Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эпоха Нового времени



Серьезные сдвиги от метафизического мышления к диалектическому связаны с именами Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

Принцип методического сомнения, предложенный Декартом для поисков истинного знания, направлен против всякого догматизма и обладает серьезным диалектическим потенциалом. Декарт был также пионером эволюционного взгляда на Вселенную. Идея развития, возможность познания явлений природы, «видя их постепенное возникновение», а не

«рассматривая их как совершенно готовые», стали как бы наказом Декарта формирующейся классической науке.

Глубоко диалектичны мысли Б. Спинозы о единстве мира, об универсальном взаимодействии всех вещей, об их возникновении и развитии из первичной субстанции. Философ серьезно исследовал диалектику свободы и необходимости, базирующейся на достоверном рациональном знании.

Пронизано диалектикой и философское учение Г. Лейбница. Его монады бесконечно малы и в то же время неисчерпаемы, полны активности и движения, способны к бесконечному саморазвитию.

Важнейшей исторической формой диалектического миропонимания стала диалектика немецкой классической философии. В ней диалектические идеи впервые приобрели статус стройной теоретической системы, целостной концепции развития бытия и вместе с тем – универсального метода философского мышления.

В философском наследии Канта можно выделить ряд основных позиций, обладающих серьезным потенциалом для развития диалектики. В книге «Естественная история и теория неба» формулируются некоторые важнейшие принципы диалектической картины мира:

1. самодвижение материи как результата действия противоположных сил притяжения и отталкивания;

2. порождения и развития разнообразных творений природы;

3. универсальной взаимосвязи, соединяющей «в систему великие звенья Вселенной во всей ее бесконечности».

Критический анализ познавательных способностей человека и границ его познания, проделанный Кантом. Так, критическое исследование «рациональной космологии» выявляет наличие четырех знаменитых «антиномий разума» - противоречащих друг другу утверждений о космологических идеях. Одинаково убедительно, по мнению Канта, можно логически доказать, что:

1. мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – мир бесконечен и во времени, и в пространстве;

2. в мире существует только простое или то, что сложено из простого – в мире нет ничего простого;

3. для объяснения явлений необходимо допустить свободную причинность – нет никакой свободы, в мире все совершается по законам природы;

4. к миру принадлежит безусловно необходимая сущность – нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности.

Вывод Канта о том, что разум не может мыслить без противоречий мир как целое, сыграл значительную роль в становлении теоретической диалектики.

Однако своей высшей ступени диалектика немецкой классики достигла у Г. В. Ф. Гегеля. К основным содержательным компонентам гегелевской диалектики можно отнести следующие:

1. Принцип развития как исходный для объяснения всей реальности. Свою абсолютную идею и ее «инобытие» в форме природы и духа философ рассматривает не как неподвижную и неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс, восходящий к все более и более высоким ступеням.

2. Учение о противоречии как жизненной силе всего сущего и условии познания. Идея единства противоположностей и становится ведущей в диалектике.

3. Система категорий и законов как диалектическая теория бытия. Рассматривая движение абсолютной идеи, Гегель анализирует такие категории диалектики, как бытие, ничто, становление, качество, количество, мера, сущность, явление, тождество, различие, противоречие, необходимость, случайность, возможность, действительность. Философ выводит так называемые основные законы диалектики – связи количества и качества, взаимопроникновения противоположностей и отрицания отрицания. Диалектика приобрела у Гегеля статус философской теории развития и взаимосвязи и объективно стала диалектикой мышления, природы и человеческого общества.

Материалистическая диалектика в философии марксизма есть результат распространения гегелевских идей на всю реальность, доступную человеческому познанию. Высшей формой такого мышления выступает философская концепция диалектики, включающая ряд принципов, законов и категорий. Принципы развития и взаимосвязи составляют фундамент философской теории диалектики. Они говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным изменениям (развитию) и находятся в определенной зависимости от других явлений (т. е. связано с ними), влияя, в свою очередь на них.

К основным законам материалистической диалектики традиционно относят:

· Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно ему изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (т. е. определенное единство качества и количества) и вызывают переход явления в новое качественное состояние.

· Закон единства и взаимодействия противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия.

· Закон отрицания отрицания, говорящий о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (обычно эти черты развития характеризуются терминами «преемственность», «возврат якобы к старому», «развитие по спирали»).

К неосновным законам (они формируются обычно с помощью парных диалектических категорий) относятся следующие:

· Закон единичного и общего: всякое общее реализуется в единичных связях развивающегося явления;

· Закон необходимости и случайности: необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими. Вместе с тем синергетика сегодня установила, что и случайность способна порождать новую необходимость (закон);

· Закон содержания и формы: содержание явления определяет форму его развития, которая способна влиять на данный процесс;

· Закон причины и следствия: свойства и связи развивающего явления есть следствие определенных причин;

· Закон возможности и действительности: развитие явления есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями;

· Закон сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность;

· Закон части и целого: развивающееся явление есть целостное взаимодействие своих частей.

Западная философия 2-ой половины XIX в. отказывается от диалектики, которая трактуется как софистика, логическая ошибка. Лишь в конце XIX в. под влиянием обострения социальных противоречий возрождается интерес к диалектике. Однако она трактуется с позиций субъективизма, иррационализма и пессимизма.

В экзистенциализме (К. Ясперс, Ж. П. Сартр) диалектика трактуется как более или менее случайная структура сознания. Другие экзистенциалисты (Г. Марсель, М. Бубер) теологически трактуют диалектику как диалог между Богом и человеком.

В арсенале современной диалектики все чаще используются идеи диалога, сотрудничества, коммуникативного действия, ненасилия, взаимопонимания, порождающие основы подлинной человеческой истории единства человечества.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 263 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...