Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Греческая классика



В конце У1 в. до н.э. Афины стали главным городом Центральной Греции, основным очагом греческой культуры. Закреплена победа демократии над аристократией. Здесь родилось искусство театра, записаны греческие поэмы, устраивались первые торжества в честь Афины.

В первой половине У века Афины возглавляли борьбу греческих городов с персами. Эти события явились сюжетом для трагедии Эсхила «Персы». За полстолетия войны был организован морской союз 200 городов во главе с Афинами. Вскоре афинский союз превратился в мощную державу.

Истинный расцвет Афин связывают с периодом правления стратега Перикла. Вокруг него группировались интеллектуальная элита того времени: люди искусства и науки (Софокл, Геродот), философы. В театре Диониса представляли свои трагедии Эсхил, Софокл, Еврипид, комедии Аристофан. Искусство показывало человека гармонически развитым, воспитывало. Искусство этого периода стали называть классикой, оно явилось образцом.

В архитектуре У в. до н.э. развивался все тот же тип храма-периптера преимущественно дорического ордера. Пропорции его стали стройнее, гармоничнее. Число колонн стало определенным: по длинной стороне вдвое больше, чем по короткой плюс одна (13/6). Предстает перед нами в гармонии со средой, в соразмерности с человеческим ростом, в синтезе со скульптурой.

Образ атлета – по-прежнему самая распространенная тема статуи. Совершенная человеческая красота – вот что стремились воплотить греки в образах атлетов. Но создать ее не просто, она состоит в том, чтобы воедино слились добродетель души с соразмерной красотой тела, писал Лукиан. (фигура Дельфийского возничего, неизв. Автор).

В это время в Афинах работали знаменитые скульпторы Фидий, Мирон и Поликлет. Бронзовые статуи дошли до нас лишь в римских копиях 1-11 в. до н.э. Наиболее известная работа Мирона статуя «Дискобол» (около 460-450 г. до. Н. Э.). Мирону первому удалось передать в статичном искусстве живость движения, напряжение фигуры.

Поликлет работал уже в период высокой классики, в середине и второй половине У в. до н.э. Он создал тот обобщенный художественный образ атлета, который стал нормой и образцом. Им был написан теоретический трактат «Канон», где скульптор точно рассчитал размеры частей тела исходя из роста человека как единицы измерения (например голова – 1/7 к росту, лицо и кисти рук – 1/10, ступня – 1/6 и т.д.). Поликлет воплотил в своих произведениях прежде всего образ идеального гражданина греческого полиса: «Дорифор» (Копьеносец, 450-440 г. до н.э.), «Диадумен» (атлет, увенчивающий свою голову победной повязкой; 420 г. до н.э.)., «Раненая амазонка».

Третьим величайшим скульптором У в. до н.э. был Фидий. В 480 – 479 г. до н.э. персы захватили и разграбили Афины, основные святилища Акрополя. Среди развалин священного храма Фидий создал семиметровую бронзовую статую Афины-воительницы. Около 448 г. до н.э. им была создана 13-метровая статуя Зевса для храма Зевса в Олимпии.

С 446 г. до н.э. началась реконструкция Акрополя. (время правления Перикла). 16 лет жизни Фидий отдал Акрополю. Осуществляя общий надзор за строительством, он с учениками создал скульптуры для главного храма Акрополя.

Раз в четыре года по священной дороге от Афин к Акрополю тянулось шествие с дарами богине Афине. Процессия проходила через парадные ворота Пропилеи (архитектор Мнесикл, 437-432 г. до н.э.), на площадь Акрополя. Справа находился храм Афины Ники (Афины-победительницы) (архитектор Калликрат, 449-421 г. до н.э.), ионического ордера, со скульптурой богини Ники Аптерос (бескрылой) внутри храма.

Процессия направлялась от входа к центральному храму Акрополя – Парфенону (архитекторы Иктин и Калликрат, 447-438 г. до н.э.). Парфенон – храм – периптер (70х31 м.), окруженный 46 колоннами: высотой 10 м., по 8 на портиках и 17 на длинных сторонах. В Парфеноне соединены черты дорического (колонны) и ионического (фриз) ордеров. Чувство пропорции, соразмерность всех частей, точность в расчетах делают Парфенон безупречным произведением искусства.

Внутри Парфенона стояла иваяная Фидием 13-метровая статуя Афины – Парфенос, Афины – Девы (447-438 г. до н.э.).

Скульптуры Парфенона в ясных и логичных образах, с глубокой поэтичностью и эмоциональностью прославляли богиню Афину. Идеальная красота, глубокая человечность богов и богинь не только радовали глаз, но и возвышали современников над их обыденностью.

Смерть Фидия (431 г. до н.э.) и затем Перикла совпали с концом высокой классики.

Последней постройкой Акрополя был храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтейю, так называемый Эрехтейон (421-406 г. до н.э.). Храм имеет конструктивную особенность: вместо ионических колонн использованы женские фигуры – кариатиды.

В этот период Афины вели войну со Спартой, Пелопоннеская война (431 – 404 г. до н.э.). Афины потерпели поражение. Начинался кризис греческих полисов. Это привело к подчинению во второй половине 1У в. до н.э. к подчинению новой мощной державе – Македонии.

В архитектуре поздней классики в отличие от ранней и высокой классики не чувства меры, проявляется стремление к внешнему великолепию и грандиозности.

В Эфесе заново построен в середине 1У в. до н.э. построен сгоревший храм Артемиды, считавшийся одним из чудес света. К такому же чуду относится и гробница Мавсола в Галикарнасе (архитекторы Пифей и Сатир, 353 г. до н.э.), от которой и произошло название мавзолей.

Большое место в архитектуре 1У в. до н.э. занимают общественные сооружения. Это знаменитый театр в Эпидавре (архитектор Поликлет), который вмещал 10 000 зрителей. В греческой архитектуре 1У в. до н.э. появляется коринфский ордер с колоннами, завершаемыми богато декорированной капителью.

В скульптуре вместо мужественности и суровости образов приходит интерес к душевному миру человека: Пракситель – статуя Гермеса. На смену мужественной красоте атлета приходит более одухотворенная, более изящная. Другая работа Праксителя – статуя Афродиты Книдской – первое изображение обнаженной женской фигуры. Другое известное произведение Праксителя «Отдыхающий сатир».

Другим выдающимся скульптором был Скопас. В отличие от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой классики. Наиболее известная его работа «Менада», спутница бога Диониса, показана в стремительном танце, в сложном ракурсе. В отличие от скульптуры У в. до н.э. Менада рассчитана на обозрение со всех сторон.

Лисипп – третий великий скульптор 1У в. до н.э.(370-300 г. до н.э.). Работал он в бронзе. Лисипп использовал уже известные сюжеты и образы, но стремился сделать их более жизненными, характерно-выразительными. Атлетов он показывал в расслабленном состоянии, отдыхающими (Апоксиомен), Отдыхающий Гермес. Лисипп создал свой канон пропорций человеческого тела, по которому его фигуры выше и стройнее.

Лисипп был многогранным художником. Создавал многофигурные композиции, портреты – Александр Македонский. Являлся придворным скульптором Александра.

В блестящую эпоху классики греки знали и монументальную живопись в техники фрески на героические и мифологические сюжеты.

В вазописи периода классики краснофигурная живопись стала более свободной, фигуры представлены в сложных ракурсах. Сцены имеют жанровый характер. Однако к концу У в. до н.э. вазопись приходит в упадок, приобретая характер ремесла.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 344 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...