Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Муравьев-Амурский



Государственный деятель и дипломат, граф, почетный член Петербургской Академии Наук, генерал-губернатор Восточной Сибири (1847-1861) сыграл выдающуюся роль в истории расширения российских владений на востоке страны.
Главная его заслуга - приобретение всего Амура без единого выстрела. Н.Н. Муравьев был первым, кто поставил и практически разрешил вопрос о присоединении к России Приамурья и Приморья. Тем самым завершилось завоевание Сибири и начался процесс последовательного движения русского народа к Тихому океану.
Он заложил основы государственного устройства нового края и провел первоначальное заселение его русским народом. С его именем связан героический период освоения нетронутых земель и обширных пространств Дальнего Востока.
Заложенные им и его сподвижниками крепости и военные посты, со временем превратились в крупные центры края. Звание генерала, графское достоинство, присоединение к имени «Амурский» было исключительно личной заслугой Н.Н. Муравьева.

Ли Хунчжан (1823-1901) - китайский государственный деятель и дипломат, самый влиятельный и неприятный сановник Цинской империи. В течение ряда лет фактически руководил внешней политикой Китая. Участвовал в дипломатических переговорах с Францией во время Франко-китайской войны (1884-1885), подписал Симоносекский мирный договор с Японией (1895), (по которому Корея объявлялась полностью независимой), заключил секретный договор с Россией (1896) (После Японо-китайской войны Россия предложила Китаю заключить союз, направленный против возможной агрессии Японии, связывая его заключение с проведением части Сибирской магистрали через Маньчжурию. Витте добивался, чтобы дорога принадлежала непосредственно правительству России, но Ли Хунчжан здесь не уступил, так как был связан соответствующей инструкцией. Поэтому постройка и эксплуатация дороги возлагалась на Русско-Китайский банк. С помощью этой дороги русская армия могла приехать в Китай для борьбы с японцами). В 1901 году подписал Заключительный протокол с державами (Китай обязывался выплатить контрибуцию 11 западным державам в размере 450 миллионов лянов серебра сроком на 39 лет из расчета 4 процента годовых).
Впервые Ли Хунчжан отличился при подавлении восстания тайпинов и был в 1867 г. назначен наместником провинций Цзянсу и Аньхой. В 1868 г. подавил восстание няньцзюней, за что был удостоен жёлтой кофты, павлиньего пера и звания воспитателя наследника престола.
В 1870 г. Ли становится наместником столичной провинции Чжили и обосновывается в городе Тяньцзинь, где он был суверен (обладал неограниченной властью). Он использовал своё положение, чтобы выдвинуться в число богатейших людей Китая: установил монополию на торговлю опиумным маком и продвигал на ответственные посты своих родственников.
Его имя стало в китайской истории синонимом унижений эпохи неравных договоров. Согласно мемуарам Э. Э. Ухтомского, согласие Ли подписать договор стоило российскому правительству трёх миллионов рублей.
Ли умер мучительной смертью (неизвестно, правда, какой).

Кан Ювэй [комм. 1] (кит. трад. 康有為, упр. 康有为, пиньинь: Kāng Yǒuwéi [комм. 2]; 19 марта 1858 — 31 марта 1927) — китайский философ, реформатор эпохи Цин, каллиграф. Возглавлял движение за реформы 1898 года, поддержанное императором Гуансюем. Апологет конституционной монархии, один из первых теоретиков китайского национализма. В 1917 году настаивал на установлении конституционной монархии после Синьхайской революции, свергнувшей последнюю императорскую династию Цин. В 1898—1913 годах проживал за пределами Китая, посетил более 30 стран мира, совершил три кругосветных путешествия. Являлся одним из первых китайских мыслителей, имевших возможность лично изучать достижения западной цивилизации. Некоторые сочинения изданы посмертно. Его социальные и политические идеи никогда не были реализованы на практике.

ИГНАТЬЕВ, Николай Павлович

(1832-1908) - русский дипломат и государственный деятель. Надипломатическую службу вступил в 1856 в качестве военного атташе в Лондоне. Был отозван из Англии из-затого, что при осмотре военной выставки "по рассеянности" положил в карман ружейный патрон новейшегообразца. В 1858 И. отличился удачным выполнением миссии в Хиве и Бухаре. В 1859 И. был направлен дляпереговоров об утверждении китайским правительством Айгунского договора 1858 (см.). И. использовалвойну Англии и Франции с Китаем, выступив в роли посредника. "Благодарностью" китайскогоправительства за содействие И. было заключение Пекинсного договора 1860 (см.), значительноулучшившего в пользу России условия Айгунского договора. "Игнатьев превзошёл все наши ожидания вКитае", - писал ген.-губернатор Восточной Сибири H. H. Муравьёв-Амурский министру иностранных делГорчакову. После непродолжительного пребывания на посту директора Азиатского департаментаминистерства иностранных дел И. был назначен в 1864 посланником (позднее послом) в Турции. На этомпосту И. проявил себя сторонником "твёрдой" дипломатии по отношению к Турции, нередко расходясь сГорчаковым, чем заслужил большую популярность в панславистских кругах. Во время восточного кризиса1875-77 И. держался весьма воинственно по отношению к турецкому правительству, что особеннопроявилось на Константинопольской конференции 1876, после которой И. был отозван из Константинополяи направлен в феврале-марте 1877 в Берлин, Лондон, Париж и Вену для выяснения отношения держав кготовящемуся военному выступлению России. И. был главным уполномоченным России при заключении Сан - Стефанского мирного договора 1878 (см.). Это было последнее выступление И. на дипломатическомпоприще. В 1881-82 он занимал пост министра государственных имуществ, а затем министра внутреннихдел. После этого был членом Государственного совета. Его воспоминания опубликованы в "Историческомвестнике" 1914.

СУНЬ ЯТСЕН

(Sun Yatsen) (1866–1925) Один из первых лидеров националистической революции в Китае. Родился вбедной крестьянской семье в южной провинции Гуандун. В 13 лет уехал к своему старшему брату наГавайи, учился в западных школах, оттуда отправился в Гонконг, где получил ученую степень по медицине.Переживая из-за упадка в Китае, организовал небольшое общество – "Синчжунхой" ("Xing Zhong Hui" – "Союзвозрождения Китая"), носившее умеренно реформистский характер. Однако разгром в 1898 г. Движения зареформу и казнь некоторых его руководителей по приказу вдовствующей маньчжурской императрицыпобудили Сунь Ятсена, как и многих других, встать на революционный путь. Он организовал новую группу – "Тунмэнхой" ("Tongmeng Hui" – "Общество Союза"), которая пользовалась поддержкой китайских эмигрантов(через южные тайные общества) и молодых китайских интеллигентов, особенно тех, кто учился в Японии.Реформы, предпринятые маньчжурскими властями усилили оппозицию китайцев как противостоящуюманьчжурам силу, что вызвало рост недовольства среди китайской мелкопоместной аристократии. В 1911 г.после десяти неудачных попыток, организованных Сунь Ятсеном и его соратниками, произошло восстание,завершившееся успехом. Маньчжуры отреклись от власти, была провозглашена Китайская республика иСунь Ятсен был избран временным президентом. Вскоре его сменил Юань Шикай – личность гораздо болееизвестная и достаточно консервативная. С ликвидацией центрального значения, придававшегосяимперской властью проблеме лояльности, Китай распался на части. Задача Сунь Ятсена состояла ввоссоединении страны, что он полагал сделать путем создания националистической демократии. В 1923 г.,отчаявшись получить помощь от западных держав, обратился к СССР. Он заключил союз с недавносозданной Коммунистической партией Китая (в то время очень малочисленной, но пользовавшейсяподдержкой России), на ленинских принципах перестроил свою партию и принял радикальную программу.Когда он умер (1925), Китай еще не стал единым, однако он жил в созданной Сунь Ятсеном атмосференовых политических целей и ожиданий. На его наследие претендовали как националисты, так и коммунисты.Политические идеи и программа Сунь Ятсена были преданы гласности в серии лекций под названием "Трипринципа народа" – национализм, демократия и жизнеспособность. Сунь Ятсен не создалпоследовательную философскую систему, его взгляды отличались противоречивостью. Он был убежден,что западные идеи свободы и равенства в тот момент неприемлемы для Китая. Раз Китай, полагал он, непострадал от крайностей самодержавия, значит, там необходимости в свободе. Проблема заключаетсяскорее в избытке свободы, ведь китайский народ волен игнорировать призывы к национальнойсолидарности: "Мы ни в коем случае не должны давать индивиду больше свободы; давайте вместо этогообеспечим свободу нации". Сунь-Ятсен доказывал также, что Китаю не нужно равноправие – числопомещиков и капиталистов невелико, а аристократии нет вовсе. По его словам, в Китае нет богатых ибедных, есть только бедные и беднейшие. Тем не менее он открыто заявлял о приверженности демократиии даже провозгласил права отзыва или отмены (путем референдума) законодательной инициативы и созывареферендума. Он выдвинул программу "опекаемого" развития демократии, начиная с уровня деревни изавершая созданием национального парламента. Сунь Ятсен считал коммунизм делом бесперспективным,поскольку тот выражал "патологию конкретного общества", и в то же время утверждал, что разработанныйим "принцип жизнеспособности" представляет "коммунизм на практике", при этом его планы экономическойреконструкции Китая носили весьма радикальный характер. Прибыль, получаемая за счет роста стоимостигородских земель, должна была инвестироваться в финансируемую государством промышленность, тогдакак более низкая арендная плата за сельскохозяйственные земли и большие гарантии землевладельцампрокладывали путь к перераспределению земли. Говоря о китайской культуре, он заявлял, что мораль вКитае находится на более высоком уровне, чем на Западе, но признавал, что "в плане действия китайцыменее активны", чем иностранцы. Преемник Сунь Ятсена, Чан Кайши, обычный солдат, поощрявшийкитайских фашистов ("голубые рубашки"), не пытался всерьез использовать идеологию Сунь Ятсена до техпор, пока поражение не отрезвило его и его власть не оказалась ограниченной территорией Тайваня.Проведенная там земельная реформа с выплатой компенсаций землевладельцам, государственныйконтроль над развивающейся промышленностью и поддержка частного предпринимательства в сочетании соднопартийной системой, деспотичной по отношению к индивиду, но живо откликавшейся на интересыкрестьян, породило экономическое чудо, тем более загадочное, что быстрый рост сопровождался резкимсокращением неравенства доходов. Идеи Сунь Ятсена, по всей видимости, получили подтверждение, и этоне прошло бесследно для китайцев, считавших, что модернизация традиционного уклада лучше, чем отказот него во имя коммунизма или западной демократии.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 169 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...