Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция № 1. Уже при своем возникновении искусство осуществляло несколько социальных функций: оно служило средством познания окружающего мира



Искусство- это специфическая форма познания реальной действительности и воздействия на нее, форма отражения жизни в конкретных, индивидуальных, неповторимых художественных образах. Искусство представляет собой одну из древнейших форм человеческой деятельности. Предметы, которые можно отнести к продуктам художественного творчества людей, датируются временем позднего палеолита (40-20-е тысячелетия до н. э.)

Уже при своем возникновении искусство осуществляло несколько социальных функций: оно служило средством познания окружающего мира, являлось способом выражения чувств, мыслей, желаний стремлений человека, оно было формой общения людей между собой. Оно доставляло человеку эстетическую радость. Развивало его творческие способности. Искусство возникло как средство осознания человеком себя в мире, своих связей с окружающей действительностью; это осознание осуществлялось путем создания образов, соединяющих в себе живое конкретно-чувственное и в то же время обобщенное отражение существенных явлений и процессов жизни с их оценкой, с выражением отношения к ним человека.

Произведение искусства- это своеобразная модель реального мира, воспринимаемого человеком с определенных идейно-эмоциональных позиций. Искусство отражает не только реальность отдельных фактов, но и реальность процессов и тенденций развития действительности в целом.

Искусство воздействует прежде всего на чувства человека, на его эмоциональную сферу, и при этом активно формирует его эмоционально-эстетическое отношение к действительности. Искусство развивает творческие способности личности и является необходимым фактором духовной жизни общества, одним из ярчайших проявлений творческих сил человека.

Искусство- явление духовной жизни общества, форма общественного сознания. Произведение искусства несет в себе идейное содержание.

Искусство необходимо обществу и является одной из важнейших составных частей его культуры.

ВИДЫ ИСКУССТВА.

Самая распространенная классификация искусств выражается в разделении его видов на три группы: пространственные или статические, временные или динамические и пространственно-временные.

1-я группа: все изобразительные искусства и архитектура;

2-я группа: литература и музыка;

3-я группа: балет, театр, кино.

Кроме того, разделение может происходить на изобразительные и неизобразительные.

Различные искусства используют для создания своих образов разный материал: это и материал природы (скульптура, архитектура), и слово (литература), и звук (музыка); это, наконец, и сам человек, когда он выступает как исполнитель.

Виды искусства развиваются не обособлено друг от друга – они тесно связаны, взаимообусловлены в своем развитии. Каждый вид искусства оказывает влияние на другие.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА.

Изобразительное искусство объединяет близкие друг другу живопись, графику, скульптуру, художественную фотографию. К изобразительным видам можно отнести и декоративно-прикладное искусств, и театрально-декорационное, и оформительское, и художественное конструирование, или дизайн.

Изобразительное искусство называют еще зрительно-пространственным, так как оно воспроизводит явления жизни не только на плоскости, но и в пространстве, и пластическим, потому что в основе его лежат осязаемость и объемность.

Оно едва ли не наиболее древнее среди других видов искусства, и, по существу, сопутствует человеку с доисторических времен.

Живопись и графика создают художественное изображение предметного мира на плоскости: живопись - при помощи цвета, графика- однотонным рисунком.

Живопись делится на монументальную и станковую.

· Монументальная живопись связана с архитектурой – это росписи фасадов, стен, потолков и т.д. Это, как правило, крупные по своим размерам произведения, связанные с назначением архитектурных сооружений.

· Станковая живопись – произведения, имеющие самостоятельное значение, не связанные с архитектурой или с каким-нибудь практическим применением. Название это происходит от слова «станок» или «мольберт».

Монументальная живопись делится на несколько видов в зависимости от техники исполнения.

· Роспись. Это произведение живописи выполненное непосредственно на поверхности стены, потолка или свода, или же на специальном холсте, затем укрепляемом на стене.(Микеланджело. роспись Сикстинской капеллы в Риме).

· Фреска. Роспись, сделанная на стене по сырой штукатурке.(новгородские фрески. Работы Андрея Рублева, Феофана Грека. Благовещенский собор Кремля).

· Панно. Монументальная роспись по холсту.

· Мозаика. Разновидность монументальной живописи, использующая разноцветные твердые вещества – смальты - цветные камни, эмали и т.д. (Станции Московского метро, мозаики М. Ломоносова и др.)

· Витражи. Картины из цветного стекла.

По сравнению со станковым искусством в монументальном не только большая обобщенность образа, но и большая условность в его решении.

Основными жанрами живописи являются тематическая картина (историческая, батальная, бытовая или жанровая), портрет, пейзаж, натюрморт («мертвая натура) и т.д.

Графика – искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек и т.д. По своей природе графическое изображение условнее живописного.

Графика может выполняться (кроме гуаши и туши на листе бумаги или картона) как оттиск с деревянной доски, пластины- из металла, линолеума – гравюра, оттиском с камня – литография.

Графику можно делить на станковую и прикладную. Станковая графика (гравюра) имеет самостоятельное значение. К прикладной относятся те жанры графики, которые связаны с другими видами деятельности или творчества: книжная графика, плакат, карикатура, промышленная графика и др.

Скульптура, в отличие от живописи и графики, объемна, и выполняется она в твердых материалах (дерево, камень, металл и т.д.). Основным объектом изображения в скульптуре всегда было лицо и тело человека. Основными изобразительными средствами скульптуры являются объем, силуэт, пластика, ритм.

Произведения скульптуры выступают в виде портрета или бюста, полуфигуры и фигуры или статуи (изображения во весь рост). Самым распространенным видом скульптуры является объемная круглая трехмерная скульптура.

Наряду с круглой скульптурой существует и рельефно-выпуклое изображение на плоскости: горельеф, барельеф и рельеф (низкий вогнутый). В развитии художественной культуры особенно большое место занимает скульптура монументальная (памятники на площадях).

Существует скульптура малых форм: небольшие изделия из фарфора, керамики, статуэтки и т.д.

У каждого вида и жанра изобразительного искусства свои средства выразительности. Но есть общие для всех видов изобразительного искусства средства: композиция, рисунок, перспектива.

Композицией называется общее построение произведения м сочетание в нем всех элементов, позволяющее с большей полнотой выразить идейный замысел. Само слово композиция в переводе с латинского означает «соединение», «связь». В изобразительном искусстве это расположение фигур и предметов, цветовых пятен и объемных масс: в живописи и графике – на плоскости, в скульптуре - в пространстве. Удачно найденная композиция дает возможность наиболее остро выразить мысль художника.

Кроме композиции, очень важен для всех видов изобразительного искусства рисунок.

В графике рисунок – основное средство выразительности, но необходим он для всех видов изобразительного искусства. Живописец делает на холсте рисунок, проверив композицию, таким образом, приступает к ее решению в цвете. Скульптор использует рисунок как вспомогательное средство. Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства.

Для всех видов изобразительного искусства важно также использование законов перспективы.

Законы перспективы определяют особенности изображения предметов в соответствии с их зрительным восприятием.

Перспектива подчинена композиции произведения, ибо она является не только техническим средством, но и средством выразительным: она помогает выявить мысль художника, выделить главное в картине. Это характеристики линейной перспективы.

Но есть и воздушная перспектива, выражающая цветовые отношения. Изменения в цвете и в ясности очертаний в зависимости от удаленности предмета и выражает воздушная перспектива.

Общие для всех видов изобразительного искусства средства художественной выразительности применяются в каждом из них в разной степени.

Познавательная и действенная природа искусства особенно отчетливо проявляется в художественно-образном мышлении творящего и воспринимающего художественное произведение.

Мастерство художника – в способности слить содержание и форму, создать художественный образ действительности, мира, человека в нем, а для этого надо обладать образным мышлением.

Система образов, составляя художественное произведение, воплощает в себе единство содержания и формы.

Художественно-образное мышление дает возможность творцу воплощать результаты переработки жизненных впечатлений в материале и по законам определенных видов искусства.

Всякое мышление – это отражение существенных сторон объективного мира, обобщение, выявление закономерностей развития. Мышление обрабатывает данные ощущений и проверяет истинность отражения действительности – проверяет в процессе общественной практики человека.

Художественно-образное мышление пользуется своими специфическими средствами для отражения существенных сторон объективной действительности через индивидуальное, неповторимое. Такими средствами, в частности, служат метафора и метонимия.

Метафоричность, т.е. передача существенных свойств предмета или явления через изображение другого предмета или явления, лежит в основе художественно-образного мышления. По сути дела, метафора-это своеобразное сжатое сравнение, помогающее общее, типичное сделать зримым, слышимым, ощутимым.

С метафоричностью тесно связана метонимичность – «переименование» предмета, замена одного названия другим на основании смежности выражаемых ими понятий.

Одним из важных свойств образного мышления является ассоциативность.

Ассоциативность – связь представлений, одно из которых вызывает по сходности или противоположности другое, - дает художнику возможность нарисовать яркую и целостную картину действительности.

Художественный образ как явление искусства обладает рядом характерных особенностей. Образ – плод фантазии художника. Образ живет и развивается в особом мире – мире, созданном воображением творца. Жизнь художественного образа развивается по своим законам, обусловленным не только видом искусства, но и жанром, стилем данного произведения. Художественный образ – это не сама действительность, но ее отражение и преображение сначала в сознании художника, в произведении искусства, затем в уме и в чувствах воспринимающих это искусство людей.

Художественный образ целостен, он выступает как органическое единство общего и индивидуального.

Художественный образ знаменует собой единство объективного и субъективного. Объективное в образе – то, что идет от действительности. Субъективное – проявление личных черт и особенностей художника.

По системе художественных образов мы можем судить не только о том, что отражено, но и о том, кто отразил действительность.

Художественный образ – это результат своеобразной переработки художником своих впечатлений от действительности.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Содержание включает как отражение стороны действительности, так и отношение художника к действительности.

Содержание включает как отраженные стороны действительности, так и отношение художника к действительности.

Содержание художественного произведения- это не просто совокупность ряда элементов, а их органическое, неразрывное единство. Тема берется художником как выражение его идейных исканий. Идея оказывается материализованной в системе конкретных образов.

Идея в искусстве выступает не только как рациональная оценка изображаемой жизни, но и как оценка эмоциональная. Чувства, эмоции художника, запечатленные в произведении искусства, не находятся вне идейного содержания, а входят в него как одна из важных составных частей.

Форма выступает как совокупность многих средств образного выражения содержания, а также воплощения его в материале данного вида искусства.

Принято различать «внутреннюю» и «внешнюю» форму в художественном произведении. Внутренняя форма непосредственно выражает содержание и особенно тесно связана с ним. Внешняя форма служит для закрепления содержания в материале данного вида искусства.

Первичным в работе художника над произведением выступает определение художественного содержания. Форма вырастает из содержания, определяется им. Если форма соответствует содержанию, то она помогает наиболее полно и всесторонне выявить его.

АРХИТЕКТУРА

Архитектура занимает особое место в семье искусств. Архитектура – это не обычное отражение действительности, а сама действительность, идейно- эстетически выраженная.

Слово архитектура в переводе с греческого означает «главное, изначальное строительство». Это – искусство проектировать и строить.

Природа выражения действительности архитектурой специфична: по архитектурным сооружениям можно судить о характере эпохи, об особенностях ее материального и духовного бытия.

Основой архитектурного языка является организация внутреннего пространства и тектоника, т.е. пластически разработанные и художественно осмысленные функция и конструкция. В тектонике раскрывается практическая роль здания.

Архитектура пользуется такими выразительными средствами, как симметрия, пропорциональность, ритм, масштаб, связь со средой и пространством. Вместе с тем, архитектура широко использует эстетические воздействия света, цвета, фактуры строительного материала.

История архитектуры знает несколько основных стилей: античный, романский, готический, ренессанс, барокко, классицизм, ампир, конструктивизм и т.д.

Античным стилем называется архитектурный стиль Древней Греции. Ярче всего он проявился в храмах.

Романский стиль – утвердился в Западной Европе в Х1 и Х11 в. На архитектуру романского стиля повлияли особенности феодализма: междоусобные войны, религиозная идеология. Характерные постройки этого периода – замки, крепости. Строились из огромных камней, стены обычно заканчивались зубцами, размещались сторожевые башни. Купольная система пришедшая из Рима. Арочные перекрытия.

Готический стиль – возникает в Европе, включая Западную Украину и Прибалтику, в Х11-ХУ веках. Если в романском стиле камень создавал ощущение мощи и силы, то в готическом- стал воздушным, как кружево. Круглая арка превратилась в стрельчатую, вытянутую вверх. Проявляется в готических храмах Западной Европы.

Ренессанс – Х1У в., архитекторы этого времени – Брунеллески, Браманте, Палладио – строят здания светлые, просторные, легкие. Так называемые палаццо.

Барокко – с итал. «вычурный». ХУ1 – ХУ111 в. Период, когда складываются абсолютные монархии, династии. Архитектура создает целые ансамбли дворцовые и парковые. Признаки: усложненность форм, вычурность украшений здания внутри и снаружи, множество окон, ниш и т.д.

Классицизм – расцвет приходится на ХУ111-Х1Х в., одновременно во Франции и России. Ориентир – античное искусство. Здания отличаются простотой и величием форм. Основное внимание уделяется пропорциональности всех частей. Петербург построен в классическом стиле.

Начиная с 30-х годов Х1Х в и до 30-х годов ХХ в. в Европе широко распространилось смешение в архитектурном искусстве разнородных элементов, - эклектизм.

В 20-х годах ХХ ст. начал распространяться конструктивизм. Здания этого стиля имеют строго геометрические формы, лишены украшений. Конструктивизм распространился в связи с появлением новой строительной техники и новых производственных технологий, новых строительных материалов. Введены каркасные конструкции, остекленные стены, плоские крыши и т.д.

Древнеримский зодчий Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре» сформулировал три основные требования к архитектуре – целесообразность, прочность и красота.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 310 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...