Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
дражителям. В случае постоянного и активного воздействия имен-
но этих раздражителей возможен выход за пределы нормы и появ-
ление реактивных состояний и психопатий.
Хотя развитие акцентуации и степейь ее выраженности, и опре-
деляется психодинамикой, однако огромное влияние на этот про-
цесс оказывает и социальная ситуация, стиль общения в семье, про-
фессия, культура. Как правило, акцентуация складывается к подрост-
ковому периоду, однако в настоящее время все чаще наблюдаются
случаи раннего появления акцентуации, которая иногда может быть
диагностирована только к старшему дошкольному возрасту.
Поскольку акцентуации граничат, как уже было сказано, с опре-
деленными видами психопатических расстройств, их типология
базируется на разработанной в психиатрии (прежде всего П.Б. Ган-
нушкиным) классификации, отражая, однако, свойства психически
здорового человека. Выделяются следующие основные типы акцен-
туации.
Основные типы акцентуации
Циклотимный, для которого характерно чередование (циклич-
ность) периодов хорошего и плохого настроения. Часто эти пере-
ходы связаны с изменением ситуации, иногда даже с погодой, что
роднит циклотимный тип с лабильным, неустойчивым.
Гипертимный тип, для которого характерны постоянно припод-
нятое настроение, стремление к активности, повышенная возбуди-
мость. Людям этого типа свойственно браться за большое количе-
ство дел, которые они часто не доводят до конца, принимаясь за
новые.
Дистимный, связанный с преобладанием пониженного тонуса,
плохого настроения. Для людей этого типа характерна склонность
к депрессии, они видят, как правило, все в темном свете и их про-
378 Часть II. Психология
гнозы самые пессимистичные. Раздражительность и ипохондрич-
ность роднит этот тип с астеническим, которому свойственна еще
и быстрая утомляемость.
Шизоидный тип, для которого характерны эмоциональная хо-
лодность, отгороженность от окружающих. Часто люди этого типа
замкнутые, центрированные на себе, не склонные к расширению
контактов; распространенным является и высокий уровень интел-
лекта, прежде всего в сфере абстрактного, логического мышления.
Для эпилептоидного типа, наоборот, характерны конкретность,
вязкость мышления, часто невысокий общий интеллектуальный
уровень, а также скрупулезная педантичность. Склонность к злоб-
но-тоскливому настроению часто проявляется и в приступах агрес-
сивного поведения, конфликтности, иногда даже ярости и жесто-
кости, что роднит этот тип с застревающим.
Застревающий (паранойяльный) тип характеризуется повышен-
ной подозрительностью и болезненной обидчивостью, мнительно-
стью, особенно в отношениях с окружающими. Недоверие к ним и
стремление к доминированию приводят к частым конфликтам, а
злопамятность, стойкость отрицательных эмоциональных пережи-
ваний —к жестокости и мстительности.
Демонстративный (истероидный) тип характеризуется прежде
всего ярко выраженным тщеславием, стремлением к признанию, к
привлечению внимания любой ценой. Для это используются ино-
гда и лживость, фантазирование, притворство, мнимые болезни.
Склонность к авантюристичности и способность вытеснять в бес-
сознательное неприятные факты и воспоминания также весьма
распространенны у людей этого типа.
Для психастенического типа характерны высокая тревожность,
нерешительность, мнительность, связанная с постоянным поиском
болезней. Часты проявления самоанализа, склонность к ≪самоедст-
ву≫ и мысленному возвращению к неприятным событиям, что при-
водит к неуверенности, снижению притязаний. Это обостренное
чувство собственной неполноценности роднит данный тип с сензи-
тивным, для которого характерны еще и повышенная впечатлите-
льность? и боязливость.
Необходимо отметить, что в чистом виде эти типы акцентуа-
ции встречаются достаточно редко, обычно у человека проявляет-
ся ≪смешанная≫ акцентуация, с более или менее ярко выраженны-
ми формами нескольких типов.
Глава 8. Индивидуальность и личность 379
Сочетание индивидуальных качеств, которое является совер-
шенно уникальным у каждого человека, во многом определяет его
поведение, общение с другими людьми и отношение к самому себе.
Оно представляет собой второй уровень в структуре индивидуаль-
ности, ту ≪интегральную индивидуальность≫ (термин В. Мерлина),
которая лежит в основе индивидуального стиля жизни, опосредуя
связь между психодинамическими индивидуальными чертами и
структурой личности. Задачи психотерапии во многом связаны
именно с помощью человеку в создании индивидуального, основан-
ного на его интегральной диспозии психодинамических черт, сти-
ля деятельности и общения, который использует положительные
стороны его индивидуальности, по возможности компенсируя от-
рицательные.
8.3. Основные теории личности
Теория личности 3. Фрейда
В исследовании проблемы личности психология опирается во
многом на положения философии, которая определяет, какое со-
держание вкладывается в это понятие и какая из сторон лично-
сти —социальная, индивидуальная, рациональная или этическая — является ведущей. Психологию же в первую очередь интересуют
вопросы структуры личности, движущих сил и механизмов ее раз-
вития. Именно они и стали центром внимания большинства тео-
рий личности.
Одной из первых и наиболее известных является теория авст-
рийского врача-психиатра 3. Фрейда. В 1900 г. появилась его книга
≪Толкование сновидений≫, в которой он впервые опубликовал важ-
нейшие положения своей концепции, дополненные в его последу-
ющих книгах ≪Психопатология обыденной жизни≫ (1901), ≪Я и
Оно≫ (1923), ≪Тотем и табу≫ (1913), ≪Психология масс и анализ че-
ловеческого ≪Я≫ (1921). Взгляды Фрейда можно разделить на три
области —это метод лечения функциональных психических заболе-
ваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем
всей системы являются его взгляды на развитие и структуру лично-
сти человека.
С его точки зрения, развитие психики есть приспособление,
адаптация к окружающей, преимущественно враждебной среде.
Эта биологическая детерминация и направляет процесс становле-
380 Часть //. Психология
ния психики. Движущими силами психического развития являются
врожденные и бессознательные влечения (или чувства, как у более
поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа основой
психического развития является не интеллектуальная сфера (как в
других школах), но эмоции и мотивы человека, а познавательное
развитие есть следствие мотивационного.
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев —сознательно-
го, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются
основные структуры личности. При этом содержание бессозна-
тельного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически
ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может
быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных
усилий.
Им было выделено также три части в структуре личности: Ид,
Эго, Супер-Эго.
В бессознательном слое располагается п е р в а я структура лич-
ности Ид, которая фактически является энергетической основой
психического развития, так как в ней располагаются врожденные
бессознательные влечения, которые стремятся к своему удовлетво-
рению, к разрядке, и таким образом детерминируют деятельность
субъекта. Фрейд считал, что существуют два основных врожденных
бессознательных влечения —инстинкт жизни и инстинкт смерти,
которые находятся в антагонистических отношениях между собой,
создавая основу для фундаментального, биологического внутренне-
го конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только
с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в
бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызыва-
ется одновременным действием обеих этих сил.
С точки зрения Фрейда, врожденные влечения являются кана-
лами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятель-
ность. Поэтому и сам Фрейд, и его последователи иногда называли
его теорию динамической (или даже гидравлической), подразуме-
вая, что психическая энергия стремится к разрядке (т.е. удовлетво-
рению влечений) и равномерному распределению по всему конти-
нууму. Именно поэтому фрустрация влечения приводит к неврозу,
так как при этом невозможна разрядка. На основании этих положе-
ний разрабатывалась и идея катарсического очищения (разрядки)
в сеансе психоанализа, и идея трансфера, т.е. переноса, обмена
энергией между пациентом и психоаналитиком.
Глава 8. Индивидуальность и личность 381
Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд, и его учени-
ки, и является той специфической энергией, которая связана с ин-
стинктом жизни, Для энергии, связанной с инстинктом смерти и
агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно гово-
рил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессоз-
нательного постоянно расширяется, так как те стремления и жела-
ния, которые человек не смог по тем или иным причинам реализо-
вать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное,
наполняя его содержание.
Вторая структура личности —Эго, по мнению Фрейда, также
является врожденной и располагается как в сознательном слое, так
и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое
Я, хотя это может быть для нас и нелегким делом. Если содержание
Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, на-
оборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрей-
да, с ≪океаническим чувством Я≫, включая в себя весь окружающий
мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и
окружающим миром, начинает локализовать свое Я до своего тела,
сужая, таким образом, объем Эго.
Третья структура личности —Супер-Эго —не врожденная, она
формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формиро-
вания является идентификация с близким взрослым своего пола,
черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго.
В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов
комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т.е.
комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к
объекту идентификации.
Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами лич-
ности существует неустойчивое равновесие, так как не только их
годержание, но и направления их развития противоположны друг
фугу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлет-
юрению, диктуя человеку такие желания, которые практически не
ыполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которо-
о входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреж-
ает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на
"раже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким об-
1зом, Эго становится ареной борьбы противоречивых тенденций,
>торые диктуются Ид и Супер-Эго. Состояние внутреннего конф-
кта, в котором постоянно находится человек, держит его всегда
382 Часть Н. Психология
в напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд
подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и па-
тологией и испытываемое людьми напряжение делает их потенци-
альными невротиками.
Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит
от механизмов психологической защиты, которые помогают челове-
ку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то
хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял
несколько защитных механизмов, главными из которых являются
вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.
Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так
как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива
(желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке,
вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бес-
сознательное, то человек о нем совершенно забывает, но оставшее-
ся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе
знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде
ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда,
не является непосредственным отражением вытесненного жела-
ния, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение
≪психопатологии обыденной жизни≫, т.е. толкованию таких явле-
ний, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отноше-
ние Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с
Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тес-
ная связь между символом и стремлением человека, и возражал
против толкований, придуманных Фрейдом.
Регрессия и рационализация —более успешные виды защиты, так
как они дают возможность хотя бы для частичной разрядки энер-
гии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия пред-
ставляет собой более примитивный способ реализации стремле-
ний, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать ку
сать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злы*
или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д.
причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, чт<
даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана с
стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшук
ся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому челове]
не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их
объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами
Глава 8. Индивидуальность и личность 383
При проекции человек приписывает другим те желания и чувст-
ва, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, кото-
рому было приписано какое-либо чувство, своим поведением под-
тверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действу-
ет достаточно успешно, так как человек может осознать эти
чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению
к нему, и не пугаться их. Необходимо подчеркнуть, что введение
этого защитного механизма дало возможность в дальнейшем разра-
ботать так называемые проективные методы исследования лично-
сти. Эти методы, заключающиеся в просьбе завершить неокончен-
ные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределен-
ным сюжетным картинкам, стали существенным вкладом в
экспериментальное исследование личности.
Наиболее эффективным механизмом защиты является сублима-
ция, поскольку она помогает направить энергию, которая связана с
сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, ре-
ализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принципе
Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зре-
ния рассматривал произведения искусства, научные открытия.
Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней
происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис
или очищение человека от нее. На основе этого подхода к сублима-
ции позднее в психоанализе были разработаны основы терапии ис-
кусством —арт-терапии.
Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, яв-
ляется также основой развития личности, характера человека и,
исходя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою перио-
дизацию, о которой речь шла в гл. 4.
Либидозную энергию Фрейд считал основой не только разви-
тия индивидуального человека, но и человеческого общества. Он
писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к
которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять
его место. Однако с убийством вождя в племя приходит вражда,
кровь и междоусобица, оно слабеет, и такой негативный опыт при-
водит к созданию первых законов, табу, которые начинают регули-
эовать социальное поведение человека. Позднее последователи
Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая
>бъясняла особенности психики различных народов способами
грохождения основных этапов в развитии либидо. Писалось, в ча-
384 Часть II, Психология
стности, что способы ухода за младенцем, зафиксированные в куль-
туре общества, являются основой как индивидуальной психики, так
и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования
не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и
неоднозначные причины и формирования личности ребенка, и
развития культуры и общества в целом.
Если теория культуры не нашла широкого распространения и
подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со вре-
менем получал все более широкую популярность.
Психоанализ занимал важнейшее место в теории Фрейда.
Именно для объяснения работы этого метода и были созданы
остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исхо-
дил из того, что врач замещает в глазах пациента родителя, доми-
нирующее положение которого он признает безусловно. При
этом между ними как бы устанавливается канал, по которому про-
исходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и
пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт
не только проникает в бессознательное своего пациента, но и вну-
шает ему определенные положения, прежде всего свое понима-
ние, свой анализ причин его невротического состояния. Этот ана-
лиз происходит на основе символической интерпретации ассоци-
аций, снов или ошибок пациента —следов его вытесненного
влечения, о котором мы говорили выше. При этом врач не просто
делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое
толкование, которое пациент некритично принимает. Это внуше-
ние, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис, так как, прини-
мая позицию врача, пациент осознает свое бессознательное и
освобождается от него. Из-за связи такого выздоровления с вну-
шением такая терапия была названа директивной, в отличие от
той, которая основана на равноправном отношении пациента и
врача.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное призна-
ние, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принад-
лежащими скорее истории, чем современной психологической нау-
ке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие
мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медици
ны, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пре
делами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед чело
вечеством.
Глава 8. Индивидуальность и личность 385
Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближай-
ших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками
К. Юнга и А. Адлера.
Теория личности К. Юнга
Создатель аналитической психологии К. Юнг был одним из
ближайших учеников и сподвижников Фрейда. Однако его несо-
гласие с некоторыми положениями теории Фрейда привело к от-
ходу от ортодоксального психоанализа, а затем и к разрыву с учи-
телем. Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал ли-
бидо обобщенной психической энергией, которая может
принимать различные формы. Не менее значимыми были и раз-
ночтения в толковании сновидений и ассоциаций, так как Фрейд
считал, что символы, употребляемые человеком, являются заме-
стителями других, вытесненных предметов и влечений. В проти-
вовес ему Юнг был уверен, что символ ничего не замещает, но от-
ражает то психологическое состояние, которое испытывает чело-
век в данный момент, он как бы и есть само это состояние.
Поэтому Юнг возражал против символической интерпретации
снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что не-
обходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессозна-
тельного.
Определенные расхождения существовали и по вопросу психо-
коррекции, так как Фрейд считал, что зависимость пациента от
психотерапевта постоянна и не может быть уменьшена, т.е. он при-
держивался концепции директивной терапии. В то же время Юнг
хотя и поддерживал директивность отношений в начале курса пси-
хотерапии, тем не менее считал, что зависимость пациента от вра-
ча должна уменьшаться со временем, в последней фазе терапии, ко-
торую он называл трансформацией.
Постепенно он пришел к мысли о том, что его интерпретация
символа дает ему ключ не только к анализу сновидений, но и к ана-
лизу мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только ев-
ропейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, обра-
щая внимание на их символику. Это во многом и привело Юнга к од-
ному из важнейших его открытий —открытию коллективного
бессознательного. Теория Юнга, которая получила название ≪анали-
гической психологии≫, нашла свое отражение на страницах его
шиг ≪Психологические типы≫ (1921), ≪Избранные труды по анали-
5 - 4455
386 Часть П. Психология
тической психологии≫ (1989), ≪Подход к бессознательному≫ (1961),
принесших Юнгу заслуженную славу.
Юнг считал, что структуру личности составляют три компонен-
та —коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное и со-
знание. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются
чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллек-
тивное бессознательное —это своего рода ≪память поколений≫, то
психологическое наследство, с которым ребенок появляется на
свет. Юнг писал, что ≪содержание коллективного бессознательно-
го лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей
сущности вообще не является индивидуальным приобретением.
Это бессознательное —как воздух, которым дышат все и который
не принадлежит никому≫.
Содержание коллективного бессознательного состоит из архе-
типов, которые являются формами, организующими и канализиру-
ющими психологический опыт индивида. Юнг часто называл архе-
типы первичными образами, так как они связаны с мифическими и
сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовыва-
ют не только индивидуальную фантазию, но и коллективную, на-
пример, лежат в основе мифологии народа, его религии, опреде-
ляя психологию народа, его самосознание. Через актуализацию
определенных архетипов культура оказывает влияние и на станов-
ление индивидуальной психики человека.
Основными архетипами индивидуальной психики он считал
Эго, Персону, Тень, Анима или Анимус и ≪Самость≫. Архетипы
Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальные главные
архетипы, которые с трудом могут быть отрефлексированы самим
человеком.
Эго_является центральным элементом личного сознания, оно как
бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое,
формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной
личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угро-
жает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в
необходимости игнорировать бессознательную часть души.
Персона —это та часть нашей личности, которую мы показыва-
ем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона
включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одеж-
ды, способы выражения. Персона имеет и позитивное, и негатив-
ное влияние на нашу личность. Доминирующая персона может но-
Глав/i Я. Индивидуальность и личность '-587
давлять индивидуальность человека, развивать в нем конформизм,
стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку сре-
да. В то же время персона и защищает нас от давления среды, от
любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу человека,
помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.
Тень является центром личного бессознательного. Как Эго со-
бирает данные о нашем внешнем опыте, так тень фокусирует, сис-
тематизирует те впечатления, которые были вытеснены из созна-
ния. Таким образом, содержанием тени являются те стремления,
которые отрицаются человеком как несовместимые с его персо-
ной, с нормами общества. При этом чем больше доминирует персо-
на в структуре личности, тем больше содержание тени, так как ин-
дивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее коли-
чество желаний.
Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдом во многом
касались именно роли тени в структуре личности, так как Юнг счи-
тал ее лишь одной из составляющих этой структуры, в то время как
Фрейд ставил ее в центр личности, делая центром своих исследова-
ний именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возмож-
ным просто избавиться от тени, не признавать ее, так как она явля-
ется законной частью личности, и человек без тени является таким
же неполноценным, как и без других частей души. Самое вредное, с
его точки зрения, это как раз не замечать, игнорировать тень, в то
время как внимательное отношение к ней, стремление к анализу ее
содержания, то, что Юнг называет ≪техника обращения с тенью≫,
помогает преодолеть ее негативное влияние.
Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) —это те части души,
которые отражают интерсексуальные связи, представления о проти-
воположном поле. На их развитие большое влияние оказывают роди-
тели (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип оказывает
большое влияние и на поведение, и на творчество человека, так как
является источником проекций, новых образов в душе человека.
Самость^с точки зрения Юнга, является центральным архети-
пом всей личности, а не только ее сознательной или бессознатель-
ной части, это ≪архетип порядка и целостности личности≫. Его
главное значение в том, что он не противопоставляет разные час-
ти души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединя-
ет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития
личность обретает все большую целостность, самость и, индивидуа-
25*
388 Часть II. Психология
лизируясь, становится все более свободной в своем выражении и
самопознании.
Идеи о необходимости сохранения целостности и индивидуа-
лизации при развитии личности были выдвинуты Юнгом еще в
1950—960-е гг. под влиянием новых тенденций в понимании лич-
ности, в том числе в русле гуманистической психологии. К этому
же времени относятся его положения о роли сознания в духовном
росте и организации поведения. Такая трансформация некоторых
положений психоанализа, принимавшихся и Юнгом в начале
XX в., была для него особенно важна, так как он постоянно подчер-
кивал открытость своей концепции для всего нового в отличие от
ортодоксальности теории Фрейда.
Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессозна-
тельные структуры, он не только не отрицал возможность их
осознания, но и считал что этот процесс является важнейшим в
личностном росте человека. Одним из вариантов такого осозна-
ния себя признана психотерапия, в которой врач выступает в
роли помощника пациента, помогая ему понять себя, вернуть
себе целостность. Юнг понимал сложность символической ин-
терпретации и доказывал необходимость отказа от упрощений,
применяемых Фрейдом в их интерпретации. Его анализ симво-
лов и их возможной интерпретации является одним из значите-
льных достижений этой теории. В отличие от большинства пси-
хоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как от-
крытую систему, которая может воспринимать новую
информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и это
тоже одно из достоинств его теории.
Теория личности А. Адлера
Другой последователь Фрейда А. Адлер стал основателем ново-
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 403 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!