Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приобщение к слушанию музыки



1.О значении (см. текст)

2.Задачи: ознакомление с музыкальными произведениями разных стилей и жанров, формирование музыкального багажа, формирование навыков культуры слушания музыки, развитие музыкального восприятия, ознакомление детей с элементарными терминами и понятиями: жанр, темп, динамика, тембр, композитор, вок музыка, инструм музыка, народная музыка, опера, балет (подг к школе гр) и др.

Задачи, как и в других видах муз деятельности дифференцируются в зависимости от возраста детей.

3.В сущности, приобщение к восприятию музыки начинается с 1-х месяцев жизни ребенка, когда мама поет колыбельные песенки, пестушки, потешки, сопровождая пением действия с малышом. Уже с первых месяцев жизни начинается формирование муз-интонационного багажа ребенка, пока еще неосознанного.

4.В раннем детстве характер музыкальной деятельности синкретичен, хотя в программных требованиях (гос программа муз воспитания в детском саду Васильевой, Гербовой, Комиссаровой) слушание музыки уже выделено в отдельный раздел. В этом возрасте (1.5-3 года) основной репертуар песенный. Пение сопровождает и движение малышей под музыку: «Большие ноги шли по дороге, топ, топ, топ. Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ-топ-топ».

В этом возрасте дети слушают песенки и отдельные пьесы разл характера – бодрые, спокойные, где есть 1 образ: Лошадка, Зайка, Собачка, Птички, Вот как мы умеем, Пляска с куклами, Гопачок (укр нар мелодия) и др. См Программу, стр 70. Уже в этом возрасте обращается внимание детей – О чем? О ком поется в песенке?

5.Начиная с дошкольного возраста (с 3-х лет, 2-я мл гр) детей приучают дослушивать муз произв до конца, узнавать знакомую музыку, понимать характер музыки, рассказывать – о чем поется в песенке, замечать изменения в звучании (громко-тихо), в высоте звуков (упражнения в пределах септимы), различать звучание детских муз инструментов (бубен, барабан, металлофон, погремушка), различать одно и 2-хчастную форму, т.е. постепенно начинается формирование осознанного муз багажа, навыков слушания музыки, развивается сенсорное музыкальное восприятие и начальные представления об образном содержании музыки (характере музыки). См программу, стр. 97.

Для того, чтобы дети лучше понимали содержание музыки используются игрушки, короткие четверостишия, в более старшем возрасте – иллюстрации, стихи, материал подается в игровой форме. Пример:……

6.Программная музыка составляет основу репертуара для слушания музыки в детском саду. В классическом методическом пособии «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной представлены образцы такого репертуара: Мама и папа разговаривают, Дедушка и внук, Машин день и др. Эти пьесы с рельефными, запоминающимися муз образами, предваряют короткие стихотворения, даны и иллюстрации. Инструментальные пьесы Арсеева Ник. полезны и в плане развития у детей способности различать средства муз выразительности: темп, регистр, динамику, интонации, т.е. способствуют формированию не только целостного, но и дифференцированного восприятия музыки.

7.Если сравнить показатели развития детей 3-х лет и детей старшего дошкольного возраста в деятельности слушания музыки, мы увидим огромную разницу. В старшем дошкольном возрасте при условии грамотного педагогического руководства у детей начинает формироваться музыкальное мышление. Дети уже способны к элементарному анализу музыкальных произведений – сравнить контрастные части произведения, сравнить 2 произведения одного жанра, разных жанров, проследить развитие музыкального образа. Старшие дошкольники знакомы с такими терминами и понятиями как (см выше). В старшей и подг к школе группе дети слушают достаточно сложные муз произведения: пьесы из альбома «Детская музыка» С. Прокофьева, отд пьесы, Р. Шумана, Г. Свиридова, даже «Осенняя песня» из Времен года» Чайковского, отд Прелюдии Шопена, сказку С. Прокофьева «Петя и волк» и др., фрагменты балета «Щелкунчик», и др. См. Программу, стр. 172, 221.

8.Вопросы деятельности слушания музыки тщательно разрабатывали такие педагоги-исследователи как Ветлугина Н.А., Метлов Н.М., Дзержинская И.Л. (мл дошк возраст), Радынова. О.П.. Радыновой было написано методическое пособие «Слушаем музыку». Аналогично др. исследователям и методистам, она выделяет следующие этапы при знакомстве детей с новым муз произведением: ознакомление, повторное прослушивание. Каждый из этапов имеет свои задачи:…..(см текст).

9.Как уже было сказано выше, в процессе слушания музыкальных произведений у детей формируется не только целостное, но и дифференцированное восприятие музыки (способность к различению средств муз выразительности, умение связать их с характером музыки, развитием муз образа). Последовательность формирования музыкального восприятия у детей дошкольного возраста:….(см текст).

Радынова О.П. предлагает 3 основные темы, вокруг которых строится работа по слушанию музыки и развитию музыкального восприятия в детском саду: «Какие чувства передает музыка? О чем рассказывает музыка? Как рассказывает музыка?»

Таким образом, педагогическая работа по развитию музыкального восприятия детей (от эмоционально-интуитивного восприятия, когда ребенок различает общий характер музыки - ко все более осознанному) идет по 2-м основным направлениям: формирование у детей представлений о связи музыки с жизнью и развитие дифференцированного восприятия музыки.

Методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение муз произведения - обязательно «живое» исполнение, слушание аудиозаписей должно лишь дополнять «живое» исполнение музыки), метод словесных пояснений, краткого вступительного рассказа, беседы (для детей ст возраста), метод сравнения, практический метод (упражнения на различение низких и высоких звуков, тембров муз инструмепнтов), игровой метод - дидактические игры на различение темпа, динамики, характера мелодического изложения, формы муз произведения (графическая запись, например), метод поощрения.

При ответе на вопрос проиллюстрировать одну из пьес для детей раннего возраста и старшего возраста (или среднего), например, из Муз букваря, ладушек или из сб. Музыка в детском саду (есть в библиотека). Позаботьтесь заранее и сделайте ксерокс.

Музыкально-ритмическая деятельность. Здесь тоже нужны примеры, можно использовать аудиозапись, например, Коротаеву (см диски в тех лаборатории).

Муз-ритмическая деятельность – важная составляющая муз воспитания детей дошкольного возраста. Хотя возможности пластического движения у дошкольников еще невелики, дети любят двигаться под музыку, играть в сюжетно-ролевые и подвижные игры, в музыкально-ритмической деятельности раскрывается и творческий потенциал малышей.

Приобщение к движениям под музыку начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда мама под ритмичную музыку или напевая сгибает и разгибает ручки и ножки малыша, когда ребенок начинает сидеть, стоять, ходить добавляются хлопки в ладошки, топы ножкой, пружинки, покачивания - так называемые «детские движения».

Общими задачами муз-ритмич деятельности являются следующие: учить детей выразительно, ритмично двигаться под музыку, согласовывать движения с характером музыки, с изменением музыкального образа, развивать чувство ритма, музыкальное восприятие, муз-творческие способности, учить детей в образно-имитационных движениях передавать характер персонажей игр, инсценировок, учить детей ориентироваться в пространстве, играть в музыкальные игры, водить хороводы. См. программу и текст.

В содержание муз-ритмической деятельности входят: несложные, доступные детям пляски, танцы, хороводы, упражнения на развитие чувства ритма, на освоение танцевальных движений, ориентировку в пространстве, сюжетно-ролевые и подвижные игры, образные (имитационные движения).

Пляски могут быть с зафиксированными движениями, свободные, комбинированные. Танцы: характерный, бальный (условное обозначение).

В процессе освоения музыкального репертуара у детей формируются навыки выразительного движения и муз-ритмические навыки.

Музыкально-ритмические навыки - это умение детей двигаться под музыку выразительно, ритмично, согласовывать движения с характером музыки, умение передать в образно-имитационных движениях характер персонажей, настроение музыки.

К навыкам выразительного движения относят все те движения, которые дети осваивают в процессе разучивания танцев, плясок, хороводов, упражнений: основные движения - шаг, бег, прыжки, элементы бального танца (название условное), элементы народного танца, движения характерного танца (танец матрешек, петрушек): выставление ноги на пятку, шаг польки, движения в парах, прямой и боковой галоп и др..

Логика обучения навыкам выразительного движения и муз-ритмическим навыкам - от простого - к сложному, в зависимости от возрастных возможностей детей: от элементарных движений – ко все более сложным, от действий по показу взрослого – к самостоятельным действиям и музыкальному творчеству.

Одним из первых формируемых навыков у малышей является навык начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Этот навык начинают формировать у детей уже в раннем возрасте (приемы разные, можно взять у Коротаевой - «Пошли гулять по дорожке?»). Детей раннего возраста учат бегать стайкой за взрослым, выполнять элементарные танцевальные движения по показу взрослого, имитировать движения зайки, мишки…., выстраивать круг, двигаться парами, выполнять движения с предметами и т.д. Движения усложняются от группы к группе, постепенно увеличивается их объем и сложность. См. программу и текст.

Первые танцы и пляски элементарно просты: потопать ножкой (одной!!), похлопать в ладоши, покружиться. В раннем возрасте детей лишь побуждают к совместным действиям, не требуя точности выполнения движений (как может, так и двигается), поощряют, хвалят. Пример: «Зашагали ножки по прямой дорожке…» или из Бурениной (Топ –хлоп, малыши) или любой др пример. Начиная со 2-й младшей группы можно говорить об обучении. Обучать малышей муз-ритм движениям помогает речевая поддержка, песенки с текстом. Детям старшей и подготовительной к школе групп доступны достаточно сложные танцевальные композиции, хотя в последнее время существует тенденция к освоению разнообразных, но несложных танцев, которые можно разучить в течении 1-2-х занятий (см у Тютюнниковой).См программу и текст.

Методика обучения муз-ритмическим движениям:

- в ходе разучивания репертуара детей упражняют, развивая навыки выразительного движения и муз-ритмические навыки;

- разучивая хороводы, игры… последовательно усложняют задания;

- неоднократно повторяют выученный материал;

- постоянно стимулируют самостоятельность детей, предлагают творческие задания различной сложности в зависимости от возраста, интересов и способностей ребенка.

Также, как и в других видах муз-исполнительской деятельности существует классическая методика разучивания игр, танцев: сначала дети знакомятся с музыкой, с композицией танца целиком (показывают муз руководителем с воспитателем), затем танец разучивается по частям. Может быть и др последовательность в разучивании, когда осваиваются отдельные элементы, затем танец «собирается» (часто так разучиваются танцы с малышами); или, как у Тютюнниковой, несложные танцы («Променад», например) разучиваются за одно занятие.

При разучивании плясок, хороводов, игр педагог продумывает последовательность заданий для детей, обращает внимание на изменения в характере музыки в 2-3-хчастном муз произведении, при необходимости включает упражнения на отработку того или иного элемента танца или пляски.…

Детям старшей и подготовительной к школе групп доступны достаточно сложные танцевальные композиции, хотя в последнее время существует тенденция к освоению разнообразных, но несложных танцев, которые можно разучить в течении 1-2-х занятий (см у Тютюнниковой).См программу и текст.См текст или учебник.

Формирование элементарных навыков детского музыкального творчества в музыкально-ритмической деятельности обычно начинают с сюжетно-ролевых игр и игровых хороводов, инсценировок песен (Где был, Иванушка?), с развития эмоционально-образного исполнения муз-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки), далее дети сами придумывают движения к танцам, инсценировкам, создают композиции плясок, хороводов и т.д. Творческие задания усложняются постепенно: создание муз-игрового образа в однотипном движении; передача развития муз образа; передача в игре взаимоотношений различных персонажей, придумывание композиции игры или танца.

Условием возникновения и развития детского муз творчества в муз-ритмической деятельности является стимулирование самостоятельной деятельности детей (включение в обучение комбинированных и свободных плясок, например), создание игровых ситуаций (мальчики маршируют, девочки танцуют), использование игр (Люди под моим окошком ходят по дорожке… Старушки ходят так…) и др.

Методы:

Наглядный (показ, и не только педагога, показывать движения могут дети, у которых движение хорошо получается);

Слуховой метод – краткие указания педагога в процессе разучивания пляски…; рассказ педагога при ознакомлении с игрой;

Наглядно-слуховой – исполнение музыки для танца, игры педагогом;

Практический – разучивание движений, упражнения;

Игровой

Метод сравнения

Метод побуждения к совместным действиям (исп. с детьми раннего возраста)

Метод поощрения

Певческая деятельность – один из обязательных видов муз деятельности дошкольников. Несмотря на то, что возможности детей, особенно раннего и младшего дошкольного возраста в пении невелики, пение является одним из доступных и любимых ими видов муз деятельности. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, выражают свои чувства, пение вызывает у ребенка положительные эмоции. В пении активно развивается муз слух (звуковысотный, ритмический). У маленьких детей пение способствует развитию речи, в пении дети приучаются к совместным действиям, пение также способствует развитию голосового аппарата и укреплению легких.

На занятиях в детском саду пению отводится до 30% времени.

Основное требование программы – научить детей выразительно исполнять понятные, интересные и несложные песни + познакомить детей с разнообразным певческим репертуаром, побуждающим к добрым чувствам, эстетическому переживанию, формировать певческие умения и навыки, Учить детей исполнять песни с помощью взрослого и самостоятельно, развивать муз слух и голос ребенка.

Воспитательно-образовательные задачи дифференцируются в зависимости от возрастной группы. Например, требования к формированию навыка звукообразования: 2-я мл гр – петь естественным голосом, без напряжения, не спеша; подг к школе группа – петь выразительно, звонким голосом, напевно, легким, подвижным звуком и т.д.

Детей раннего возраста приобщают к певческой деятельности, обучение навыкам певческой деятельности начинается со 2-й младшей группы (с 3-х лет). Постепенно, с возрастом, обучение детей пению приобретает осознанный характер, детей знакомят с элементами муз грамоты, сообщают сведения о некоторых терминах, о характере исполнения (напевно, протяжно, отрывисто, не спеша), о форме песни (запев, припев, вступление..). Песни, разученные на муз занятиях, исполняются на праздниках, развлечениях, в самостоят муз деятельности детей. (Подробнее о последовательности см в «Певческая деятельность» от 27.04

В содержание певческой деятельности входят: песни, попевки, упражнения.

Певческие упражнения для дошкольников представляют собой короткие песенки или попевки, которые исп в качестве распевок перд разучиванием песенок.. Они выполняют вспомогат роль и направлены на формирование певч навыков, развития слуха и голоса ребенка. Это: упр на формирование устойчивого навыка интонирования интервалов, начиная с узких (до сексты) + интонирвания мелод оборотов, поступенного и нисходящего движения, сказков; навыка напевного, протяжного пения; ясной и четкой артикуляции; развития чувства ритма, мелод (звуковысотного) слуха) - (см Учите детей петь под редакцией Орловой, Бекиной + новый сборник Картушиной М.). Назначение упражнений – выработка отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены они на повторяющихся интонациях и коротких фразах. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить разнообразные виды мелодического движения, наиболее характерные интонационные обороты, упражнения способствуют выработке естественного легкого звучания голоса, чистоты интонирования, напевности звучания, облегчают работу над расширением диапазона детей. В младшем возрасте осваиваются 5-7 упр в год, в старшем возрасте – 6-7 в квартал. Привести примеры!

Певческие навыки: певческая установка, звукообразование, дикция, чистота интонирования; хоровые навыки: строй, ансамбль (см Ветлугину, стр 83-84 или у Метлова). По классической методике детей не обучают специально правильному дыханию. Его формирование осущ естественным образом, когда подбираются песенки и упражнения с короткими фразами. В современных методиках предлагаются упражнения и на развитие дыхания (Кацер, Картушина).

Обучение пению, как и другим видам муз-исполнительской деятельности, проводится на основе общедидактических принципов: постепенности, последовательности, систематичности, доступности.

Методика обучения пению детей дошкольного возраста исходит из особых качеств детского голоса: голосовой аппарат ребенка хрупкий, нежный, находится в процессе физиологического развития. Голосовые связки тонкие, у мальчиков короткие, поэтому звук детского голоса высокий, но слабый, он усиливается в основном за счет головного резонатора. Диапазон детского голоса небольшой: 3 года – ми-си, 4 года – ре-си, 5 лет – ре-до 2-й октавы, 6 лет – ре-ре 2-й октавы. Наиболее удобные для пения звуки (примарные звуки) фа-си.

Певческие навыки формируются в процессе разучивания певческого репертуара (песенок, упражнений). Среди всех певческих навыков особое внимание уделяется звукообразованию – ребенок дошкольного возраста должен петь естественным, высоким, светлым звуком без напряжения и крика. При формировании навыка звукообразования обращают внимание на формирование гласных (детей учат открывать рот, не зажимать нижнюю челюсть, прививают навык плавного голосоведения, показывая голосом пример исполнения). Развитию напевности, протяжности помогает пение в спокойном темпе, пение песенок с преобладанием гласных звуков (народные песни и попевки), протягивание отдельных звуков (Петуш о к, петуш о к, золот о й гребеш о к).

Основное внимание муз руководителя в отношении дикции направлено на четкое и ясное произношение слов. Основные правила вокальной дикции – правильное произношение гласных и согласных звуков сохраняется (безударные за искл О не изменяются и др.).

Чистота интонирования детей дошкольного возраста зависит от ряда факторов: плохая координация между слухом и голосом, неразвитый муз слух (исследованиями доказана прямая зависимость чистоты интонирования от развития муз слуха, установлено, что развитие муз слуха должно не только идти параллельно с развитием голоса, но и опережать его). Большой педагогический опыт и исследования свидетельствуют, что при правильно организованной работе дети дошкольного возраста могут петь чисто.

Для чистоты интонирования, прежде всего, необходимо подбирать песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону детей данной возрастной группы. Работа с «гудошниками» проводится индивидуально – обычно у таких детей небольшой диапазон, в этом случае с ребенком разучиваются песенки на удобных для него звуках, затем в транспорте, таким образом постепенно расширяя диапазон + упражнения, попевки на небольших интервалах в виде звукоподражаний и др. Важно, чтобы репертуар ребенку нравился.

Важное значение для формирования певческих навыков имеет окружающая ребенка музыкальная среда – пение мамы, воспитателя в группе, слушание музыки.

Стройное, слитное пение (ансамбль) у дошкольников также достигается постепенно. Сначала детей учат начинать пение вместе со взрослым. Для этого нужно собрать внимание детей: показать жестом вступление или сыграть вступительный аккорд, первые звуки песни – дети поют его на слог или с закрытым ртом тихо, потом начинают пение. Дирижирование используется периодически – при пении а-капелла или, если в пении участвует большая группа детей, например, на празднике.

Все вокальные и хоровые навыки связаны между собой, работа над ними ведется одновременно.

Следует помнить, что мелодию с голоса дошкольники запоминают легче, что сложный аккомпанемент затрудняет восприятие мелодии, что дошкольников не обучают 2-хголосию.

Добиваясь выразительности исполнения, следует обращать внимание на смысловые ударения, характер песни, четкое и ясное произношение текста.

Разучивание песни. Песни разучиваются в течение нескольких занятий в зависимости от сложности песни.

Кратко последовательность этапов следующая: ознакомление – разучивание – закрепление. По классической методике песня сначала разучивается в сопровождение одной мелодии, затем с аккомпанементом. В процессе разучивания прорабатываются отдельные интонации, скачки, направление движения мелодии отражается в жесте, с помощью графической записи, на музыкальной лесенке.

Дети 5-6 лет должны определять на слух движение мелодии, ее скачки, выкладывать на фланелеграфе рисунок мелодии, ритмический рисунок.

Привести пример песенки для детей мл и старшего возраста, объяснить – в чем различие, усложнение!

Основные методы: выразительного показа (наглядно-слуховой), наглядно-зрительный (жестовый показ, графическая запись, лесенка), практический (метод упражнений), игровой, поощрения, побуждения к подпеванию (для детей раннего возраста).





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 1339 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...