которого представляли определенные социальные типы. Фарс стал главным народным жанром средневекового театра.

Драмой с благополучным финалом был миракль (франц. miracle - чудо). В мираклях небесные силы вмешивались в судьбу грешника и спасали его. Таково и «Чудо о Теофиле» Рютбефа (сер.XIII в.), история произошедшая в церкви в Киликии около 538 г. и изображенная в северном портале Собора Парижской Богоматери. Церковный эконом, рассердившись, что кардинал не повысил его в должности, продал душу дьяволу. Однако вовремя опомнился, обратился с молитвой к Мадонне. Богоматерь спасла его от адских мук, отобрав душу грешника у лукавого беса. Этот сюжет, послуживший также для драматического произведения Рютбефа «Чудо о Теофиле», очень показателен для средневекового сознания: если согрешил, поспеши покаяться и будешь спасён. В мираклях нередко действовал Николай-Мирликийский, который спасал тонущих мореплавателей, бесприданницам помогал найти достойных женихов, излечивал хворых и даже разоблачал воров.

С XIII в. широкое распространение получает особый жанр драмы в стихах – моралите – аллегорической пьесы, имеющей нравоучительный характер. Персонажи пьесы-моралите олицетворяли христианские добродетели и пороки. К XV в. пьесы-моралите претерпели большие изменения. Хотя сюжет их оставался основанным на христианских темах, они стали аллегорическими драмами, исполняемыми профессиональными актерами. Прямолинейность и назидательность морали сохранились, но усиление комического элемента, введение в представление музыки создавало форму народной драмы.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 1243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...