Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Жилая ячейка - пример средового объекта микроуровня



Жилище - наиболее распространенный и знакомый нам тип среды, обеспечивающий условия проживания - существования человека. Сфера эта включает множество материально-пространственных комплексов, принадлежащих разным слоям общества, ориентированных на собственные национальные и культурные традиции, на специфические климатические параметры и т.д.

Совокупность социально-бытовых требований к типу жилой среды формируется образом жизни данного человека или группы людей (семья, студенческий или рабочий отряд и пр.). Именно он кристаллизует наиболее общие, наиболее емкие характеристики поведения человека в быту, определяет количество и качество функций, осуществляемых в пределах жилища (от еды до воспитания детей) в зависимости от конкретики жизненных обстоятельств.

Если условно не принимать во внимание законы стоимости, ограничивающие уровень комфорта жилой среды, то важнейшими среди факторов ее организации считаются длительность пребывания (использования) и степень коллективности (социальная обусловленность) этого использования.

Чем короче срок связи человека с данной жилой ячейкой (гостиница, каюта парохода и т.д.), тем ограниченнее круг требований к ее "личному" оснащению, тем меньше отводится ему пространства и оборудования, обеспечивающих минимум предметно-пространственных услуг (сантехкабина, спальное место, емкости для багажа и т.п.). И наоборот, "постоянное" жилище всегда имеет тенденцию к "обрастанию" как бы ненужными, но дорогими человеку вещами и удобствами (специальное место для отдыха, для чтения, домашней работы и пр.), "резервными" пространствами многоцелевого использования. Соответствующие средовые структуры наиболее полно осуществлены в композиции "средней" городской квартиры, где есть места приготовления и потребления пищи, хранения продуктов и хозяйственных вещей, санитарно-технический блок, прихожая, спальни, зоны отдыха, общения с гостями и другие привычные нам элементы современного жилища.

Аналогично обстоит дело с дилеммой "один или несколько жильцов". Правда, при этом прирост площадей и технических устройств происходит не прямо пропорционально увеличению числа проживающих в ячейке, так как одни и те же элементы жилища могут использоваться его жильцами в разное время, совместно и т.п. Но в общем закон усложнения "конструкции" жилой среды с увеличением количества проживающих соблюдается неукоснительно.

Прежде всего, потому, что растет число реализуемых в жилье функций, а стало быть, усложняется необходимое для них оборудование, которому отводится специальное место, и возникают многочисленные интерпретации связей между этими предметно-пространственными элементами: игровое пространство для детей соседствует с зоной, где они учат уроки, тренажеры домашнего спортзала должны быть близко от ванной, санузлам лучше примыкать к спальням и т.д. Но, прежде всего, усложняется "коллективная" функция жилья - общение, которое не только требует специальных площадей и оборудования (гостиная с камином, будуар хозяйки дома и т.п.), но и активно вклинивается в остальные зоны жилища, иногда перемещаясь по квартире без видимых тенденций локализации (процессы воспитания детей с одинаковым успехом осуществляются и в детской, и в гостиной, и в домашней мастерской, и в "живом уголке" квартиры).

Гибкость, многовариантность использования жилого пространства - при внешней предопределенности его назначения - важнейшее свойство жилой среды, отражающее принципиальное стремление любого человека, любой семьи к полноте, многогранности проявлений личной жизни. А разного рода ограничения жизненных запросов (социальные, имущественные, религиозные и т.п.), хотя в известной степени и регулируют организационные структуры жилья, никогда не уничтожают свободы выбора линии поведения человека в пределах его жилища полностью. Ибо это в первую очередь "личное пространство" проживающих, и индивидуально-человеческое начало, в конечном счете, определяет все архитектурно-дизайнерские свойства жилой среды.

В наиболее чистом виде понятие "жилая среда" воплощается на микро- и мезо- уровнях ее организации - в собственно жилой ячейке и в их "связке", многоквартирном жилом доме в городском варианте. Более высокие уровни - жилой квартал, район - из-за многочисленных включений пространств и устройств нежилого назначения - теряют "личностную" ориентацию среды, хотя, безусловно, сохраняют окраску камерности, защищенности, присущую атмосфере жилых образований. Поэтому именно жилая ячейка (квартира, индивидуальный дом) максимально раскрывает черты и тенденции комплексного формирования объектов жилой среды.

Процесс проектного формирования среды этого уровня реально раскладывается на ряд стадий, отражающих последовательность "вживания" автора в суть стоящих перед ним проблем.

Первая - образование и локализация в средовом пространстве функциональных "полюсов деятельности", сосредотачивающих разные "элементарные" процессы, свойственные жилищу. Формируются эти "полюса" всегда вокруг соответствующего процессу оборудования: кухонная плита, стол и мойка для приготовления пищи, обеденный стол со стульями - для принятия пищи, кровать - как база места для сна и т.д. А оборудование притягивает к себе пространство, необходимое для нормального осуществления процесса. В результате образуются характерные предметно-пространственные единицы (зоны, блоки), запрограммированные на целенаправленную реализацию отдельных житейских надобностей, составляющих вместе целостную жилую ячейку.

Другими словами, отправной точкой формирования средового организма является специальное оборудование с принадлежащими ему пространственными ресурсами, и изменение этого оборудования (в габаритах, технологии, техническом исполнении, стилистике, декоративном оформлении) ведет к изменениям "элементарных" предметно-пространственных слагаемых средового комплекса.

В квартире набор такого рода "единиц" формально отвечает перечню функций жилища. Но разнообразие модификаций функциональных задач, появление новых бытовых устройств и приспособлений многократно увеличивает их число. Например, в современной кухне помимо традиционных посудных шкафов, мойки, плиты и разделочного стола сегодня надо предусматривать место для холодильника, посудомоечной машины, микроволновой печи, кухонного комбайна и массы других приборов, совершенствующих наш быт.

Аналогично усложняется, оборудуется специальными приборами микросреда, связанная с

отдыхом, самообразованием, санитарно-гигиеническими процессами. Большинство этих "элементарных" процессов в настоящее время закреплено в хорошо отработанных архитектурно-дизайнерских стандартах

- "нормалях", т.е. устойчивых габаритных предметно-пространственных сочетаниях, что во многом облегчает
проектную работу с рядовыми формами жилища. Но при поисковом проектировании формирование
именно этих исходных "клеточек" будущей жилой системы становится основным источником неожиданных
функционально-художественных решений.

Следующая стадия - соединение "первичных клеточек" в укрупненные взаимосвязанные системы: зоны, комнаты, помещения, группы помещений.

Компоновка первичных средовых фрагментов жилой среды, как правило, чрезвычайно жестко привязана к наиболее устойчивым вариантам соподчинения ведущих для этого типа среды функциональных процессов. Так, начинается квартира с прихожей и продолжается коридором или холлом, которые служат распределительным узлом всех перемещений жильцов, связывая все другие зоны жилища

- кухонную, санитарно-гигиеническую, спальную, гостевую и т.д. Другими словами, на этой стадии работ господствует не функционально обоснованная связка "пространство-оборудование", а функционально
оправданное соединение нацеленных на то или иное использование собственно пространств.
Дизайн - предметное наполнение - почти не присутствует в этой работе, здесь решаются задачи по
преимуществу архитектурные: зонирование квартирных пространств, возможности совместного или
раздельного использования зон или помещений при разных вариантах жизненных ситуаций, выделение
"парадных" (доминантных) помещений, подчинение им остальных, интимных или "проходных", наконец,
выработка идеи, соединяющей пространства квартиры: проход "на свет", "диагональная перспектива"
помещений, "перетекающее пространство", "анфилада" и т.п.

Но и на этой стадии архитектор-дизайнер, в конечном счете, реализует свои идеи через синтез пространства и предметного наполнения. Ибо комбинировать единичные предметно-пространственные элементы интерьеров в целостность можно самым разнообразным способом. Кухню можно задумать как специализированную "машину для производства еды"; можно представить как развитый набор самостоятельных узкопрофилированных пространственных блоков - подготовительные работы, горячие процессы, хранение, сервировка; можно соединить с обеденным местом (кухня-столовая), считать частью общего нерасчлененного пространства холостяцкой квартиры и т.д. И всякий раз возникают специфические для задуманного варианта комплексы кухонного и сопутствующего оборудования, порождающие индивидуальные для этого сочетания приборов пространственные ситуации, а соответственно - особые средовые ощущения. Потому что на вооружении архитектора-дизайнера находится не просто номенклатура тех или иных приборов и пространств, но и свойства их формы - контрасты и соподчинение визуальных впечатлений, эмоциональные воздействия цвета, пропорций, ассоциации стилей, фактур и ритмов.

Так утилитарно-"подсобный" этап функционально-пространственного проектирования жилой ячейки постепенно перетекает в третью стадию - художественно-творческую работу по созданию: а) отдельных художественно завершенных помещений, скомпонованных из самостоятельных функционально ориентированных уголков и зон, каждое со своим эмоционально - эстетическим климатом, оборудованием, декором, и б) комплексов этих помещений, образующих индивидуально-окрашенное жилище данной личности или семьи. Средовую композицию, где все компоненты квартиры (помещения) соединены конкретной предметно-пространственной (архитектурно-дизайнерской) идеей, в которой, подчеркивая достоинства друг друга, наиболее полно и интересно проявляются свойства ее элементов, всех вместе и каждого по отдельности.

Особая часть завершающей стадии проектирования жилища - формирование и уточнение ее эмоционального климата.

Жилая среда, будучи местом, где осуществляются практически любые варианты поведения, свойственные человеку, от гнева до умиротворения, должна так или иначе соответствовать всему спектру возможных эмоций, способствующие "нормальному" самочувствию должна вызывать напрямую, для других служить благоприятным фоном, каким-то - противостоять.

В принципе ведущую эмоциональную интонацию дома или квартиры генерирует функциональное содержание жилой среды: это по-преимуществу частное, защищенное от "большого мира" образование, где человек может расслабиться, насладиться любимыми привычками, отдаться желанным занятиям, побыть в кругу семьи. Однако архитектурно-дизайнерская реализация этого ощущения - задача сугубо профессиональная, и решается она прежде всего работой с декором и отделкой предметного наполнения, которое является средством формирования масштабных ощущений в жилище.

Прорабатываются форма, размеры, фактура и членения мебели, рисунок штор и обоев, приемы освещения и формы осветительных приборов, а главное - выбирается эмоционально-психологическая ориентация будущего убранства. Вариантов множество; мягкая "кожаная" мебель; ковровые композиции, текстиль или дерево как способ отделки; жесткие контуры и линии "искусственных" материалов - пластика, металла; "открытый" цвет, техногенные формы; подчеркнутое обращение к "естественным" мотивам и материалам. Все это придает основному настроению камерности, комфортности, индивидуальности жилого пространства совершенно разные эмоциональные оттенки - от "роскошной" расслабленности до суховатой целеустремленности. И этот аспект проектных работ как бы завершает период формального -"до заселения" - создания жилой среды, которая обладает теперь рядом хорошо воспринимаемых характеристик.

Во-первых, это всегда "лично" ориентированное образование, где контакт человека (семьи, малой группы) и его окружения происходит непосредственно, напрямую: мы обращаемся к нужному нам оборудованию, мебели, вещам и пространствам комнаты или квартиры "сразу", без посредников и ассоциаций.

Поэтому - во-вторых - масштаб жилой среды (масштабность ее составляющих) характерен тремя близкими по размерности и комплексно "перетекающими" друг в друга градациями: "меньше человека" (посуда, бытовые вещи и проч.), "такие, как человек" (прежде всего мебель и другое крупное оборудование) и "больше человека" - собственно жилые помещения. Первые компоненты измеряются сантиметрами и дециметрами, вторые - в пределах 1 -2 метров, третьи - в 2-4 раза больше, то есть между "полюсами" масштабной шкалы разница примерно 2 порядка. А поскольку все это находится прямо перед глазами "потребителя", тот хорошо ощущает сразу всю гамму размеров, легко складывая ее в целостную, "без пропусков" воспринимаемую масштабную систему, ядром которой являются его собственные размеры. Иначе говоря, базовая масштабная единица жилой среды - сам человек, вернее, соотнесенный с его обликом предметный, вещный мир жилища.

Из-за этого, в-третьих, ведущим посылом, доминантой профессионального формирования жилого интерьера является его "обстановка" - вещи, оборудование, мебель. Именно от них ведет отсчет своих композиционно- пространственных замыслов проектировщик, именно с их помощью корректирует он визуальные недочеты "доставшихся" ему габаритных комбинаций пространственной основы, именно они - их количество, стиль, оформление - составляют фундамент образных впечатлений.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 493 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...