Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
го, социально-психологического подхода к исследованию психики
человека, получившего название индивидуальной психологии.
Именно в развитии этих новых идей своей концепции он и разо-
шелся с Фрейдом. Его теория, нашедшая свое отражение в работах
≪О нервном характере≫ (1912), ≪Теория и практика индивидуаль-
ной психологии≫ (1920), ≪Человекознание≫ (1927), ≪Смысл жизни≫
(1933), представляет собой совершенно новое направление, очень
мало связанное с классическим психоанализом и являющееся цело-
стной системой развития личности.
Глава 8. Индивидуальность и личность 389
Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании
бессознательных влечений в личности и поведении человека, вле-
чений, которые противопоставляют и отделяют человека от обще-
ства. Не врожденные влечения или архетипы, но чувство общнос-
ти с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ори-
ентацию на других людей, —вот та главная сила, которая
определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако
есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психоло-
гов: все они предполагают, что человек имеет некоторую внутрен-
нюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние
на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее
значение сексуальным факторам, Юнг —первичным типам мышле-
ния, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.
В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей
тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в
целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее.
Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой челове-
ческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессозна-
тельному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и ≪самости≫
личности, но значительно позже, в 1950—960-х гг. Мысль о целост-
ности и уникальности личности является неоценимым вкладом Ад-
лера в психологию.
Не менее важна и провозглашенная им идея о творческом Я. В от-
личие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений
и потому определяющего полностью путь развития личности в задан-
ном направлении, Я Адлера представляет собой субъективную и ин-
дивидуализированную систему, которая может менять направление
развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и при-
давая ему различный смысл. Более того, это Я само предпринимает
поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку
осуществление его собственного, уникального стиля жизни.
Теория личности Адлера является хорошо структурированной
системой и покоится на нескольких основных положениях, объяс-
няющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти
основные положения таковы: 1) фиктивный финализм, 2) стремле-
ние к превосходству, 3) чувство неполноценности и компенсации,
4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое Я.
Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у изве-
стного немецкого философа Г. Файгингера, который писал, что
390 Часть II, Психология
все люди ориентируются в жизни посредством конструкции или
фикций, которые организуют и систематизируют реальность, де-
терминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерп-
нул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются
в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого.
Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя
реализовать, но, тем не менее, оказывается вполне реальным сти-
мулом, определяющим устремления человека. Адлер также подчер-
кивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от
влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, ка-
кие они есть на самом деле. Для невротиков же это оказывается не-
выполнимым, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше
усиливает их напряжение.
Адлер считал, что большое значение в формировании структу-
ры личности человека играет его семья, люди, которые его окружа-
ют в первые годы жизни. Значение социального окружения осо-
бенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе),
так как он исходил из мысли, что ребенок рождается не с готовыми
структурами личности, но лишь с их прообразами, которые форми-
руются в процессе жизни. Наиболее важной структурой он считал
стиль жизни.
Развивая идею о стиле жизни, определяющем поведение челове-
ка, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая опре-
деляет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно свя-
зан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознатель-
ных чувств, составляющих структуру Я. Чувство общности или
общественный интерес —это своеобразный стержень, который
держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание
и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но
может остаться неразвитым. Эта неразвитость чувства общности — основа асоциального стиля жизни, причина неврозов и конфлик-
тов, возникающих у человека. Развитие чувства общности связано с
близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде все-
го с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отго-
роженными от них матерями, чувство общности не развивается.
Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство об-
щности с матерью не переносится на других людей, остающихся
для ребенка чужими. Уровень развития чувства общности опреде-
ляет и систему представлений о себе и о мире, которая создается
Глава 8. Индивидуальность и личность 391
каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препят-
ствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов.
Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам явля-
ется творцом своей личности, которую он создает из сырого материа-
ла наследственности и опыта. Творческое Я, о котором пишет Адлер,
является своеобразным ферментом, который воздействует на факты
окружающей действительности и трансформирует эти факты в лич-
ность человека, ≪личность субъективную, динамичную, единую, инди-
видуальную и обладающую уникальным стилем≫. Творческое Я, с точ-
ки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как
саму цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом,
для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни
являются, по сути, актами творчества, которые придают человече-
ской личности уникальность, сознательность и возможность управле-
ния своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди — это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, са-
мостоятельно и творчески создающие свою жизнь.
Если чувство общности определяет направление жизни, его
стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства —не-
полноценности и стремления к превосходству —являются источниками
энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства
являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для
самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздейст-
вует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недоста-
ток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше
всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и
знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не
только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом
благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным от-
дельными людьми. Существует и специальный механизм, помогаю-
щий развитию этих чувств, компенсация.
Адлер выделил четыре основных вида компенсации: неполная
компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая
компенсация, или уход в болезнь. Соединение определенных видов
компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства об-
щности дало ему возможность создать одну из первых типологий
развития личности.
Он считал, что развитое чувство обгцности, определяя социаль-
ный стиль жизни, дает возможность человеку создать достаточно
ЗУ2 Часть II. Психология
адекватную схему окружающего. При этом люди с неполной ком-
пенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут
компенсироваться при помощи других, при помощи сверстников,
от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важ-
но при физических дефектах, которые часто не дают возможности
полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной
изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный
рост и совершенствование.
В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить
свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосход-
ству не превращается в агрессию против людей. Примерами такой
сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном сти-
ле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание,
Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, и многие
другие замечательные люди.
В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начи-
нают уже в раннем детстве формироваться различные невротиче-
ские комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии их
личности. Так, неполная компенсация приводит к возникновению
комплекса неполноценности, который приводит к развитию неадек-
ватной схемы апперцепции, изменяет жизненный стиль, привнося
тревожность, чувство неуверенности в себе, чувство зависти, кон-
формность и напряженность в жизнь ребенка. Невозможность прео-
долеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и
к мнимой компенсации, при которой ребенок, так же как и позднее
уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком,
стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым
его окружают. Однако такой вид компенсации несовершенен, так
как он останавливает личностный рост, формируя также неадекват-
ную, завистливую, эгоистическую личность.
В случае сверхкомпенсации у людей с неразвитым чувством об-
щности стремление к самосовершенствованию трансформируется в
невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие
люди используют свои знания для приобретения власти над людьми,
для порабощения их, думая не о пользе общества, но о своих выгодах.
При этом также формируется неадекватная схема окружающего, из-
меняющая стиль жизни человека. Такие люди становятся все больши-
ми тиранами и агрессорами, подозревающими окружающих в жела-
нии отнять у них власть. Потому они становятся подозрительными,
Глава 8. Индивидуальность и личность 393
жестокими, мстительными, не щадя даже своих близких. Для Адлера
примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и
другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масшта-
бах страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки
зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся
дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей
степени присущ комплекс вины и неполноценности.
Одно из главных качеств личности, которое помогает ей усто-
ять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совер-
шенства, является умение кооперировать, сотрудничать с другими.
Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство
неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего чело-
вечества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с дру-
гими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток
кооперации является корнем всех невротических и плохо приспо-
собленных стилей жизни.
Хотя не все теоретические положения Адлера нашли свое под-
тверждение в дальнейших экспериментальных исследованиях,
сама идея о роли чувства общности и индивидуального стиля жиз-
ни в формировании личности, особенно мысль о компенсации как
основном механизме психического развития и коррекции поведе-
ния, стала неоценимым вкладом в психологическую науку.
Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как
он одним из первых исследовал роль игры в преодолении неврозов
и закомплексованности. Он считал, что именно игра дает возмож-
ность детям преодолеть их комплекс неполноценности, который
они испытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спон-
танная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим
средством. В том же случае, когда требуется преодоление более
серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитие
игры должно осуществляться и направляться взрослым.
Теория Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской
концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманисти-
ческую психологию, психотерапию и психологию личности.
Теория личности К. Хорни
Не меньший вклад в развитие психологии личности внесла и
К. Хорни, которая впервые ввела понятие образ Я, ставшее одним
из краеугольных камней современной науки. Так же как и Адлер и
'М4 Часть П. Психология
позднее Фромм, Хорни приходит к выводу о доминирующем влия-
нии общества, социального окружения на развитие личности. Она
доказывала, что развитие не предопределено только врожденными
инстинктами, но человек может изменяться и продолжать свое
формирование в течение жизни. Эта возможность изменения при-
водит и к тому, что не существует фатальной обреченности к не-
врозу, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть чет-
кая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на
полное выздоровление даже у невротизированных людей. Разрабо-
танная ею концепция нашла отражение во многих ее работах и,
прежде всего, в книгах ≪Новые пути в психоанализ≫ (1939) и ≪Не-
вроз и развитие человека≫ (1950).
Она исходила из того, что доминирующими в структуре лично-
сти являются не инстинкты агрессии или либидо, но бессознатель-
ное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называет чувст-
вом коренной тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни
пишет, что оно связано с ≪имеющимся у ребенка ощущением оди-
ночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире≫.
Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о
значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между
внешним миром и человеком.
Хорни считает, что причинами развития этой тревоги могут
быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека,
подавляющая личность ребенка, враждебная атмосфера или диск-
риминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребен-
ком. Каким же образом такие противоречивые факторы могут
стать основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни
выделяла два вида тревоги —физиологическую и психологическую.
Физиологическая связана со стремлением ребенка удовлетворить
свои насущные потребности в еде, питье, комфорте. Ребенок боит-
ся, что его вовремя не перепеленают, не покормят и потому испы-
тывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существо-
вания. Однако со временем, в том случае если мать и окружающие
о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство ухо-
дит. Если же его потребности не удовлетворяются, тревога нарас-
тает, являясь фоном для общей невротизации человека.
Однако если избавление от физиологической тревоги достига-
ется простым уходом^ и удовлетворением основных потребностей
детей, то преодоление психологической тревоги является более слож-
Глава 8. Индивидуальность и личность 305
ным процессом, так как оно связано с развитием адекватности об-
раза Я. Введение понятия образа Я является одним из важнейших
открытий Хорни.
Хорни считала, что существует несколько образов Я: Я-реаль-
ное, Я-идеальное и Я в глазах других людей. В идеале эти три обра-
за Я должны совпадать между собой, только в этом случае можно
говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к не-
врозам. В том случае, если Я-идеальное отличается от Я-реального,
человек не может к себе хорошо относиться и это мешает нормаль-
ному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуве-
ренность в себе у человека, т.е. является основой его невротиза-
ции. К неврозу ведет и несовпадение Я-реального и образа Я в гла-
зах других людей, причем в данном случае не важно, думают ли
окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам.
Таким образом, становится ясно, что и пренебрежение, негатив-
ное отношение к человеку, так же как и чрезмерное восхищение
им, ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае
мнение других не совпадает с реальным образом Я.
Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к
психологической защите, о которой писал еще Фрейд. Однако
Хорни пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что
психологическая защита помогает разрешать внутренние конфлик-
ты, возникающие между двумя структурами личности —Ид и Су-
пер-Эго, а с точки зрения Хорни, психологическая защита направ-
лена на преодоление конфликта между обществом и человеком,
так как ее задача привести в соответствие мнение человека о себе
и мнение о нем окружающих, т.е. привести в соответствие два об-
раза Я. Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе кото-
рых лежит удовлетворение определенных невротических потреб-
ностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все
эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при
отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к разви-
тию у человека того или иного невротического комплекса.
Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчи-
вый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип),
либо в стремлении от людей (устраненный тип).
При развитии стремления к людям человек надеется преодо-
леть свою тревогу за счет соглашения с окружающими в надежде
на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят
396 Часть II. Психология
(или сделают вид, что не замечают) неадекватность его образа Я.
Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие не-
вротические потребности, как потребность в привязанности и
одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя
заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других
людей, потребность в престиже. Как любые невротические по-
требности, они нереалистичны и ненасыщаемы, т.е. человек, до-
бившись признания или восхищения от других, старается полу-
чить все больше и больше похвал и признаний, испытывая страх
перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или
неодобрения. Такие люди совершенно не переносят одиночест-
ва, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть, оставить
без общения. Это постоянное напряжение и служит основой раз-
вития невроза.
Развитие защиты в виде ухода, стремления ≪от людей≫ дает воз-
можность человеку игнорировать мнения окружающих, оставшись
наедине со своим образом Я. Однако и в этом случае развиваются
невротические потребности, в частности, потребность ограничи-
вать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельно-
сти и независимости, потребность быть совершенным и неуязви-
мым. Разочаровавшись в возможности завязать теплые отношения
с окружающими, такой человек старается быть незаметным и не за-
висимым от других. Из боязни критики он старается казаться не-
приступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напря-
женным. Такой подход приводит человека к полному одиночеству,
изоляции, которая тяжело переживается и также может служить
основой развития невроза.
Попытка преодолеть тревогу, навязав свой образ Я силой дру-
гим людям, также не оканчивается успехом, так как в этом случае у
человека развиваются такие невротические потребности, как по-
требность в эксплуатации других, стремление к личным достиже-
ниям, к власти. Те знаки внимания, уважения и покорности, кото-
рые они принимают от окружающих, кажутся им все более недоста-
точными, и в своей тревоге этим людям надо все больше власти и
доминирования, которые бы служили доказательством их адекват-
ности.
Психотерапия, считает Хорни, помогает человеку понять само-
го себя и сформировать более адекватное представление о себе.
Надо отметить, что подход Хорни к понятию психологической за-
Глава 8. Индивидуальность и личность 397
щиты существенно повлиял на позиции современной психологии,
что и признается большинством исследователей, так же как и ее
роль в развитии социологической школы психоанализа.
Теория личности Э. Фромма
Тенденции становления психоанализа, заложенные Хорни,
были развиты в трудах Э. Фромма. Фромм по праву считается наи-
более социально-ориентированным из всех психоаналитиков, так
как для него социальное окружение является не просто условием,
но важнейшим фактором развития личности. При этом в отличие
от Адлера, который также придавал большое значение среде,
Фромм под средой понимает не только ближайшее окружение ре-
бенка, его семью и близких, но и тот социальный строй, в котором
он живет. Говоря о влияниях, которые он испытывал в своей науч-
ной жизни, Фромм подчеркивал, что наибольшее значение для
него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел объединить
в своей теории, особенно в ранний период своего творчества. Если
от Фрейда он взял главным образом идею о доминирующей роли
бессознательного в личности человека, то от Маркса —его мысль о
значении социальной формации для развития психики, а также
идею о развитии отчуждения при капитализме, понимая под этим
психологическое отчуждение, отчуждение людей друг от друга.
Исследуя развитие личности, Фромм приходит к выводу, что
движущими силами этого развития являются две врожденные бес-
сознательные потребности, находящиеся в состоянии антагониз-
ма, —это потребность в укоренении и потребность в индивидуализации.
Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к
обществу, соотносить себя с другими членами этого общества,
стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убежде-
ний, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает чело-
века к изоляции от других, к свободе от давления и требований об-
щества. Эти две потребности являются причиной внутренних про-
тиворечий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно
стремится каким-то образом соединить эти противоположные тен-
денции в своей жизни.
Стремление человека примирить эти потребности является, с
точки зрения Фромма, двигателем не только индивидуального раз-
вития, но и общества в целом, поскольку все социальные форма-
ции, которые создаются человеком, являются как раз попытками
398 Часть П. Психология
уравновесить эти стремления. Он считает, что в начале своего раз-
вития человек был частью природы, не выделяя себя из окружаю-
щего. Только в этот период он и был счастлив, так как стремление
к укорененности в природе сочеталось с возможностью изоляции
от соплеменников. Разрушив свою связь с природой, человек оста-
вил для себя только одну возможность укорененности —социаль-
ную, тем самым поставив себя в зависимость от окружающих лю-
дей. При этом первый строй, первобытный, давал преимущество
именно стремлению к укорененности, оставляя в тени стремление
к индивидуализации. Не смирившись с этим, человек изменяет
строй, и в рабовладельческом строе у него появляется возмож-
ность индивидуализации в богатстве, в войне. Но при этом умень-
шается возможность укоренения с другими, становятся менее креп-
кими связи между людьми. Страдая от такой изоляции, люди опять
изменяют общественный строй, приходя к феодализму, в котором
велика возможность укоренения, так как каждый человек жестко
связан с членами своей социальной группы. В то же время такая
жесткая стереотипизация не дает возможности проявиться инди-
видуальности человека в полной мере, так как он не может выйти
за рамки своего класса. Стремясь к свободе и независимости от
этих жестких рамок, люди переходят к капитализму, который дает
максимальную возможность для их свободного развития, хотя и
ограничивает их возможность укоренения с другими, оставляя нае-
дине со своей свободой во враждебном мире.
Таким образом, отношение общества к человеку проявляется в
том, что его личность развивается в соответствии с теми возмож-
ностями, которые данное общество ему предоставляет. Так, при ка-
питализме человек может добиться ощущения своей индивидуаль-
ности, сделав карьеру или составив состояние. В то же время он
может стать и укорененным, заняв место служащего в большой
фирме. Правда, подчеркивает Фромм, укорененность при капита-
лизме относительна, так как и служащие крупной фирмы редко бы-
вают едины в своем мировоззрении. Именно поэтому он считает,
что возможности индивидуализации при этом строе развиваются в
ущерб укорененности, о которой человек начинает тосковать,
стремясь убежать от обретенной свободы. Это ≪бегство от свобо-
ды≫, характерное для общества, где все друг другу чужие, проявля-
ется не только в желании людей получить надежную работу, но и в
идентификации с главой фирмы или политическим деятелем, кото-
Глава 8. Индивидуальность и личность 399
рые обещают подчиненным надежность, стабильность и укоренен-
ность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказывает-
ся слишком трудной для человека, объяснял Фромм и появление
фашизма, которое он наблюдал в 1930-е гг. в Германии.
Говоря о недостатках капитализма, Фромм не меньше недостат-
ков находил и в социализме, который, с его точки зрения, опять ли-
шает людей индивидуальности, давая им в обмен укорененность,
стереотипность мышления и мировоззрения. Единственным чувст-
вом, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить
эти две противоположные потребности, является любовь в самом
широком понимании этого слова. Фромм говорит о том, что в
стремлении к индивидуализации люди обычно стремятся к свободе
от других, от обязательств и догм, определяющих их жизнь в обще-
стве. Желание свободы от всех и любой ценой не дает возможности
человеку задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому,
обретая ее, он не знает, что с ней делать и у него возникает желание
променять ее опять на укорененность. В то же время есть и другая
свобода, ≪свобода для≫, т.е. свобода, необходимая для осуществления
наших намерений. Такая свобода не требует освобождения от всех
связей, но только от тех, которые мешают в осуществлении задуман-
ного. Поэтому обретение такой свободы и индивидуальности и не
тяготит человека, но, наоборот, принимается им с радостью.
И именно такая свобода, свобода для жизни с любимыми людьми и
рождается в любви. Она дает одновременно удовлетворение и по-
требности в индивидуализации, и потребности в укорененности,
примиряет их и гармонизирует жизнь человека, его личность и от-
ношения с миром. Поэтому Фромм говорит о необходимости по-
строения на земле нового общества, которое он называет ≪гумани-
стический социализм≫, построенный на любви людей друг к другу.
Так как человек постоянно подвергается воздействию противо-
положных стремлений, ему грозит внутренний конфликт, который
может сделать его невротиком. Для избежания этого внутрилично-
стного конфликта человек прибегает к механизму психологиче-
ской защиты, которая примиряет его с самим собой и с обществом.
Здесь Фромм, как и Хорни, подчеркивает, что личностный конф-
ликт выливается в противостояние человека внешнему миру, он
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 425 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!