Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема соотношения веры и знания в философии Средних веков



*529 год – год закрытия последней философской школы античности (Платоновская Академия). 1 век – апостольский век. 2 век – открытие первой церкви.

У кого-то христианское мышление, у кого-то античное.

Патристика. Период деятельности отцов церкви, тех мыслителей, которые сформировали христианскую догматику. 2-9 вв. В 11 веке происходит раскол христианства на католичество и православие. Официальная причина - догматический вопрос святой троицы. Святой дух исходит только от отца или еще и от сына? Хотя на самом деле причины политические. 1054 год.

Необходимо упомянуть про основные этапы средневековой философии - патристику и схоластику.

Патристика (2-8в.) (патер - отец - Отцы Церкви), представители - Василий Великий, Августин Блаженный, Тертуллиан, Григорий Нисский - разработчики основных догматов христианской религии и одновременно крупнейшие философы своего времени. Разделилась на

1. апологетику (рациональная защита истинности христианского учения от язычников) - Тертуллиан, Александрийская школа, Климент, Ориген

2. золотой век патристики (Августин Блаженный, Дионисий Ареопагид)

3. поздняя патристика (Поэций Северин-отец схоластики)

Схоластика. «Школьная философия». 9-14вв. В период схоластике появляются первые школы, в последствии Возникают университеты. С 10 века рост образованности на лицо. В 11 веке создается католический институт «святая инквизиция». Сказать, что-то свое в эпоху схоластики, когда вся догматика давно утверждена было невозможно, так как такие люди преследовались. Поэтому основная деятельность составляла толкования, переводы, заучивания и тп.

Особенности:

• Главной характеристикой средневековой философии является теоцентризм, то есть в центре всего мироздания – Бог.

• Креационизм.

• Персонализм. Бог- это личность, с которым возможно вступить в личностные отношения. В отличии от античной концепции, где бог обезличен.

• Провиденциальзм. Бог управляет миром. Свобода человека сводится к нулю.

• Ревеляционизм. Богооткровенный характер христианской религией. Священные писания не просто написаны людьми, а были продиктованы этим людям самим Богом. Следовательно, священное писание не подвергается сомнению.

«Философия- это служанка богословия».

Основные проблемы патристики:

1. Тринитарная проблема. (Сущности Бога и его тройственности)

Решения:

Бог един и имеет три ипостаси- отец, сын и святой дух,

или же Богов трое,

или же Бог един и имеет одну ипостась.

2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян).

Решения:

Тертуллиан - не видел общего в христианстве и язычестве. - истина только в христианстве.

Августин - верую, чтобы понимать: вера первична, необходима для спасения души. Разум здесь не мешает и не помогает.

Ансельм Контерберийский: Вера взывает, приводит к знанию и понимаю.

Средневековая философия охватывает значительный период времени: по меньшей мере от IX до XV вв. Главной ее характеристикой является, безусловно, тесная связь с христианской теологией и господствовавшим христианским мировоззрением. важным фактором, повлиявшим на становление и развитие средневековой философии, является то обстоятельство, что подавляющее большинство средневековых мыслителей были по преимуществу теологами, а не философами, и использовали философию как вспомогательный инструмент при решении теологических проблем. Отсюда и особый статус философии в Средние века: для средневекового мыслителя она есть ancilla theologiae, служанка теологии.

В истории собственно средневековой философии, или схоластики, обычно выделяют четыре основных периода: предсхоластический (ок. 800— 1050), ранняя схоластика (1050—1200), высокая схоластика (1200 — 1350), поздняя схоластика (1350 — 15001)(?).

На интеллектуальную жизнь первых христианских веков оказала значительное влияние знаменитая школа-университет в Александрии, названная "Музеем" (от греческого museion - храм муз - покровительниц искусства и науки).

Именно в Александрии появился первый греческий перевод Писания - так называемая Септуагинта, или перевод Семидесяти толковников. В Александрии также жил и знаменитый мыслитель Филон Александрийский, в произведениях которого нашел свое выражение синтез ветхозаветного учения и греческой философии. Для толкования Ветхого завета Филон пользовался аллегорией - излюбленным методом греческих философов для толкования мифов и басен о богах.

В 190 г. н.э. на должность наставника, профессора школы был приглашен Тит Флавий Климент, получивший название Александрийский (150 - ок. 215). Основной задачей Климента было сделать христианство доступным языческому миру.

Основной задачей Климента было "проложить мосты" между христианской верой и греческой философией, объяснить сооотношение между верой и знанием, доказать превосходство христианства над язычеством, в то же время сохраняя положительное отношение к греческой философии. Он говорит, что философия полезна для развития религии "как подготовительная дисциплина" и, возможно даже, "философия была дана грекам непосредственно, ибо она была "детоводителем" (Гал. 3, 24) эллинизма ко Христу", приуготовлением человека к совершенной личности Христа.

Для Климента обязанностью христианина, человека стремящегося к совершенству, является знать как можно больше из наследия греческих мыслителей; наука есть ступень к высшему знанию, а философия, по его мнению, является техникой мысли, стремящейся к вере.

Преемником Климента на посту наставника александрийской школы явился Ориген (ок. 185-214 гг.)

Ориген утверждал, что есть два способа причащения Христу: через вкушение Плоти и Крови Спасителя и через Слово Божие. Полагая, что истолкование Св. Писания есть основа христианской жизни, он, углубляя Климента, первый осуществляет попытку критического анализа Библии, которую толкует аллегорически. За всеми сюжетами и незначительными подробностями Писания он пытается найти смысл "общепонятный и исторический", "душевный" или моральный, аллегорический или "духовный", символический или "возвышенный".

Ориген считал, что такой путь экзегетики, истолкования, более "достоин Бога" и тех, кто "обладает ученостью". Буквальное понимание Библии он оставляет на долю "простых людей". Метод экзегезы, введенный Оригеном, в уточненном и расширенном виде до сегодняшнего дня является важнейшей стороной религиозно-философской деятельности.

Многоплановость оригеновского истолкования, попытка определенного "синтеза" богословия с греческой философией рождали такие двусмысленности, что на него будут ссылаться и еретики, и Отцы церкви, и философы.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 1160 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...