Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Христианский предэкзистенциализм С.Кьеркегора



Серен Кьеркегор (1813-1855). Главные произведения - «Или - или» (1843), «Понятие страха» (1844), «Стадии на жизненном пути» (1845), «Завершающий ненаучный постскриптум» (1946). Этот философ является автором центрального понятия экзистенциальной философии - «экзистенция», что означает «существование». Его философию нередко определяют как христианский предэкзистенциализм. В нем усиливается иррационалистическая тенденция как альтернатива классическому рационализму. Кьеркегор критикует классическую философию за принцип тождества бытия и мышления. С его точки зрения, они не могут быть тождественными, т.к. между ними есть то, что их разделяет - это человеческое существование, экзистенция.

В рамках данного направления тема человеческой личности и ее судьбы заслонила все остальные темы. А центральной проблемой в этой теме стала проблема человеческой субъективности. И, по сути, дело состояло не только в том, что на первый план в философии выдвигается проблема человека, а в том, что сам человек становится для философии сложнейшей проблемой, а его существование или экзистенция - загадкой или тайной. Кьеркегор пытается раскрыть эту тайну исключительно внутренними средствами, обращаясь внутрь себя, стараясь в своей собственной душе найти разгадку своего бытия. При этом философ берет человека как бы изолированно от мира и общества и стремится понять его в этой первичной изоляции как данное, конкретное, уникальное существование, понять его путем погружения внутрь самого себя.

В силу своей единичности и смертности, это существование иррационально, всегда субъективно. (Каждый проживает свою жизнь сам - нельзя прожить жизнь другого человека. И жизнь каждого уникальна, единственна в своем роде. Интересно, что эпитафия, которую Кьеркегор сочинил для своего надгробия, состояла всего из двух слов: «Этот единичный».) Потому и истина всегда субъективна и экзистенциальна. Силой логики такая истина непостижима. А вместе с ней непостижима и экзистенция. Логическое мышление абстрагировано от существования мыслителя. А для постижения экзистенции нужно совсем другое мышление - мышление-страсть, мышление-чувство, интуиция, вера.

Экзистенция недоступна также и научному познанию. Наука оперирует общезначимыми понятиями. Поэтому, как считает Кьеркегор, в таком знании нет истины. Такое знание говорит об универсальности и вечности и ничего не говорит об истинно-конкретном человеческом существовании.

Экзистенция, согласно автору, это такая реальность, которая недоступна объективированию и не может быть выражена в понятиях. Можно рассуждать о существовании, размышлять о нем, но собственное существование дано не в мышлении, а в самой жизни, в чувстве, переживании. В отличие от Декарта, Кьеркегор считал, что чем меньше я мыслю, тем более существую. Кьеркегор считал, что встреча со своим существованием возможна в критические моменты жизни, когда возникает потребность в выборе, в ситуации «или - или». Именно в этот момент человеком осознается реальность своего существования. Отсюда вытекает, что как практическое, нравственное существо человек каждый человек не может удовлетвориться общими разговорами. Он должен знать, что конкретно ему нужно делать, как он сам как данная индивидуальная личность должен поступить.

Т.о., Кьеркегор придал проблеме выбора глубокое и принципиальное значение. Выбор не только определяет путь индивидуального спасения, но и является ядром человеческого существования. Поэтому отличительной чертой человека как человека, т.е. как свободного существа, является способность к свободному выбору.

Само существование человека рассматривается автором на трех возможных ступенях реализации. Это эстетическая, этическая и религиозная ступени.

На эстетическом уровне человек обращен к внешнему миру, погружен в жизнь чувства. Символом этой ступени является Дон Жуан. Он стремится узнать все, испытать все наслаждения. Его жизненная позиция - гедонизм. Но чем больше эстетик предается игре чувств, тем явственнее становится его неудовлетворенность и разочарование. При этом велика зависимость эстетика от внешних обстоятельств, которые создают условия для наслаждения. Эстетик находится во власти случая, он плывет по волнам туда, куда его гонят внешние обстоятельства и его собственные влечения. Рано или поздно наступает скука и желание новизны, а достигнутая цель утрачивает свое значение. Скука приводит в конечном итоге человека на грань отчаяния. Именно в этот момент возникает потребность перейти на более высокую - этическую - стадию.

На этой стадии господствует не стремление к наслаждению, а чувство долга. Человек добровольно подчиняется нравственному закону: он выбирает себя как нравственное существо, знающее различия между добром и злом, сознающее себя греховным, но сознательно вступающее на истинный путь. Символ этой стадии - Сократ, а распутству эстетики противопоставляется законный брак.

Жизнь этика - это выполнение внутреннего долга перед самим собой. Он живет внутренней жизнью. Жизненная задача заключается для этика в нем самом. Как говорит Кьеркегор, этик стремится отождествить свое случайное непосредственное «Я» с «общечеловеческим». Решающую роль при этом играет выбор как проявление внутренней свободы, как определение жизненного пути человека. В акте выбора, согласно Кьеркегору, человек впервые становится самим собой, так как только свобода конституирует подлинную личность. А свободу автор понимает, как неотъемлемую возможность выбора. На этическом уровне человек становится личностью, которая и является единственным абсолютом. Абсолют, рассуждает автор, - это я сам в своем вечном значении человека. Ничто другое и не может быть абсолютным предметом выбора. А что такое мое «Я»? Прежде всего это - свобода. Выбор, отсюда, это и проявление свободы, и путь к ней. Своей этической системой, которая по сути является этикой изолированного индивида Кьеркегор привлек внимание к тому факту, что нравственный поступок требует не только познания нравственного закона или принципа, но и решимости последовать ему, выбрать из различных возможностей ту, которая ему соответствует. Человек как сознательное существо должен внутренне принять нравственный закон, который первоначально выступает для него как нечто внешнее. И для Кьеркегора это - проблема субъективного выбора и решения.

Но и этическая стадия тоже не окончательная. Здесь человек еще не полностью реализует свои возможности и не полностью выполняет свое предназначение. Он не может быть в подлинном смысле самим собой: он должен подчиняться всеобщему закону. Он может стать самим собой в подлинном смысле этого слова на религиозной стадии.

На религиозном уровне человек уже не подчиняется всеобщему закону, но вступает в прямое общение с личным божеством, с подлинным абсолютом. Символ этой стадии - Авраам (сюжет с Авраам описан Кьеркегором в его работе «Страх и трепет»: Авраам услышал голос бога, который повелел ему принести в жертву его любимого сына Исаака. И Авраамом овладел трепет и ужас. Ужас - от того, что отец должен оберегать своих детей во что бы то ни стало. Трепет - от того, что он может неповиноваться богу. И Авраам должен сам сделать свой выбор из самой глубины своего существования. Никто ему в этом вопросе помочь не может). Случай с Авраамом понадобился Кьеркегору для того, чтобы показать, что признаками истинного человека на религиозной стадии является слепая вера и абсолютное повиновение.

Переход человека от одной стадии к другой у Кьеркегора происходит не в результате логического осмысленного процесса, а в результате волевого акта, выбора, в котором человек порывает с предыдущим состоянием. И в этом процессе участвует не интеллект, а весь человек. Здесь имеет место столкновение разума и сердца, мысли и чувства, что приводит к кризису, к духовному надлому. Но этот кризис - спасительный. И целительным средством здесь является страх. Такой страх - это не боязнь чего-то конкретного, это просто страх перед чем-то неопределенным, перед миром. В обычной своей жизни человек машинально следует привычной рутине. Но в момент страха завеса как бы спадает с его глаз и он представляет себя в истинном свете как конечное, смертное человеческое существование, стоящее перед Ничто. Здесь-то человек и начинает понимать, что такое существование в противоположность не-существованию. Страх пробуждает в нем новые возможности. Он пожирает все иллюзии и оставляет человека наедине с собой, стоящим как бы на краю бездны, перед выбором. Именно теперь человек должен совершить сознательный выбор, и потому «страх есть возможность свободы».

* Экзистенциализм — направление философии, главным пред­метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно­сти, существование в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарож­даться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приоб­рел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

2. Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

• нравственные, экономические и политические кризисы, охва­тывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение от­равляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);

• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлаге­ря, трудовые лагеря);

• распространение фашистских и иных тоталитарных режи­мов, полностью подавляющих человеческую личность;

• бессилие человека перед природой и перед техногенным об­ществом.

3. Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

• разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая пол­ностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");

• проблема одиночества, заброшенности человека (человек оди­нок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);

• проблема бессмысленности жизни;

• проблема внутреннего выбора;

• проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни.

4. Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855).

Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами по­знания — и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, пе­реживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не инте­ресующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к че­ловеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".

Философом были выделены понятия:

неподлинное существование — полная подчиненность челове­ка обществу, "жизнь со всеми", "жизнь как у всех", "плывя по течению", без осознания своего "Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;

• подлинное существование — выход из состояния подавленно­сти обществом, сознательный выбор, нахождения себя, пре­вращение в хозяина своей судьбы.

Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхож­дении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

• эстетическую;

• этическую;

• религиозную.

На эстетической стадии жизнь человека определяется внеш­ним миром. Человек "плывет по течению" и стремится только к удовольствию.

На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

На религиозной стадии человек глубоко осознает свое при­звание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятстви­ем на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек "несет свой крест" (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 4391 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...