Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Структура мироздания



А теперь мы постараемся свести ранее определенные детали в еди-

ную конструкцию. В единую конструкцию мира и посмотреть, что у

нас получается.

Если не знать соотношения Бытия и Самобытия, то говорить о

структуре мироздания невозможно. И, действительно: до сих пор миро-

здание представляется, ну, если не хаосом, то, во всяком случае, чем-то

непостижимым. И дальше нашего пространства наша мысль не прости-

ралась: «наше пространство и есть вся вселенная, есть все мироздание,

больше ничего нет». Но на деле наша Вселенная – лишь бесконечно

малая комнатушка во всем мироздании. И нет границ качественному

многообразию Бытия. И при этом мы видим, что в природе имеется

строгий порядок, во всем действуют строгие законы. Отсюда и можно

сделать и строго определенный вывод: мироздание имеет свою строго

определенную структуру. На это указывает и единство строения и жи-

вотного, и растительного мира. Об этом свидетельствует и единство

строения и неживой природы: например, наличие атомов со строго оп-

ределенными свойствами, наличие протяженности и тоже со строго

определенными свойствами. Да и вообще: есть только то, что едино.

Нет границ качественному многообразию Бытия, но в то же время

определенность Бытия говорит о не вседозволенности в Нем: не любое

качество имеет право на существование, а только то, какое может само

себя собой же и обеспечить. Даже речь наша тоже имеет строго опре-

деленную структуру. Безгранично наше познание, но не бесшабашно.

Еще Аристотель подчеркивал эту особенность нашей речи. Он

увидел, что всю нашу речь можно свести к одной формуле. Вся наша

речь состоит из суждений. И формула любого суждения одна и та же:

«это есть то-то». В этой формуле «это» выражает часть. «То-то» выра-

жает целое. И мы начинаем понимать «это», когда «это», как часть, со-

единяем с чем-то другим, но уже нам известным, как с целым. Целым,

которое мы знаем, как «то-то». Именно, в соединении части с целым,

говорит Аристотель, и заключен смысл и отдельного суждения, и всего

мироздания в целом! Весь мир, говорит Аристотель, построен, как

связь части с целым. И эта связь и есть то, что мы называем смыслом. И

мы проникаем в этот смысл настолько, насколько проникаем в это со-

единение части с целым. Проникаем и овладеваем им! Начинаем пони-

мать. Наше понимание и означает это овладение этой связью части с

целым. Причем, насколько мы проникаем в этот смысл, настолько и

сами соединяемся с миром. Смысл любого суждения, любого понятия

заключен в соединении части и целого. И он открывается нам через су-

ждение настолько, насколько мы начинаем видеть в этом суждении

связь части и целого. Аристотель был тогда полностью загипнотизиро-

ван своим открытием. И, ведь, было от чего восторгаться!

Прошло много времени, и появился Гегель. Гегель углубил пони-

мание Аристотеля. Гегель подтвердил: суждение – это раскрытое со-

стояние смысла понятия. Но раскрывается оно в суждении не только

для того, говорил Гегель, чтобы увидеть свой смысл, но и углубить его,

развить, увидеть новые связи между частью и целым и тем самым – по-

нять больше.

Всякое понятие имеет свой смысл. И понятие раскрывается в суж-

дении для того, чтобы мы осознали, увидели смысл этого понятия и

развили его. И смысл этот в связи части и целого. И весь мир таков:

связь части и целого! И мы, и каждый из нас есть часть мира. И все де-

ло в том, что связь части с целым необходимо усиливается, углубляет-

ся. И наше стремление понять этот мир – это стремление углубить,

найти новые связи части с целым, через это – укрепить наше соедине-

ние с ним, как с целым. И он, этот мир создал нас именно для этого

своего укрепления, укрепления своего единства. Он для нас целое, мы

для него – части. И через свое суждение мы проникаем в соответст-

вующие связи части с целым и, тем самым, обретаем новый смысл, и

через этот смысл сами углубляем свое соединение с миром. И мы обре-

таем смысл жизни тогда, когда находим путь нового, углубленного со-

единения с миром. И, получая смысл того или иного понятия, мы и на-

ходим соответствующее новое соединение с миром, т.е. мы живем на-

столько, насколько продолжаем соединяться с ним!

Какова же связь такой вот структуры суждения, которое в то же

время является раскрытым состоянием понятия, с тем, что всякое поня-

тие рождается через установление взаимосвязи интересов? А, вот, ка-

кая. Дело в том, что и взаимосвязь интересов – это тоже связь части и

целого.





Дата публикования: 2014-10-16; Прочитано: 509 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...