Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общеобразовательных учреждениях



Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь.Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе.Действительно — это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы,которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой цельюв неволе содержат диких животных или без должного ухода — морских свинок ихомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать ихмучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детямпредлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имеяморителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего неостаётся, как оторвать крылья, затем ноги и наконец голову своей жертве илиживьём наколоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательныемероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольножестоко.В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка,социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самогораннего возраста.Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Этазабота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечитьтакое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правиламповедения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано собразованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогуследует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют:- природа и родной язык;- общение в семье, в школе, окружающая среда;- его деятельность;- средства массовой информации, искусство, литература;- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые онвыполняет в микросреде.В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципысоциального воспитания. Принцип природосообразности, – изучение задатков испособностей ребенка и содействие в их развитии. Природные народностипредлагает учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принципгуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка. Принципсоциальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве,приобретении знаний, удовлетворение в общении.В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, долженбыть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае онсможет реально оценивать последствия свой практической деятельности привзаимодействии с природой. Если в деле экологического образования ипросвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношенииэкологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется итрудностью точного определения, что же такое «экологическая культура». Всамом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это системазнаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения вотношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личностидолжны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологическиоправданное поведение и чувство любви к природе.Экологически культурная личность должна иметь экологические знания поосновным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:- иметь правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий,широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера,природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;- знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесшихнаибольший вклад в становление и развитие экологии, как: Вернадский В.И.,Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;- знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохраннойдеятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраныприроды и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты идругие;- знать природу своего родного края, а именно:- местные природные условия- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, иживотных, климат и т.д. и т.п.;- местные, охраняемые природные объекты;- животных местной фауны;- местных птиц;- видов рыб местных водоемов;- лекарственные растения местной флоры;- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, тоесть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственныесвязи экологических проблем и прогнозировать экологические последствиячеловеческой деятельности.Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственнойдеятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным ицелесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов.Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметровболее высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот,рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность вотношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней черезсвои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение,сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранитьдикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, чтовключает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненныепроявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мираприроды с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие смиром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологическойкультуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональнуюоценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к мируприроды (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитываяу себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личностивозникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимовоздействие на него как отрицательных, так и положительных естественныхреакций (факторов) мира природы.Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологическиеощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизмобработки» полученных реакций мира природы.Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяютнаправление и характер формирования экологического мышления и поведения иделают внутренние более содержательными экологические знания. Все компонентыэкологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование,так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающейэкологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно,проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостностиличности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование.Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввидужизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «экологическое образование- это не часть образования, а новый смысл и цельсовременного образованного процесса – уникальное средство сохранения иразвития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цельэкологического образования – формирование ответственного отношения кокружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагаетсоблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования ипропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своейместности, защите и возобновлению природных богатств.Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека,необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственностиза сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятиюпроблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка кокружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:1. непосредственное познание природы;2. школьное экологическое воспитание;3. средства массовой информации.Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной,координированной и системной передачи знаний.Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа,которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношенияучащихся к окружающей среде и здоровью человека.Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенныеэкологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты«сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированнаяна то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны.Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству,восприятие культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика,способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт,собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей,народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и ихзначение в передаче нравственного опыта подрастающему поколению.1.4 Возможности народной педагогикиЭтнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теориюнародного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного,традиционного) воспитания. Этнопедагогика – наука об эмперическом опытеэтических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических иэстетических воззрениях исконные ценности семьи, рода, племени, народности,нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ееиспользования в современных условиях, собирает и исследует опыт этническихгрупп, основанный на многовековом, естественно развивающимся соединениинародных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной:задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социальногозаказа, связанного с движением общественного самосознания. Как уже былосказано, этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия иобщественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развиваетсяличность, усваиваются социальные нормы, ценности, опыт; собирает исистематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народнуюмудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, загадках, пословицах ипоговорках, в играх и прочих, в семейном и общественном укладе, быте,традициях, а также философско-этические собственно педагогические мысли ивоззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние наэкологически культурное формирование личности.В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад,своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций,облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и впоэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающихвоспитательной дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее егоопределяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика естьпедагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов –профессионалов. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же –для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда неставились и не могли ставится народной педагогикой. В то же время и ународной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука необращала внимание, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность.Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этимнаходкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе– и родителям, как естественным воспитателям.




Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 240 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...