Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Можно ли жить без этических знаний?



Можно ли жить без этических знаний? Нет, нельзя! Любое живое

существо всегда придерживается своих выработанных опытным путем

знаний, привычек. Что это за знания, что за привычки? Это – знания

объективных законов природы. Это – привычки действовать в соответ-

ствии с требованиями этих законов. Без этих знаний, без этих привычек

оно погибнет. И насколько знания и привычки живого существа соот-

ветствуют требованиям этих законов, настолько это существо и живет.

Весь мир существует по строгим законам. Эти законы объективны,

не зависят от чьей бы то ни было воли. И тот, кто нарушает эти законы

– тот исчезает. Исчезает соответственно: насколько нарушает – на-

столько и исчезает. Вы уже знакомы с законами математики, физики,

законами химии. Есть так же и законы поведения людей. И так же, как

общество было порождено природой, существует в природе, связано с

природой, точно так и законы поведения людей в обществе вытекают

из объективных законов природы. И счастье людей, их успехи и неуда-

чи полностью зависят от того, как они слышат действия этих законов.

Что такое этика? Этика – это наука о законах взаимодействия лю-

дей в обществе, наука об их поведении.

Все вы знаете роль математики в жизни человека. Без математики –

никуда. И математика – одна из важнейших наук. А этика? Что важнее:

математика или этика? Что такое этика, мы уже сказали. Повторим еще

раз: это наука о законах поведения человека, наука о том, как себя вес-

ти в той или иной ситуации, когда сказать другому человеку – да, а ко-

гда сказать – нет. Когда помочь человеку? И что значит: помочь?

А математика? А математика – это наука о законах взаимодействия

чисел. Что для тебя важнее: число или человек, ты? Ответ очевиден.

Человек для человека – это абсолют, это – все. Все науки направлены

на служение человеку. В противном случае они теряют смысл. И ясно:

этика для человека важнейшая из наук.

Очевидно: этика главный предмет в школе. И раньше было так.

Этот предмет преподавался в виде «Закона Божьего». Но с развитием

естествознания, с утверждением принципа научного доказательства той

или иной истины, религиозное обоснование необходимости того или

иного поступка человека, того или иного его поведения становилось

все менее эффективным. Все более очевидной становилась необходи-

мость научного обоснования всех этических правил. Но как открыть

тот или иной этический закон? Как найти его естественнонаучное

обоснование?

Когда химик хочет найти какой-либо закон взаимодействия атомов,

он «высыпает» эти атомы в колбу, меняет их взаимодействие и так, и

этак, по-всякому. И только в результате исчерпывающего многообразия

взаимодействий этих атомов, химик может установить соответствую-

щий закон их взаимодействия. То же касается открытия законов во всех

науках. А в этике? Одними сторонними наблюдениями здесь не огра-

ничишься. В этике желающий открыть закон вместо атомов должен

взять себя, вместо колбы – тот или иной коллектив. И что будет озна-

чать при этом «и так, и сяк»? А это означает, что этот исследователь

должен будет нарушать этический закон. «И так, и сяк»! И нарушать во

всем исчерпывающем многообразии. А что это такое? А это значит, что

возможны и презрение окружающих, и даже тюрьма. И это, чтобы от-

крыть только один закон. А установить целостную систему их? Сколь-

ко раз люди повторяли фразу: Он все грехи и муки взял на себя. Ради

людей. А кто постиг смысл этой фразы?..

Вот, поэтому на долгое время получилось так, что, с одной сторо-

ны, люди уже слабо верили в религиозную мораль. А с другой – не

могли создать научно обоснованную. Поэтому этот предмет и исчез из

учебных программ. В результате получился большой провал в образо-

вании человека. В технике он достиг невероятных, фантастических ус-

пехов, а как правильно распорядиться результатами своей деятельности

он не мог. И оставался несчастным так же, как и прежде. И это в то

время, когда перед ним реально открылась возможность сделать себя

не просто счастливым, а овладеть средством продления своей жизни.

Не о загробном царстве уже может и должен человек думать, а о том,

как здесь, на этом свете дольше и лучше жить.

Самое сильное желание у человека – это желание жить! И это же-

лание не им придумано. Это желание ему дано природой, Самим Бо-

гом! И это самое святое желание. И надо научиться его удовлетворять.

И глобализация экономики этого требует. И дает возможность! Сейчас

человек приобрел огромные силы. И, не зная, куда их употребить, тра-

тит их на разврат, на войны. А между тем – это силы продления его

жизни. Так вот: мы спасемся, если овладеем культурой продления сво-

ей жизни.

Вот, молодой человек получает в руки документ: «Аттестат зрело-

сти». Что означает здесь слово «зрелость»? Половую, биологическую?

Да, их он получает и без школы. А что? Что здесь имеется в виду под

зрелостью? Конечно, имеется в виду способность выпускника школы

жить в обществе, способность умело, грамотно контактировать с людь-

ми во время работы, отдыха. Умело распоряжаться собой. Знать не

только, как обращаться со станком, трактором, скальпелем, но и с че-

ловеком, с собой. Имеется в виду социальная зрелость.

Чтобы он ни делал, чем бы ни занимался, всегда и везде человеку

придется иметь дело с другими людьми. И что: он научился этому в

школе? Его научили, как плыть по океану страстей человеческих? Да

нет же!? Не было такого предмета в школе. Он хорошо знает математи-

ку, язык, биологию. А как контактировать с людьми – нет. В этом он

совсем не разбирается, ну, почти не разбирается: знает только то, чему

«улица» научила. Дичок… А еще Аристотель говорил, что человек без

этических знаний – это не человек, это говорящее орудие, чурбан. И без

этических знаний становится рабом. Рабом становится тот, говорил

Аристотель, кто хуже других разбирается в этике, кто не может решать

трудных этических задач. И еще он говорил: «Властвует над страстями

не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими

так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда,

куда нужно и полезно». А без знаний законов этики это невозможно.

Вот, о том, как владеть своими страстями, куда их направлять, ко-

гда нужно подавить свое желание, а когда дать ему волю, вот об этом

мы с вами и поговорим на страницах этого учебника. Мы попытаемся

разобраться в иерархии наших желаний. Попытаемся разобраться, что

для нас более важно, что менее. О том, каких правил должен придер-

живаться человек в своих контактах с другими людьми.

И начнем мы с того, откуда взялись наши желания. Насколько они

субъективны, а насколько – объективны. Мы – часть природы, порож-

дены природой. Мы состоим из атомов, и наши желания – продолжение

свойств атомов, атомов, из которых мы состоим. В какой-то необходи-

мости атомы соединились друг с другом, образуя наши организмы. И

наши желания – продолжение действия этой необходимости. И этим

самым каким бы субъективным ни было то или иное желание человека,

оно всегда является выражением объективной необходимости. Любое

желание человека имеет объективное основание.

У каждого человека много желаний. Каждый человек имеет все

желания, присущие людям. Но люди отличаются друг от друга. И отли-

чаются они тем, у кого какие желания сильнее, а какие – слабее. Отли-

чаются пропорцией их. Эта пропорция и составляет нрав того или ино-

го человека. Что значит нрав? Нрав – это способность человека реаги-

ровать на ту или иную ситуацию, на то или иное общественное или

природное явление. Это значит, что люди с разным нравом на одну и ту

же ситуацию реагируют по-разному. Ситуации бывают разные. Как по-

ведет один и тот же человек в тех или иных ситуациях? Это определя-

ется его нравственностью. Так вот, совокупность всех реакций челове-

ка на все ситуации, на все явления действительности составляет нрав-

ственность этого человека.

Соответственно складывается и нравственность общества, того или

иного коллектива.

Это – нравственность. А мораль? Что такое мораль? Ее часто пу-

тают с нравственностью. Но это не одно и то же. Мораль – это свод

правил поведения, выработанных отдельным человеком или всем об-

ществом. Отсюда и отличие морали от нравственности. Но у них име-

ется и единство. Например, общественная мораль вырабатывается, как

результат сложения всех нравов в обществе в необходимости совмест-

ного существования людей. Подчеркнем: это сложение вызывается не-

обходимостью человеческого существования. Соответственно и каж-

дый человек вырабатывает для себя свою мораль: он складывает все

свои нравы и эту сумму соотносит с требованиями других людей обще-

ства. Соотносит в необходимости максимально удобного, максимально

эффективного своего врастания в общество. Пока это происходило сти-

хийно. Теперь мы должны научиться управлять этим осознанно!





Дата публикования: 2014-10-16; Прочитано: 518 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...