Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В философии, онтологии и антропологии (основополагающих науках о человеке) деятельность рассматривается как форма бытия и способ существования и развития человека.
ЧЕЛОВЕК - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда; представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального (общественного), наследственного и приобретенного.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - всесторонний ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЯ человеком окружающей ПРИРОДНОЙ и СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Культура - (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание почвы, культивирование) включает в себя понятия, установки, обычаи, традиции и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению.
Следует отметить, что все материальные и не материальные результаты деятельности (как последствия приложения ума и труда человека, людей) являются продуктами культуры («высокой» или «низкой») в зависимости от принятых в данном обществе оценочных характеристик.
Индивидуальная культура человека - уровень освоения им культурного опыта, отражающего своеобразие народа, норм поведения в обществе и проявляющийся в повседневной жизни конкретного человека через сознание, деятельность, поведение, взаимодействие.
Следовательно! Деятельность по преобразованию природной среды можно условно назвать «окультуриванием» дикой природы, а процесс «окультуривания» человека называют воспитанием.
История человечества позволяет выделить следующие сферы человеческой деятельности (сферы культуры): искусство, религия, наука и практика.
Следует учесть, что наука как сфера деятельности стала самостоятельной значительно позднее других сфер деятельности людей. Наука «выросла» из практики, реализуя потребность людей в накоплении и систематизации знаний, в осуществлении поиска возможностей совершенствования способов познания и преобразования природы и общества.
Наука - это сфера человеческой деятельности, функция которой - добывание новых и систематизация объективных знаний о действительности. Любая наука имеет свои задачи, функции, объект и предмет изучения.
Цель науки - изучение, описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых законов.
Объект науки - некоторая целостность, выделенная из объективного мира и выступающая в качестве области человеческой деятельности и познания.
Предмет науки - наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые данной наукой с определенной целью.
Критерий объективности, достоверности научного знания -практика (опыт)
Значение науки - обеспечение прогрессивного развития разных сфер человеческой деятельности посредством предложения более совершенных методов познания и преобразования действительности.
ОБЩИЕ ДЛЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ ЦЕЛЬ И ИДЕАЛ: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Наука - один из видов познания, в ходе которого формируется система научных понятий и предложений о явлениях и законах природы и общества, способная служить теоретической основой для практического преобразования в интересах человечества. Она представляет собой: во-первых, не просто сумму знаний об окружающем мире, а совокупность точно сформулированных и проверенных положений о явлениях и глубинных связях, являющихся причиной их происхождения, выраженных посредством особых понятий и предложений, называемых научными; во-вторых, наука - не результат любознательности отдельных людей, а практическая деятельность всего человечества, подчиненная целям развития общества. В связи с этим ее рассматривают как высшую форму человеческих знаний. Научное исследование характеризуют новизна, доказательность, обоснованность выводов и положении.
Различают обыденное познание и научное. Обыденное познание опирается на жизненный опыт и здравый смысл, поэтому несет в себе элементы научного знания и субъективные представления. Здравый смысл -стихийно сложившаяся под влиянием повседневной практической деятельности и житейского опыта совокупность взглядов на жизнь, на окружающий мир у данного индивида.
"У научного изучения предметов две основных или конечных цели: предвидение и польза. Предвидеть или предсказать то, что еще неизвестно., указывает на возможность людям проникать в самую Сущность вещей... Но торжество научных предсказаний имело бы очень малое для людей значение, если бы оно не вело под конец к прямой общей пользе. Она проистекает из того, что научные предсказания, основываясь на изучении, дают в обладание людское такие уверенности, при помощи которых молено направлять естество вещей в желаемую сторону и достигать того, что желаемое и ожидаемое приближается к настоящему и невидимое к видимому " - Менделеев Д. И.
Он появляется в ходе знакомства с реальной окружающей действительностью такой, какой она представляется индивиду непосредственно. Поэтому здравый смысл характеризуется консервативностью, трудным восприятием нового, идущего вразрез с устоявшимися взглядами. До Коперника было против здравого смысла говорить, что земля вертится, а не - солнце ходит по небосклону. Во всех случаях, когда какой-либо деятель заявляет, что его поступки согласуются с его здравым смыслом, можно утверждать - он не обладает элементарной научной культурой.
Научное знание приобретается посредством особых научных методов (эмпирических и теоретических). Применение научных методов позволяет правильно отображать объективные законы природы и общества. Метод - путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов). Метод не существует в объективной действительности сам по себе, он - результат творческой деятельности человека, он создается человеком и представляет собой совокупность правил, требований.
Методология - учение о методах и принципах познания. Она рассматривает основные принципы познания, способы и приемы исследования, опирающиеся на эти основы. Исходные основы познания анализируются и оцениваются в тесной связи с философией, с мировоззрением. Диалектический материализм как наука, изучающая всеобщие формы бытия, всеобщие законы движения, развития объективной действительности и познания, выполняет функции: мировоззренческую, гносеологическую и методологическую (логическую).
Диалектическая методология включает следующие принципы познания:
- отражения;
- активности;
- всесторонности;
- восхождения от единичного к общему и обратно;
- единства индукции и дедукции;
- взаимосвязи качественных и количественных характеристик;
- детерминизма;
- историзма;
- противоречия;
- диалектического отрицания;
- восхождения от абстрактного к конкретному;
- единства исторического и логического;
- единства анализа и синтеза.
"В общественной и естественной действительности нет никаких методов, а имеются лишь объективные законы. Методы имеются лишь в головах, лишь в сознании, а отсюда - и в сознательной деятельности человека" Т.Павлов.
Понятие "принцип" отражает определенное требование (регулятивную норму) к процессу мышления человека.
Принцип отражения предполагает вторичность сознания по отношению к внешнему миру.
Принцип активности требует учета деятельности субъекта познания, который должен не только быть наблюдателем, но и активно воздействовать на объект исследования для раскрытия свойств и связей между элементами, раскрытия его сущности. Поэтому задача познания - сведение внешнего к внутреннему, явления - к сущности.
Принцип всесторонности рассмотрения позволяет выявить у исследуемого объекта как внутренние, так и внешние связи с окружающей средой. Надо здесь отметить, что всесторонность должна согласовываться с принципом оптимизации, поскольку часть связей может оказаться малосущественной и не потребует специального рассмотрения.
Принцип восхождения от единичного к общему и обратно характеризует исторический процесс развития познания от единичного к общему. Выделение общего признака, свойственного всем исследуемым предметам, или движение от единичного к общему, является лишь первой стадией познания объекта. Она не приводит к познанию сущности изучаемых предметов, а лишь фиксирует, закрепляет в понятиях общие черты. Путь от общего к частному позволяет познать сущность явления и связан с моделированием объекта и имитацией (предсказанием) его деятельности (движения).
Принцип взаимосвязи качественных и количественных характеристик проявляется через изменение внутри объекта количества элементов. Затем появляются новые качественные изменения, представляющие собой скачок, перерыв непрерывности. Модель атома, изменение в ней количества нейтронов, позитронов, электронов и других элементов приводит к появлению новых веществ, а понимание этих закономерностей позволяет предсказывать возможность существования новых веществ; например, Д.И.Менделеев предсказал существование экаалюминия (далее назвали галлием).
Принцип детерминизма требует признания причинной обусловленности явлений. Моделирование является подходом, раскрывающим взаимодействие материальных образований (вещей или элементов, образующих одну и ту же вещь). Причина во времени всегда предшествует следствию - изменениям, возникающим во взаимодействующих образованиях (элементах). Взаимодействие есть движение материи - развитие, переход или превращение одних ее материальных образований в другие.
Принцип историзма требует рассмотрения объекта в самодвижении и развитии. В ходе теоретического анализа воспроизводится реальный процесс развития, взятый в его необходимых связях и отношениях.
Принцип противоречия требует обнаружения в объекте противоречия и способа его разрешения. Любой материальный объект является единством противоположностей, непрерывно изменяется и вместе с тем сохраняет себя, свои качества. Начальным моментом познания является открытие в исследуемом объекте различных противоположных элементов, изучение их как самостоятельных явлений (объектов). В ходе дальнейшего исследования устанавливается их взаимополагание как единство противоположностей. Примером разрешения противоречия является живая клетка. В ней непрерывно идет обмен веществ, процессы ассимиляции и диссимиляции.
Принцип диалектического отрицания представляет собой единство уничтожения и сохранения.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному характеризует путь познания объективной реальности. Суть его сводится к построению модели объекта, когда из абстрактных представлений о свойствах элементов строится вполне конкретное целостное образование, объединяющее в себе противоречивые свойства элементов.
Принцип исторического и логического требует построения таких объектов, чтобы их развитие (история) совпадала с логикой процессов функционирования и, например, адаптации живой ткани.
Принцип единства анализа и синтеза реализуется в ходе моделирования объекта исследования. Изучение элементов объектов и их описание - есть анализ, построение целостной модели - есть синтез.
Практическая реализация философских принципов должна выполняться применительно к анализу объективной реальности - объектов, материальных образований. Попытка их применения к отдельным сторонам объективной реальности (движение) или абстрактным понятиям, в отрыве от реальности, которую они должны представлять, приводит к грубым гносеологическим ошибкам.
Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 694 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!