Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом



Данными классами являются:

• количество;

• качество;

• отношение;

• модальность.

(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.)

Сами категории:

• количества — единство, множество, цельность;

• качества — реальность, отрицание, ограничение;

• отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

• модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру:

первые две категории каждого из четырех классов — противоположные характеристики свойства класса, третьи — их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез ограничение и т. д.

Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

7. Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — "Критика практического разума".

Главные вопросы "Критики практического разума":

• Какой должна быть мораль?

• Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим

выводам:

• чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;

• между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;

• мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его кате­горическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

• человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;

• человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

8. В своей третьей книге критического периода — "Критика способности суждения" — Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:

• целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

• целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);

• целесообразности духа (наличие Бога).

9. Социально-политические взгляды И. Канта:

• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;

• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);

• был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;

• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;

• считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

10. Историческое значение философии Канта в том, что им было:

• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся ту­манности разряженных в пространстве элементов);

• выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе");

• выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

• сформулирован категорический императив — моральный закон;

• выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

• осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Кант создал философскую систему, именуемую критической философия или трансцендентальный идеализм Центральная задача Канта - нахождение всеобщих и необходимых оснований человеческого познания и гуманистических ценностей, прежде всего свободы личности. Кант полагает, что главный вопрос философии антропологический: «Что такое человек?», который охватывает три кардинальных вопроса: 1. Что я могу знать? (гносеологический). 2. Что я должен делагь7 (моральный).

3. На что я смею надеяться? (религиозный)'. Основательной критике подвергается Кантом вся предшествующая метафизика, опиравшаяся на то, что со времен Платона и Аристотеля считалось умозрительным постижением вечных и неизменных благих первосущностей. Кант считает, что их объективное существование теоретически недоказуемо, а важнейшие идеи прежней метафизики — Бога, бессмертия души, свободы — относятся не к области сущего, но должного. Им придается статус регулятивных идей, высших целей, сообразуясь с которыми человек сознательно направляет себя по пути совершенствования. Кант решительно развел ценности и бытие, до него миропонимание покоилось на вере в то, что существование высших ценностей абсолютно.

В творчестве Канта было два основных этапа — докритический (до нач. 70-х гг.) и критический (с нач. 70-х гг. до конца жизни). В докритический период философия Канта развивается под сильным влиянием идей Лейбница. Кант еще не сомневается, что порядок и связь идей соответствуют порядку и связи вещей. Он разрабатывает философию как умозрительное знание в областях онтологии, гносеологии, этики, эстетики, философии природы. Плодотворно применяет идею развития в естествознании. Выдвигает гипотезу (позднее она вошла в теорию Канта — Лапласа) о возникновении Солнечной системы а возможно, и Вселенной естественным путем из облака разреженных частиц, из их вращающихся масс Намечает идеи генеалогической классификации животных, естественной истории человеческих рас.

В критический период Кант предпринимает систематическое и критическое исследование способностей души, по-новому представляя образ человека как величественного и противоречивого творца собственного мира. В результате размышлений над основоположениями метафизики и доводами скептицизма Юма Кант, по его собственным словам, «пробуждается от догматического сна» и совершает «коперниканский переворот» от метафизических абсолютных первоначал к человеческому субъекту. Подобно Копернику, представившему в движении не звезды, а позицию наблюдателя, Кант утверждает, что не субъект вращается вокруг объекта, а, наоборот, объект — вокруг субъекта. Наше сознание придает предмету ту форму всеобщего и необходимого знания, в какой он только и может познаваться. Независимо от субъекта, вне его, предмет существует как непознаваемая «вещь в себе» или «вешь сама по себе». Сознанию доступны только явления вещи (феномены), представленные в заданных субъектом всеобщих и необходимых формах. Кант отличает феномены от ноуменов — умопостигаемых (интеллигибельных) предметов, не данных в опыте, но таких, какие мы можем помыслить. Фундаментальной для гносеологии Канта является идея о том, что всеобщее и необходимое знание, которым так дорожит философ, не может вытекать из опыта, быть a posteriori (последующим по отношению к опыту), ведь опыт всегда не полон, не завершен. Напротив, оно должно быть доопытным, a priori (предшествующим опыту). Кант называет свою философию трансцендентальной (от лат. transcendere — переступать, переходить), поскольку исследует переход данных опыта в образуемую нашим сознанием систему, в результате чего существует всеобщее и необходимое знание. Кант использует и термин трансцендентное для обозначения того, что находится за пределами сознания и непознаваемо, трансцендентальное же внутренне присуще сознанию и познаваемо. Человек как субъект, способный конструировать в сознании свой объект, называется трансцендентальным субъектом. Его характеризует субъективное и объективное единство самосознания. Субъективное — трансцендентальное единство самосознания — сознание «я мыслю», сопровождающее многообразие представлений об объекте, т е. сознание целостности своего Я. Так Кант, по-своему интерпретируя Декарта, отвечает на сомнение Юма в существовании оснований понятия единства души, личности. Объективное — трансцендентальное единство апперцепции (узнавания, сопоставления), «благодаря которому все данное в созерцании многообразие объединяется в понятие об объекте»1. Кант изучает, как возможно всеобщее и необходимое знание в сфере действия трех основных познавательных способностей — чувственности, рассудка и разума, т. е. в соответствующих видах научного, теоретического (чистого) знания (в математике, естествознании и метафизике). Чистая математика возможна, поскольку основана на априорных (всеобщих и необходимых) формах чувственности — пространстве и времени. Внешняя форма чувственного созерцания — пространство, на нем основана геометрия. Внутренняя форма — время, на нем базируется арифметика Рассудок — способность к понятиям и суждениям — основа теоретического естествознания. Априорные понятия рассудка — категории (неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт). Они образуют систему из четырех групп: качество — реальность, отрицание, ограничение; количество — единство (единица меры), множество (величина), цельность, совокупность (целое); отношение — субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие; модальность — возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность. Внутри групп намечаются тезис, антитезис, но нет перехода между группами. Знание возникает на соединении форм чувственности и рассудка: «ощущения без понятий «слепы», понятия без ощущений «пусты». Научное естествознание возможно, так как в основе всех суждений сете ственных наук лежат всеобщие и необходимые априорные законы: 1. Закон сохранения субстанции. 2. Закон причинности. 3. Закон взаимодействия субстанций. Разум — способность к умозаключениям, доходящим до идей (идея — понятие разума о безусловном единстве всех обусловленных явлений) в метафизике. Но возможна ли метафизика как наука9 Кант рассматривает три идеи, центральные для традиционной метафизики: души — безусловной целокупности всех обусловленных психических явлений; мира — безусловной целокупности причинно обусловленных явлений; Бога — безусловной причины всех обусловленных явлений. Критика чистого разума показывает, что эти идеи внутренне противоречивы, их нельзя ни рационально доказать, ни опровергнуть, пытаясь их обосновать, разум впадает в противоречия (антиномии). Депо в том, что понятие абсолютного, бесконечного приложимо только к миру ноуменов, а применяется к миру феноменов, где есть лишь преходя идее, конечное, обусловленное. Бог, мир, душа — в качестве безусловного целого мыслимы, умопостигаемы (интеллигибельны) — ноуменальны и рационально не верифицируемы Метафизика как теоретическая наука возможна только в качестве критики чистого разума. Научное знание о предмете идеи чистого разума невозможно, они не имеют конститутивного применения, но зато имеют регулятивное применение. Они дают рассудку системное единство, побуждают его к бесконечному движению к совершенствованию, достижению полного знания Самое главное: идеи Бога, мира, души несут ценностный смысл, необходимы для утверждения безусловного достоинства личности, ее своболы. Данные идеи не подлежат рациональной проверке, они — предмет веры, первопринципы практического разума, выражающие безусловные цели. Кант по-своему восстанавливает значимость идей прежней метафизики, утверждая, что положительное содержание их — предмет не теоретического, а практического разума.

Ведущая ценность сферы познавательной способности — истина, эта область феноменов — предмет онтологии и гносеологии Канта исследуется в «Критике чистого разума». Ведущая ценность сферы чувства удовольствия и неудовольствия — красота, эта область пересечения феноменального и ноуменального миров — предмет эстетики Канта исследуется в «Критике способности суждения» Ведущая ценность сферы способности желания — добро, эта область ноуменов — предмет этики и онтологии Канта исследуется в «Критике практического разума» и в «Критике чистого разума».





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 1385 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...