Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общественная среда как представитель средних уровней средовых структур



Среда общественного назначения - первая из систем, ориентированных не на одиночного, а на "коллективного" потребителя - она призвана создавать комплекс материально-физических возможностей для реализации разных форм общения и обслуживания, которые составляют суть этой сферы.

С позиций технологии средового проектирования причины, условия и обстоятельства комплексного формирования объектов и систем общественного назначения можно разделить на две группы. Одна - функциональные особенности общественных процессов, вызвавших среду к жизни, вторая - эмоционально-психологические требования к ее визуальной организации.

· утилитарно-прагматические соображения порождают тип пространства,

· эмоционально-художественные заставляют его совершенствовать, превращать в образ, узнаваемый и желанный.

·

Первая группа факторов генерирует все многообразие предметно-пространственных общественных структур, поскольку отвечает множественности целей общественной жизни: от каждодневно необходимых форм бытового, торгового, технического обслуживания (почта, мастерские, магазины, больницы, станции автосервиса, банки и т, д.) до высших проявлений творческого и духовного общения (библиотеки, клубы, музеи, театры, храмы). Особую группу общественных сооружений составляют такие, где функции общения и обслуживания синтезируются в процессе воспитания и обучения - детские учреждения, школы, институты; а так же учреждения сферы управления.

Строение, габариты, типология, оборудование всех этих видов и форм среды определяются их функциональным содержанием, которое одновременно является базой возникающих здесь эмоционально-масштабных ощущений.

Вторая группа факторов - призвана уточнить, "облагородить", а если надо - усилить эти впечатления, превратить их в эмоционально-духовное содержание среды, которое в некоторых случаях оказывается более важным, более устойчивым "знаком" средового назначения, чем удобство или совершенство исполнения первичных функциональных задач. Составляющие образных характеристик - масштабность, эмоциональный климат, художественный сценарий процесса, гармоничность и гибкость визуальной организации предметно-пространственного комплекса - образуют собственный набор средств формирования среды, который далеко не всегда в точности следует указаниям функциональной основы. Комбинируя "прагматические" и "художественные" причины средовых впечатлений, сталкивая или взаимно усиливая их воздействия, можно создавать разнообразные идейно-эстетические модификации даже постоянно повторяющихся в жизни средовых структур, и в этом заключена главная трудность и одновременно бесконечное поле для архитектурно-дизайнерского творчества.

Трудность тем более существенная, что объекты общественной сферы составляют в нашей жизни не только "горизонтальный" набор учреждений одного ранга, например, здания детских садов, мастерских, школ, магазинов, клубов, столовых, спортзалов и т. п., включенных в уровень микрорайонного значения. Эти же объекты являются органичной частью "вертикального" среза общественного комплекса, где "ниже" самостоятельно существующих учреждений располагаются их фрагменты, зоны, "рабочие ячейки", сосредотачивающие суть функций данного типа, "выше" - сети и системы зданий и сооружений аналогичного профиля, соотнесенные с другими "горизонтальными" слоями жизни городского сообщества.

Наиболее характерным для среды общественного назначения является "мезоуровень" -собственно здание, сооружение с принадлежащим ему участком. Причем, как правило, общественные сооружения представляют собой образования, осуществляющие либо одну ведущую "монофункцию" (к которой, если надо, подвязываются другие, ей подчиненные), либо - ряд одновременно действующих однородных функций.

Из-за этого все виды общественных зданий делятся на "моноструктурные" и "полиструктурные" формирования. В первых доминирует одна, главнейшая для функции "связка" основных помещений (в театре - рассчитанный на зрителя комплекс "фойе - зал - сцена"; в спортзале объединение "игровое поле - трибуны", и т.д.). Во-вторых взаимодействует группа функционально однородных пространств, образующих " коллективную " доминанту целого (система классов и рекреаций в школе, торговых залов в универмаге и т.п.).

А это означает, что наиболее характерное состояние для общественной среды - тесное взаимодействие зон и помещений, функционирующих в форме целостного организма, объединяющего главные и вспомогательные процессы, живущего их единством, связностью. Тогда как разнообразие проявлений однородных функций {зрелищные здания разного типа, школы с разным уклоном, больницы разного профиля, магазины продуктовые, промтоварные и т.п.) обеспечивается созданием систем (сетей) целостных объектов близкого профиля, позволяющих рассредоточить "генеральную" функцию территориально, облегчить пользование ею, предоставив потребителю возможность свободного выбора наиболее желательной для него вариации данной потребности.

Главным началом формирования общественной среды является нацеленный на активное общение, на совместную деятельность в ходе выполнения определенной задачи завершенный процесс, а не единичные акты некоего личностно ориентированного действия, как в жилой сфере. Поэтому подавляющее большинство общественных зданий и сооружений предназначено для реализации коллективных функций, т.е. таких, где участвует группа одновременно действующих людей, заинтересованных в получении общего результата {обмен знаниями, восприятие зрелища, обмен товарами и т. д.). Вариации - индивидуальное посещение музея, личные занятия спортом и пр. - не снимают необходимости рассчитывать среду общественного сооружения на массовость использования, где варианты движения к цели не отменяют главенства самой цели, так или иначе реализуемого в элементах композиции здания или помещения. Так, в классе всегда есть ведущее звено учебного процесса - учитель, доска, экран, фиксирующие внимание учеников, в музее -экспозиция, составляющая главное содержание его работы, в магазине - торговый прилавок, в детском саду - игровая зона и т. п.

Другими словами, основная задача средоформирования в общественной сфере - обеспечить однозначность, эффективность, рациональность протекания функционального процесса, в котором всегда занято несколько человек или групп людей.

Это положение для профессионального проектирования имеет несколько следствий:

1. Относительная устойчивость объёмно-пространственной композиции конкретного средового комплекса. Поскольку первенствует среди факторов формирования среды общественного здания не оборудование (как в жилище), а процесс, т.е. заранее известная последовательность действий, каждому из которых отвечает своя пространственная ситуация, постольку главенствует здесь организация и взаимосвязь задействованных в процессе пространств. Иными словами - доминирует в общественной среде архитектурное начало, а дизайнерское - подчиняется ему.

2. Ведущим ориентиром масштабных построений является сообщество, группа людей,
а не отдельный человек, причем чаще всего - "противостоящие" группы (продавцы и покупатели,
актеры и зрители, ученики и педагоги), между которыми и происходит обмен информацией, услугами,
товарами, т.е. - реализуется процесс общения. Отсюда - многослойность масштабных построений в
объектах общественного направления, где всегда отчетливо различимы два полюса шкалы
масштабов - главный, несущий смысловую нагрузку и отмечающий общественную
значимость средового объекта, и подчиненный, обращенный к единичному посетителю
или потребителю среды, "очеловечивающий" характеристики первого. Причем разрыв между этими
полюсами может оказаться тем значительнее, чем большую роль играет данное общественное
сооружение в жизни города или отрасли; вплоть до того, что "человеческая" составляющая
масштабного ряда будет сведена к минимуму, почти к нулю ("безмасштабные" решения сверхкрупных
комплексов).

3. Аналогично строится эмоциональная структура среды - во главу образных построений
ставятся "общественные" оттенки эмоционального ряда, отвечающие ведущей функции
(монументальность, торжественность, деловитость и т. д.), тогда как личностная окраска только
дополняет их.

Сказанное не означает, что в общественных зданиях (за редким исключением) вообще не следует обращать внимание на приемы, формирующие "частные" черты средового облика, которые приближают интерьер к образам приватного назначения, заполняют его деталями, сдвигающими масштаб в сторону единственного конкретного человека, в т.е. - пренебрегать специфически дизайнерскими средствами (фактурой, членениями, формой и конструкцией предметного наполнения). Просто в данном случае дизайнерское начало, усиленное внимание к преобразованию функции в эстетические идеи - как бы вуалируется архитектурными приоритетами, активно растворяется в них, становясь существом объемно-пространственных принципов формирования среды.

Отметим некоторые из них.

Во-первых, - расчленение пространственно-планировочной структуры на две разнонаправленные по содержанию составные части - четко выделенные коммуникационные коридоры или вертикальные стволы, образующие "каркас" объема или плана, и заполняющие "каркас" рабочие зоны, поля или пространства. Разница функционального смысла этих частей определяет их строение (линейные образования у одних, компактные "пятна" - у других), оборудование и композиционные, художественные цели.

Первые - "русла" и "шахты" (каркас) - не просто способствуют эффективному перемещению людей или грузов (для чего их оборудуют лифтами, эскалаторами, движущимися тротуарами). Прежде всего, они регулируют ориентацию человека в средовом пространстве, т.е. выполняют специфически дизайнерскую задачу. Которая. как правило, решается с помощью ряда технических приемов: размещение ориентира- "приманки"(свет, акцентное пятно и т.д.) в конце пути или в точке перелома, подчеркивание линейности пространственной структуры, смысловая "символическая" окраска стен, использование указателей, шрифтов и т. д. Вторые - рабочие поля и объемы «ткань» - концентрируют в своих границах основные функциональные процессы (торговая зона, выставочный зал, спортплощадка и т. д.), и потому формально выступают как ведущие элементы (доминанты, акценты) общей конструкции, в которых сосредотачивается и содержательный и художественный смысл данной среды. Здесь размещается соответствующее основному назначению среды оборудование, здесь собран максимум архитектурно-художественных средств, олицетворяющих образ среды, здесь же, как правило, концентрируются потребители ("заказчики") средового комплекса.

Во-вторых, бесчисленность функциональных разновидностей пространств общественного назначения не позволяет указать даже минимальный набор приемов формирования "рабочих" пространств: всякий раз они видоизменяются, перетасовываются особенностями функциональных требований. Например, композиция "моноструктур" строится как монолитное целое - либо по принципу противопоставления главных и второстепенных компонентов, либо как последовательное наращивание их эстетической значимости. Тогда как "полиструктуры" формируются по законам перечисления близких по значению композиционных блоков, главный из которых (доминанта композиции) относительно произвольно выбирается из общего списка. Так в школьном комплексе ведущей темой средового образа может стать - с равным основанием - рекреационное пространство, комплекс залов, внутренний двор, куда обращены классы и т. д.

В-третьих, в общественной жизни очень сильна дифференциация на объекты "уникальные", имеющие общегородское или национальные значение (олимпийский стадион. Большой театр) и "рядовые" массовые сооружения: магазины, детские сады, и т.д. Но их проектирование различается не технологией поиска решения, а степенью ответственности при его выборе и разработке - для первых и затрат на проект больше, и требования к художественному качеству предъявляются повышенные. Правда, сегодня многие из рядовых объектов тоже стремятся - за счет дополнительных вложений - выделиться из общей массы, приобрести "лицо" (что позволит повысить привлекательность учреждения, увеличить товарооборот и т.д.), но и здесь разница для проектировщика не в технологии, а в тщательности и нацеленности проектной работы.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 503 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...