Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философско-категориальная реконструкция феномена человека



Философия изучает человека в более узком плане. Проблема здесь анализируется как бы «изнутри», через описание тех типологических особенностей, которые составляют своеобразие человека как видового начала, как его общей идеи. Человек при этом может пониматься как некая био-социальная целостность, генетически и функционально обусловленная развитием природы и общества. Подобная концепция связана с диадичной (двуединой) моделью человека, специфика которого обеспечивается сложным переплетением двух типов программ наследования (генетических и культурных).

Наиболее классической в философии считается триадичная (триединая) модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа, дух. Условно ее можно соотнести с биопсихосоциальной интерпретацией человека. Идея тела в философии выступает как более широкое понятие по сравнению с биологической природой человека, философский конструкт души лишь с определенной натяжкой можно соотнести с существующим сегодня пониманием психического; и, дух, и духовность, несмотря на их социальную обусловленность, включают в себя ряд дополнительных смыслов. Но необходимо помнить, что реальный человек - то всегда неразложимая целостность и тотальность, где духовное соотнесено с психическим, психическое с телесным, телесное, в свою очередь, конкретизирует духовное.

Понятия тела, души и духа конкретизируют философское определение человека относительно таких основных координат его бытия, как природа, Бог и общество. Они составляют как бы «внутренние» проекции категорий микрокосма, микротеоса и микросоциума, описывая возможную структуру человеческого «Я». Данная система координат может быть применена для характеристики еще одного категориального ряда, используемого в философии для реконструкции феномена человека. Речь идет о понятиях индивида, индивидуальности, личности.

Индивид – это человек как отдельно взятый представитель человеческого рода в целом. Акцент здесь делается на конкретном воспроизводстве типологических особенностей человечества как биологического вида в его природном своеобразии. Индивидуальность – совокупность уникальных черт личности, отличающих ее от других и определяющих неповторимость ее характера и судьбы. Личность – это человек в аспекте его социально значимых и индивидуально-психологических характеристик. Богатство личности при этом зависит от степени воплощения всеобщих значений и ценностей в индивидуальном опыте, где, чем шире и универсальнее ее социальные связи и знания, тем она ярче и самобытнее.

Философская интерпретация человека предполагает рассматривать его как природное начало, ограниченно включенное на уровне тела в многообразие естественных процессов и отношений; как социальное начало, воспроизводящее в своем духовном опыте социокультурные связи и качества, как конкретно-индивидуальное начало, возможно не только как результат взаимодействия внешних сил (природных или социальных), но и как процесс реализации собственной воли и судьбы.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 327 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...