Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1.1Скопинцева Ольга Амуровна: «Развитие муз-худ творчества старших дошкольников» - Волгоград, 2008. Хотя в предисловии к пособию автор пишет «методические рекомендации», по существу - это методическая разработка по формированию навыков песенного тв-ва у детей старшего дошкольного возраста.
В пособии описаны дидактические приемы и опыт пед работы по формированию песенного тв-ва у ст. дошкольников. В разработках занятий используются игровые технологии по системе К Орфа.
Скопинцева, аналогично др педагогам и исследователям, выделяет 3 этапа в развитии детского песенного тв-ва: ориентировка детей в новой для них деятельности, усвоение способов воплощения муз-худ образа в песне, самостоятельное применение усвоенных способов в новых ситуациях.
В теоретическом обосновании своего подхода к развитию детского песенного тв-ва автор опирается, в том числе, на положение Ю. Тюлина (музыковед) о том, что муз образ в несложных песнях выражен муз темой в виде несложн муз оборотов. Отсюда - вывод, что зачатки детского песенного тв-ва следует искать в первоисточниках муз темы: в мотивах, интонационных оборотах, имеющих выразительное значение. Это нисколько не противоречит тому, о чем говорят др педагоги-исследователи, но оригинальность методики Скопинцевой заключается в использовании двигательного моделирования ритма, использовании речевых импровизаций (как подготовительного этапа) и в детальной, поступенной, пошаговой разработке занятий по развитию песенного тв-ва.
Скопинцева О.А. исходит также из достаточно обширного пед опыта, который свидетельствует, что наиболее плодотворными в плане развития муз-творч способностей у дошкольников являются импровизации: речевые, инструментальные (чаще ритмические) и вокальные.
1.Речевые импровизации. Подготовит этап: поиск эмоционально-образных определений характера музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне + интонационно-осмысленное чтение текста песен в процессе разучивания.
След этап: сочинение окончаний к стихотворным строфам:
Бедный ежик
Бедный ежик –
По ночам не спит!
Весь в иголках,
Лечь не может
…….
Уже на этом этапе детям предлагается подумать – какими интонациями – маршевыми, песенными, танцевальными можно озвучить данное стихотворение. «Песенные» стихи – исполнять нараспев, «танцевальные» – с движениями, маршевые – с призывными интонациями, «маршируя» пальцами по столу. Таким образом, уже на начальном этапе у детей воспитывается чувство жанровой принадлежности.
Скопинцева рекомендует и инструментальные импровизации в виде 2. свободных ритмических аккомпанементов к песням, муз сказкам, речевым импровизациям, на инструментах мелодических (металлофонах, триолах…) детей учат подбирать подголоски к мелодиям песен.
Что касается собственно 3. вокальных импровизаций, Скопинцева не отказывается от ставших классическими заданий типа «закончить начатую педагогом мелодию на тонике», или «озвучивание имен», или «вопрос-ответ», но предлагает выходить за пределы привычных мажоро-минорных отношений и завершать мелодию не на тонике, а вопросительной, незавершенной интонацией; или при озвучивании имен как можно выразительнее передать в звучании голоса свой характер или настроение в данный момент; вопрос-ответ заменить на муз диалог (муз беседу) между педагогом и детьми, солистом и всей группой, между парами детей: «Какое у тебя настроение? Какой композитор сочинил эту музыку?».
Задания на з авершение мелодии: прежде чем приступить к выполнению задания, с детьми разучивается текст песенки-попевки с опорой на ее ритмическую основу. Ритм той фразы, которую будут сочинять дети, записывается на карточках или иным способом, таким образом, дети получают помощь в виде ритмического рисунка.
Сочинение мелодии на заданную интонацию – еще один вид заданий. Как правило, подбирая интонации для импровизации, нужно исходить из их жанровой принадлежности. Именно опора на жанр позволяет детям усвоить в собственной творч деятельности такие средства выразительности как мелодика, ритм, динамика, темп, лад.
Следующий вид заданий – инсценирование народных сказок, сочинение несложных партий для действующих лиц. После того, как сказка прочитана по ролям, детям предлагается сочинить небольшие мелодии темы, муз характеристики для каждого персонажа. Желательно, чтобы в инсценировках использовались и муз инструменты, которые бы сопровождали вокальные импровизации.
В методической разработке представлен подробный тематический план по разделам: «В мире музыкальных шагов», «Я - маленький композитор», «Моделирование муз языка». В плане отражен объем теоретических знаний, представлены модели для творческого музицирования, виды творч заданий, игры и муз-литературный материал (стр 29-33) и пояснения к работе по разделам.
+ разработки 29 занятий.
Примеры заданий (см ксерокс).
1.2. Тютю нникова Татьяна Эдуардовна. Программа и методика «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».
Программа «Элементарное музицирование» является синтезом 2-х идей: систематического развития природной музыкальности и импровизационно-творческой деятельности как принципа и модели обучения.
Элементарная импровизация – первичная форма творческого музицирования, доступная каждому ребенку. Здесь главным является не результат, а сам творческий процесс и сопровождающее его состояние радости, удовлетворения, ощущения внутренней гармонии.
В импровизации как модели обучения акцент делается на развитие воображения, умения изобретать, придумывать, находить новые неожиданные пути в решении задачи.
Занятия по творческому музицированию включают след виды деятельности: речевое музицирование, пение, игру на муз инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, спонтанную импровизированную театрализацию.
Способом организации музыкальной деятельности является игра и детское импровизационное творчество. Игра служит не вспомогательным средством, но определяет сам характер учебного процесса, содержится в каждом из моментов занятия. Можно сказать, что занятие – это единая муз-дидактическая игра, в процессе которой дети осваивают закономерности музыки.
Обучение по программе Тютюнниковой строится по принципу «от простого – к сложному»: пению предшествует ритмизованная речь, пентатоника предшествует мажору и минору, шумовой аккомпанемент предшествует мелодическому, восприятие музыки в связи со словом и движением предшествует «чистому» восприятию.
Реализация идей и содержания программы осуществляется на основе творческого, деятельностного и игрового подхода к обучению.
Цель программы: 1.Помочь детям дошкольного возраста в муз-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие, способствовать практическому усвоению знаний в игровой практике.
2.Удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении, создание у них устойчивой модели удовлетворения этой потребности с помощью музыки.
Задачи: творческое развитие природной музыкальности и первоначальных навыков музицирования; развитие индивидуальности детей, создание предпосылок к развитию творческого мышления + воспитание интереса и любви к музицированию, знакомство в практике музицирования с мировой муз культурой и др.
Музыкальная основа программы: различные жанры русского нар фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных стилей и жанров, современная музыка.
Программа предполагает широкое исрпользование детских муз инструментов, в том числе орфовских, а также самодельный муз инструментов.
Работа по программе предполагает вариативное ее использование.
Средства муз-творческого обучения: музыка, слово, движение, пантомима и театрализованная игра в синкретическом единстве.
В программе нашли отражение идеи К.Орфа, Э. Жак-далькроза, передовой опыт отечественной педагогики.
Содержание и методика обучения по программе
Педагогическая работа осуществляется по 3-м направлениям: учебное, творческое и концертное музицирование.
Учебное музицирование – это обучение простейшим элементам муз языка, формирование представлений о средствах муз выразительности, накопление «активного словаря» муз элементов для самостоятельного использования.
Творческое музицирование – импровизационное обращение со знакомым материалом, умение использовать его по-своему, комбинировать в разл вариантах, экспериментировать и фантазировать (придумать интонацию, «изобрести» способ игры….).
Концертное музицирование предполагает исполнение ансамблем детей произведений класс и детской музыки, а также музыки, созданной детьми в процессе импровизаций.
2 ступени обучения.
1 ступень: младшая, средняя, старшая группы детского сада. На 1-й ступени обучения у детей развивают двигательные реакции на музыку, чувство метрической пульсации, формируют элементарные навыки взаимодействия в группе, учат импровизировать в доладовых и доритмических формах: «Сыграй как хочешь на этом инструменте», «Сыграй свою музыку».
Основные приемы работы: одновременные имитации, имитации «эхо», творческое исследование, подражание, игры звуками.
Этот этап Тютюнникова называет «Музыка во мне». Его цель – активизация ествественной потребности детей получать удовольствие от собственной активной муз деятельности. В основном, детьми используются шумовые инструменты. Разучивание и исполнение песенок происходит на слух, а игра на инструментах – с рук.
Примерные задания для детей (Учебное музицирование): ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке разл характера и темпа, в речевых упражнениях, используя звучащие жесты, движение, шумовые инструменты; импровизировать ритмические цепочки на основе цепочек слов; творчески исследовать звуковые свойства шумовых инструментов (воспитание чувства ритма и тембрового слуха). Звукоподражания, скандирование, озвучивание стихов, фонематическаяигра слогами, речевые импровизации, пение песенок-ритмов на одном звуке, петь как «эхо» и затем импровизировать интонации из 2-3-х звуков (воспитание звуковысотного слуха и пение). Сопровождать речевые упражнения и пение одновременным исполнением метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты, ксилофон), петь нетрудные детские песенки с аккомпанементом на тонике и тонической квинте, присоединять к аккомпанементу 1-2 ритмических инструмента - спонтанная ритмическая импровизация (аккомпанемент). Исследовать способы игры на шумовых инструментах и ксилофоне в импровизированной игре звуками, ориентироваться в звукоряде ксилофона (вниз-вверх), петь песни с аккомпанементом ксилофона и театрализовать их (исполнение). Импровизированно двигаться под музыку разных жанров, исполнять народные танцы в облегченном детском варианте, исследовать различные варианты движения в процессе работы над метрической пульсацией (движение).
Творческое музицирование: уметь сделать метрическую пульсацию видимой и слышимой (разными способами). Придумать небольшие ритмические пьесы, используя рифмованный текст, и озвучить его шумовыми инструментами; использовать речевые слоги и фонемы для импровизаций; исполнять импровизированные диалоги на инструментах («разговор»); импровизировать темброво-динамические композиции, используя 2-3 шумовых инструмента; мелодизировать прозаические и стихотворные тексты на интоанцию м3; озвучивать стихи и сказки шумовыми инструментами и голосом; театрализовать народные игры с пением, сюжетные танцы.
Концертное музицирование: разучить и исполнить на детских муз инструментах 2-3 произведения жанровой музыки в шумовом оркестре. Исполнить 1 озвученную сказку или несколько стихотворений.
2 ступень: подготовительная к школе группа и 1 класс (см программу).
Основные принципы и приемы методики обозначены Тютюнниковой как ключевые фразы, например:
Делай вместе с нами – совместная устная деятельность;
Эти звуки обо мне – элементарная импровизация;
Музыка моего тела – музицирование со звучащими жестами;
Игры звуками – музыка, рожденная из шума – музицирование с инструментами;
И др.
Главная задача 1-й ступени – совместная устная деятельность: вовлечение детей в стихию музицирования с использованием импровизированного движения, пантомимы и инструментов.
Формы работы на занятиях: Например, раздел «Делай вместе с нами»: ритмическая разминка, ритмическая игра с деревянными палочками, песня под аккомпанемент треугольников и ксилофонов, творческие задания: дети сами находят инструменты для озвучивания речевой пьесы; театрализация речевой пьесы, шумовой оркестр – совместное с педагогом исполнение пьесы. Осн прием работы – вовлечение ребенка в музицирование по принципу: «делай вместе с нами», «сделай как хочешь».
Возможно начало занятия с одновременных имитаций. Они разнообразны: от импровизированных упражнений в звучащих жестах до игр с инструментами и копирования поз-замираний. дети копируют (копирование поз-замираний.
Эти игры-упражения формируют у детей представление об их собственной активности. Дети быстро прогрессируют в приобретении своих собственных «словарей» инструментальных, вокальных, ритмических «слов».
Вход в ситуацию музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друг и эмоц-психологическое раскрепощение. В начале занятия применяются и коммуникативные танцы и игры.
И.т.д.
Переход на 2-ю ступень возможен после полного усвоения 1-й ступени. Если обучение начинается с младшей группы – 3 года, если со средней группы – 1.5 – 2 года.
Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 476 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!