Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лян Цичао



Лян Чжожу, Лян Жэньгун, прозвище Инь-бин-ши-чжу-жэнь (Хозяин кабинета Охлаждения жара [буквально: Питья ледяной воды] – реминисценция из главы 4 даосского канона 4–3 вв. до н.э. Чжуан-цзы). Китайский философ, историк философии, ученый, литератор, государственный и общественный деятель, один из лидеров либерального реформаторского движения в Китае конца 19 – начала 20 в. Родился 23 февраля 1873 в Синьхуе провинции Гуандун. Выходец из помещичьей семьи; в 16 лет раньше своего учителя и духовного наставника Кан Ювэя (1858–1927) получил вторую ученую степень цзюйжэнь (1889).

В 1895 вместе с Кан Ювэем и другим его учеником, Май Мэнхуа (1875–1916), принял участие в составлении коллективного, подписанного 604 и одобренного более чем 1200 цзюйжэнями, меморандума в 10 тысяч слов, направленного императору Дэ-цзуну (Гуансюй, правил в 1875–1908), с предложением реформ, включавших, в частности, активное привлечение на службу китайских эмигрантов, проживающих за границей, перенесение столицы из Пекина в более древний Сиань, выпуск госбанком бумажных денег, чеканку разменной монеты, создание государственной почтовой системы, превращение конфуцианства в полноценную общегосударственную религию и создание при императоре выборного совещательного органа.

Для пропаганды реформистских идей, также вместе с Кан Ювэем и Май Мэнхуа, на собственные средства в июне 1895 он начал издавать в Пекине ежедневную газету, сначала называвшуюся «Вань го гун бао» («Всемирный вестник»), а затем «Цян го бао» («Вестник усиления государства»).

Лян Цичао был одним из первых в Китае апологетов демократии (минь чжэн). 12 апреля 1898 в Пекине Лян Цичао содействовал Кан Ювэю в организации учредительного собрания Общества защиты государства (Бао го хой). В период «ста дней реформ» (11 июля – 20 сентября 1898) являлся одним из лидеров партии реформаторов, а после ее разгрома сумел избежать казни, с помощью японских дипломатов эмигрировав в Японию, где продолжил свою деятельность в качестве главного редактора издававшихся в Иокагаме влиятельных общественно-политических журналов.

Доктрину Кан Ювэя, выраженную в традиционных для китайской науки, и прежде всего «каноноведческой школы текстов новых письмен» (цзинь вэнь цзин сюэ), многосмысленных формулировках, Лян Цичао истолковал как образец самородной теории социализма, согласно которой «государство и семья полностью растворяются в обществе». Разъясняя идеи своего учителя, в Биографии наставника Кан [ Ювэя ] из Наньхая (Наньхай Кан сянь-шэн чжуань, 1901) он писал об упразднении государства (у го) и государственных границ, роспуске армии и создании единого Великого союза стран (да лянь бан). Выбираемому всем народом правительству в этом проекте оставлялись контрольно-воспитательные и хозяйственные функции. Провозглашались свобода браков и разводов, общественное воспитание детей и их равное образование до 20-летнего возраста, с наступлением которого человек должен становиться полноправным гражданином.

В период вынужденной эмиграции 1898–1911 Лян Цичао в научно-публицистических работах стремился синтезировать идеи классической китайской философии с западным либерализмом, пониманием свободы в учениях Ж.Ж.Руссо, И.Канта и Дж.С.Милля, эволюционизмом Ч.Дарвина и Г.Спенсера. Наметилось его расхождение с Кан Ювэем, который критиковал либерализм, ссылаясь на «ужасы» Великой французской революции. Лян Цичао отстаивал свободу как «всеобщий принцип» (гун ли) Неба и Земли», рожденный не во Франции и пригодный для современного Китая. Эти рассуждения нашли воплощение в книге Цзы-ю шу (Книга свободы, 1908).

(Выдержки из статьи Кобзева А.И.)

Хун Сюцюань (洪秀全, 1813-1864) — лидер Тайпинского восстания.

Хун Сюцюань родился в бедной семье, происходящей из народности Хакка, в провинции Гуандун на юге Китая. Как самый способный из трёх сыновей он имел возможность посещать школу и впоследствии стал деревенским учителем. В надежде получить пост чиновника Сюцюань несколько раз пытался сдать государственный экзамен, но безуспешно. Однако в городе Гуанчжоу, где проходили экзамены, в руки молодого учителя попадают трактаты христианских миссионеров. Он также слушает проповеди Лян Фа — ученика Р. Моррисона. Позже, во время болезни, у Хуна случается ряд видений, в которых Бог-Отец и Иисус Христос поручают ему дело борьбы с демонами на земле.

Хун начинает проповедовать, обращает в христианство своего кузена Ли а после с помощью него несколько других своих родственников. Начиная с 1844 Хун усиленно занимается изучением христианства, сочинением трактатов и од на религиозные темы. В это время его ближайший друг Фын Юньшань успешно проповедует учение Хуна. В скором времени в рядах сторонников Хуна находились тысячи людей. Была сформирована военная группировка под названием «Воины Бога». К этому моменту движением заинтересовалось тайное общество Триад, которое преследовало цель свержения маньчжурской династии.

В 1850 Хуном и его сподвижниками было принято решение о начале восстания. Оно разразилось в районе Цзиньтяня (провинция Гуанси). После взятия нескольких районов Хун Сюцюань 25 сентября 1851 был объявлен «Небесным Царём» (Тянь Ван) «Небесного государства великого благоденствия» (Тайпин тяньго). После кровопролитных стычек с частями цинской армии повстанцы отступили в провинцию Хунань. Ряды тайпинов пополняли в основном бандитские шайки, пираты и деревенская беднота. Ко времени подхода к Янцзы численность их составляла уже полмиллиона человек. Высокая численность, фанатизм и строгая организация тайпинов позволили им одержать ряд побед над деморализованными и неспособными цинскими войсками. Важнейшей из них стало взятие в конце марта 1853 Нанкина. Теперь Хун сделал его столицей государства тайпинов.
К 1855 году тайпины достигли вершины своего успеха. Бо́льшая часть провинций Аньхой, Цзянсу, Чжэцзян, Цзянси и Хубэй — почти весь средний Китай — находилась под их властью. Одно время войска тайпинов стояли всего в ста километрах от Пекина. Однако с 1856 года движение тайпинов приходит в упадок. Один из «Небесных Принцев», Ян Сюцин попытался сместить Хун Сюцюаня с верховного поста. С помощью Вэй Чанхоя, другого принца, Хуну удалось разделаться с Яном, однако после этого Вэй развернул компанию чисток среди тайпинов, которая коснулась даже личных слуг самого Хуна. Небесному Царю пришлось сместить и этого Принца. После этого Хун разочаровался в своих сподвижниках и отошёл от политики, проводя время со своими многочисленными наложницами. На военном поприще тайпины также всё чаще терпели поражение. Армия Цзэн Гофаня, талантливого цинского полководца, а также англо-французские войска, поначалу симпатизировавшие тайпинам, занимали область за областью. 31 мая 1864 года началась осада Нанкина. Неудачи и болезнь ввергли Хуна в депрессию, а впоследствии и слабоумие. В начале июня 1864 года, незадолго до падения своей столицы, Хун Сюцюань покончил жизнь самоубийством, приняв яд.

Ян Сюцин (楊秀清; 1821 — 2 сентября 1856, Нанкин) — один из руководителей и главнокомандующий войсками Тайпинского восстания. Перед Тайпинским восстанием Ян был торговцем в провинции Гуанси. В 1848 году он принял христианство, после того как, по его словам, ему в видении явился Господь. Ян проводил сеансы исцеления людей и собрал вокруг себя группу приверженцев.

С началом восстания Ян примкнул к нему и быстро выдвинулся в число лидеров. В 1851 году, когда Хун Сюцюань принял титул «Небесного императора», он назначил Яна Сюцина главнокомандующим армии. Позднее Ян получил звание «Восточного царя» («Дунван»), как и трое других лидеров восстания, которые получили свои стороны света в Тайпинском государстве. Ян создал разветвлённую сеть шпионов, и в середине 50-х считался самым влиятельным из лидеров тайпинов.

В 1853 году войска под командованием Яна взяли Нанкин, который стал столицей тайпинов. Небесный император тайпинов Хун потерял интерес к политике и больше интересовался своим гаремом. Ян был назначен главой правительства и обладал реальной властью среди повстанцев.

Позднее между Яном и Хуном возникли конфликты, в том числе по религиозным вопросам, кроме того Хун подозревал Яна в желании захватить абсолютную власть.

2 сентября 1856 года Ян Сюцин был убит людьми, подосланными Хун Сюцюанем в столице Тайпинского государства Нанкине. В течение следующих трёх месяцев по приказу Хуна была убита вся семья Яна и тысячи его сторонников.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 431 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...