Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Двойственность назначения объектов общественного комплекса



Единство основных и вспомогательных процессов в структуре общественного здания. "Скрытые" и "открытые" формы оборудования средовых пространств.

По-своему предопределяет цели проектирования и другая особенность среды общественных зданий: их структура почти всегда делится на две разных по настроению, оборудованию и по значительности зоны - предназначенную для посетителей (зрителей, покупателей, учеников в школе и т.д.), которая реализует основную функцию, и вспомогательную, призванную обслуживать первую (в театре - закулисные помещения: репетиционные залы, артистические, механизмы сцены, и разного рода гардеробы, кассы, курительные - для обслуживания зрителей вне основной, зрелищной функции; в школе - учительские, раздевалки, технические помещения).

Дело в том, что общественная сфера изначально двойственна по содержанию, т. к. • двойственно ее смысловое назначение: общение (среди посетителей) и обслуживание (этих самых посетителей). Здесь всегда есть люди, "потребляющие" среду - (зрители, больные, покупатели...) и их "обслуга", просто работающие люди - воспитатели, учителя, продавцы, актеры, врачи и т. д. Это - важнейшая особенность именно общественных зданий (сравните с жилищем, где жильцы выполняют обе роли - и "живут", и "обслуживают" себя).

Естественно, что в первом случае больше внимания обращается на то, чтобы угодить главному заказчику (зрителю, покупателю и т. д.), тут требуется больше фантазии, художественного мастерства, а во втором - на первый план выходят проблемы рациональности, технологичности, наконец - незаметности работы вспомогательных структур. Иначе говоря, "парадные зоны" как бы самой жизнью изначально предназначены на роль доминанты в композиционной схеме общественного здания. Хотя их физический объем отнюдь не делает это предназначение обязательным. Ибо в большинстве средовых структур общественного назначения соотношение габаритов "потребляющих" и "обслуживающих" зон примерно одинаково, а иногда последние занимают даже больше места, чем "парадные" блоки. Так, зона кухонь в ресторане, закулисная часть театра, "скрытая" часть банковского здания, инженерия и обслуживание плавательного бассейна - в полтора-два раза превышают площади для посетителей, зрителей, вкладчиков или спортсменов. Там, где особенности общественной функции требуют особого простора для реализации - музейные и выставочные комплексы, школьные здания, некоторые виды спортивных соревнований - эти соотношения меняются в обратную сторону. Но забывать при формировании общественной среды про колоссальную роль вспомогательных зон и блоков недопустимо - без них невозможно существование основных процессов и зон. Причем в главных и во вспомогательных зонах и моно-и полиструктурных объектов легко прослеживается разделение их объёмно-пространственных слагаемых на два класса - коммуникации и поля. Что, впрочем, не мешает иногда и совмещать их в пределах одной "бесструктурной" единицы.

Исторически сложилось так, что деление средовых блоков общественных сооружений на основные и вспомогательные было отчетливо видно в их облике. Богато украшенные "дворцовые" по духу залы театров, музеев, храмов, кабинеты министров, задуманные так, чтобы поразить зрителя, заставить его подчиниться тем, кто властвует в этих залах и кабинетах - соседствовали с аскетичными, "холодными" и суровыми коридорами и помещениями канцелярий, музейных хранилищ, репетиционных залов, скрытых от глаз публики. И уж совсем утилитарно, только из соображений полезности и конструктивной целесообразности, складывалась среда технических и подсобных помещений - котельных, складов, служебных комнат, мастерских. Но зато именно здесь достигала наибольшей выразительности та часть среды, которая практически пряталась от глаз публики в "парадных покоях" - различное технологическое оборудование. Плиты и трубы вентиляции на кухнях, многоярусные шкафы и лестницы в книгохранилищах, поворотные круги, блоки подъемов, софиты, колосниковые решетки на сцене - создавали ту неповторимую атмосферу дела, разумности, изобретательности, иными словами -дизайна, которая иной раз оказывается много выразительнее, чем украшения, роскошь и богатство отделки репрезентативных помещений.

Шло время, мир менялся, становился деловитее, демократичнее, технологичнее. И сегодня уже и в парадных помещениях элементы технологического и инженерного оборудования "захватили" ведущие роли в композиции, взяли на себя декоративные, а то и основные художественные функции, стали -доминантой интерьера. Информационные системы, визуальные коммуникации, вентиляционные короба и шахты -"выпячиваются", делаются нарочито яркими, пластичными, выступают - наряду с подчеркнуто выразительными конструкциями покрытий, фурнитурой, мебелью - главными, а то и единственными художественными темами общественных интерьеров.

Но и в этой ситуации принципиальная возможность деления оборудования и предметного наполнения на открытое, предназначенное для "оформления" и оснащения помещений главных, где требования к декоративно-художественному качеству повышены, и скрытое, где превалируют задачи прагматические, сохраняется. А значит, возможны разные установки на проектирование. Б первом случае преобладают укрупненные требования к эргономике (главное - реализация "Большого процесса"), свои сверхзадачи {торжественность и солидность банка, сдержанный оптимизм и доброжелательность больницы, свобода выбора и информация - в супермаркете и т. д.), подчинение композиционного строя дизайнерских компонентов архитектурному началу интерьера. Во втором - во главе угла стоят проблемы технологические, расчлененные на множество частных процессов (в ресторане - хранение посуды и другого инвентаря, приготовление пищи, которое в свою очередь разделено на хранение, разделку, собственно приготовление и сервировку, отдых поваров и официантов и пр.), где декоративно-компоновочные решения как бы напрямую вытекают из рациональности дизайнерской идеи обеспечения множества "местных" функциональных потребностей. А рассчитан дизайн оборудования (и среды в целом) на обслуживающий контингент здания, на комфортность и эффективность его работы.

Сказанное не означает, что "открытое" оборудование не имеет своей инженерно-технологической подосновы, зачастую определяющей архитектурно-пространственное решение среды в целом. Пример -"уникальные" средовые объекты, олицетворяющие разнообразие "парадных" зон общественных сооружений. К ним относятся практически все крупные общественные здания и комплексы, создающие лицо современной культуры. Это соборы и храмы общегородского и регионального значения, крупнейшие театры и зрелищные комплексы, вроде Линкольн центра в Нью-Йорке, выставочные центры и музеи (РВЦ, бывшая ВДНХ, музей Гугенхейма), аэропорты, вокзалы, парковые ансамбли, университеты и т. д. Их отличает от объектов массового характера того же профиля (церкви, кинотеатры и пр.) индивидуальность способа реализации функции, из чего следует и самобытность архитектурно-дизайнерского решения, в т.ч. образных характеристик.

Диалектика вариантов отражения эстетического начала в постройках общественного назначения хорошо видна на примере театральных зданий. Здесь обычно используются немногочисленные проверенные веками функциональные схемы, впрочем, допускающие довольно широкий люфт базовых функционально-пространственных модификаций.

В традиционном театре поражаешься двум вещам: колоссальной сложности оборудования (софиты, подъмы. рирпроекторы, фурки, круг и т.д.) и тому, что подавляющая его часть спрятана от зрителя - на виду у последнего остаются разве что занавес и софиты. И это понятно - считалось, что театральная техника, как бы она ни была внушительна и интересна сама по себе, не должна отвлекать внимания оттого, что разыгрывается на подмостках.

Современный театр давно трансформировал это положение, включив прямой показ оборудования в эстетику зрелища. В результате спектакли зачастую идут без занавеса, без антрактов, без декораций, по сцене двигаются условно оформленные фурки, кулисы олицетворяют лес и т.д. Поэтому даже те новые театральные здания, что рассчитаны на традиционные технологии, полностью изменили средовой облик, включив в него современные приемы эстетической организации среды: отказ от "нефункционального" декора (внимание должны привлекать не ордерные построения или лепнина, а материал и конфигурация светильников, рисунок вентиляционных решеток, цвет и форма кресел и т. д.); активное обращение к пластике пространства зрительного зала (подъем рядов, размещение балконов, акустические потолки и др.); "открытость" прежде маскировавшихся технических устройств (ложи осветителей, подъемы и поворотные устройства софитов и прожекторов, акустические колонки и т. д.).

Но этого мало. Сегодняшний "режиссерский" театр, нацеленный на индивидуальную организацию самой сути зрелища, невообразимо расширил палитру театральных технологий, а соответственно - вариантов организации среды собственно зрелищной части. Здесь и театры с трансформируемой сценой (порталы с изменяемой конфигурацией и размерами, панорамная сцеиа, "накатная" сцена в амфитеатральном зале), и множество вариантов "концертной" и "цирковой" организации зрелища (без сценической коробки и карманов для хранения сменяющихся во время спектакля декораций), с трансформирующимся залом (где меняются его форма, габариты, уклон, количество рядов), и площадки с раздвижными стенами и покрытиями, вплоть до вариантов с движущейся вокруг зала сценой - кольцом, разделенном на отсеки - по числу актов и мизансцен спектакля, чтобы не мешать действию антрактами.

И почти везде исповедуется принцип активного привлечения техногенных впечатлений к образу среды, что как бы наилучшим способом отвечает современной визуальной культуре.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 425 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...