Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Любительские кружки и студии в России XIX- начала XX века, формы руководства ими



Зарождение:

К прямым истокам художественной самодеятельности относится, в первую очередь, организованное любительское худ.тв-во трудящихся, сформировавшееся в конце XIX — начале XX вв.в самостоятельную ветвь народного творчества.

Предпосылка формирования — отмена в 1861 году крепостного права.

Особенно бурный рост рядов пролетариата наблюдался начиная с последней четверти XIX века. Это было связано с ростом городов, промышленности, постепенным распространением грамотности.

Творчество крепостных широко бытовала в России вплоть до второй половины XIXв.

Любительское творчество как самодеятельная ветвь заявила о себе в полный голос в конце XIX — начале XX в., в период активного выхода на арену социально-исторического творчества пролетарских и крестьянских масс.

2. В конце XIX в. в городах создавались различные комитеты, общества, попечительства. В деревнях за это дело взялись земства. Одним из первых в 1885г. Учреждено Невское общество народных развлечений. Подобные организации появляются в этот период во многих крупных городах. Они создавались чтобы отвлечь людей от пьянства, занять их другим делом. В это же время организуются различные общества по искусству в Семипалатинске — Общество любителей музыки и драматического искусства.

Один из первых народных домов в России появился в 1896 году. В годы первой русской революции строительство народных домов практически не велось. Только в 1910-е годы — годы нового революционного подъема вновь активизируют свою деятельность по развертыванию народных домов общества, попечительства, комитеты. В 1914 г. в крупных городах работало 143 народных дома. Большинству домов отводилась миссия борьбы с пьянством, но также деятельность домов была направлена на ослабление накала революционной борьбы.
Народные дома и любительское творчество оказывались в центре разгорающейся революционной борьбы народных масс.

3. Создаваемые кружки, студии пользовались большой популярностью, но власти открывая народные дома, общества, давая им возможность заниматься творчеством, не только осуществляли постоянный контроль за их деятельностью, но и ориентировали ее в направлении, которое нужно было царской власти.

В 10-е годы художественно-творческая инициатива масс стала получать поддержку со стороны вновь начавших функционировать различных обществ, комитетов и т.д.

В 1909 г. была учреждена Комиссия содействия устройству народных театров.

В 1913 г. в Питере — Общество изящных искусств.
Таким образом, любительское творчество — наиболее близкий по временным рамкам, по содержательным, творческим, организационным аспектам исток художественной самодеятельности.

Становление:

В процессе развития художественной самодеятельности формировалась единая общегосударственная система управления, централизованного руководства ею в масштабах страны. Благодаря этому руководству самодеятельность направлялась в определенное социальное и организационно-эстетическое русло.

Государство обеспечивало организационно-управленческие основы руководства массовым художественным творчеством. Работа эта предполагала создание специальных органов рабоче-крестьянской власти, основной задачей которых стало бы руководство художественной самодеятельностью.

Таким образом, через создание специальных отделов в Наркомпросе Советским государством были предприняты первые шаги по организационному, методическому, идейному руководству развитием художественной самодеятельности.

С окончанием гражданской войны изменились условия для развития самодеятельности. В эти годы предпринимаются меры по укреплению органов народного образования, увеличивается сеть политикопросветительных отделов и подотделов на местах, значительно укрепляется их связь с партийными органами.

Параллельно с формированием органов государственного руководства развитием ху дожественной самодеятельности шли поиски путей ее методического обеспечения.

Становление методических центров художественной самодеятельности относится к середине 20-х Г0ДОВ.

Со второй половины 20-х годов в шефстве появляются новые черты и приметы: оно становится все более целенаправленным и массовым, в нем принимают участие целые творческие коллективы, известные мастера искусств.

Шефство становится одной из характерных черт развития художественной самодеятельности.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 3550 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...