Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема субъективности и объективности в познании. Многообразие форм познания



Проблема познания является одной из основных проблем философии с глубокой древности (Платон, Аристотель, Р.Декарт, Ф.Бэкон, Дж.Локк, Г.Лейбниц, И.Кант, Г.Гегель и др.)

Познание – это процесс приобретения и развития знания, его постоянного углубления, расширения и совершенствования, обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.

Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.

В процессе жизни человек использует два пути познания окружающего мира. Он познает мир непосредственно, то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества, и через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

В философии существует два основных подхода к процессу познания: гноситицизм и ангостицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира, выявление его закономерностей и постижения истины.

Агностицизм не отрицает сам факт существования познания, но толкует его по своему. Элементы агностицизма можно обнаружить в самых различных философских системах. Агностицизм отражает некоторые реальные трудности процесса познания, которые и по сей день не получили полного разрешения, в частности, границы познания, субъективное преломление бытия в органах чувств и мышления человека, ограниченных по своим возможностям и т.п.

Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее извесным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой: сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным возможностям разума); сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - «вещей в себе».

В скептицизме не отрицается возможность познания, но подвергается сомнению или процесс познания понимается как простое отрицание, отрицательный результат становится конечным.

Гносеология (теория познания) изучает: природу познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия и критерии истинности познания, формы и уровни познания и другие проблемы. Предметом исследования гносеологии является научное познание, которое оформилось в самостоятельный вид человеческой деятельности в начале Нового времени (17в.).

Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познающим субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека возможная лишь в рамках общества.

Объектом познания является объективная реальность, включающая окружающий внешний мир (бытие во всем его разнообразии) и внутренний, духовный мир человека. Таким образом, объектом познания является та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

В процессе познания при взаимодействии объекта и субъекта всегда появляется новое знание.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 2190 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...