Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности духовной культуры Древнего Египта. Духовная культура Древнего Египта определяется целым набором черт, это: развитые заупокойные представления



Духовная культура Древнего Египта определяется целым набором черт, это: развитые заупокойные представления, солярный культ и культ обожествленного правителя, специфические черты искусства, иероглифическое письмо. Появление в социальной иерархии слоя жрецов, выполняющих не только культовые, но и административно-управленческие функции, обусловило сложное сплетение архаичных элементов, сохраняющихся в древнеегипетской культуре, со зрелым мировосприятием, характерным для развитой письменной традиции. Значение «профессионального» жречества и храмов в духовной жизни Египта выходило за рамки собственно религиозной сферы. С храмами были связаны игравшие важную роль в сохранении и передаче письменной культуры «дома жизни», – что-то вроде библиотеки, архива и «научно-исследовательского института», где составлялись религиозно-магические, медицинские и иные тексты. Священное иероглифическое письмо почиталось как «слово бога». Создателем письменности, покровителем писцов, лекарей и магов считался бог Тот, с помощью заклинаний он мог даровать жизнь богам и людям. При появлении ирригационного земледелия древнейший мифологический пласт соединился с более поздним смысловым комплексом, столь характерным для аграрных культур – земля, солнце, вода. Египтяне называли свою страну Та Кемет (Кемт) – Черная земля, в противовес красной – неплодной земле пустыни. Но центральным объектом египетской мифологии являлась не великая река (Хапи), как можно было бы ожидать, а солнце. С солнцем связаны боги Хор и Амон. Рассветное солнце являлось как Хапри, достигшее зенита – Ра, закатное – Атум. Образы Ра и Амона сливаются в главное божество Египта – Амон-Ра. Солнце пронизало весь мир, все уровни египетского «космоса», персонифицирующие его существа маркируют все три уровня мифической вселенной. Смысловой комплекс плодородия дополняется умирающим и воскресающим богом, функция которого также хорошо известна народам Междуречья. Усирт, или Осирис, как его называли древние греки, – бог ежегодно умирающей и воскресающей растительности, являлся также царем загробного мира и судьёй над умершими. Универсальным символом Древнего Египта издавна считались пирамиды – величественные гробницы фараонов Древнего царства, причисленные еще в античности к семи чудесам света и доныне остающиеся одним из самых популярных архитектурных памятников. Пирамиды воплощают земное могущество фараонов и религиозные представления египтян, в которых большую роль играл заупокойный культ, обещающий бессмертие. Но содержание египетской культуры может быть не менее емко выражено мифом об Осирисе, в котором находит отражение как ее аграрная специфика, так и стремление преодолеть смерть.

Так, фараон, отождествляемый с Гором при жизни, становился Осирисом после смерти. Уже в ранних заупокойных текстах запечатлены сложные представления о человеческой душе, вернее, многочисленных духовных составляющих. Сложный погребальный культ египтян был связан со стремлением обеспечить необходимую поддержку всем, обретшим самостоятельную посмертную судьбу, душам, а также сохранить нетленным тело умершего, куда они смогли бы вернуться, что являлось главным условием воскрешения. Именно этим объясняется обычай бальзамирования.

Стремление к индивидуальному бессмертию – смысловой стержень духовной культуры Древнего Египта.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 656 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...