Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 8 страница



В 980—990 гг. великий киевский князь Владимир Святославич отвоевал эти земли у поляков и присоединил к своим владениям. На Волыни он основал город Владимир, который стал ее центром. Со временем тут пришли к власти Мстиславичи, которые вели свой род от Владимира Мономаха. В Галичине первыми правили Ростиславичи — наследники внука Ярослава Мудрого.

Галичина и Волынь резко отличались друг от друга положением в этих землях боярства. Галицкие бояре были наиболее своевольными и могущественными во всех русских землях. Они происходили в большинстве случаев из местной племенной знати, которая узурпировала общинные земли. Пришедшие сюда, первые Рюриковичи натолкнулись на аристократию, которая уже хорошо укоренилась и была готова отстаивать собственные интересы. Многие бояре торговали солью, что обеспечивало значительную прибыль и усиливало их и без того стабильное положение. Наиболее богатые из них могли даже позволить себе держать собственные боевые дружины. Соседство с Польшей и Венгрией давало не только образец господства аристократии, но и возможность обращаться к чужеземцам за помощью в борьбе с князем.

В отличие от галицкой волынская знать получала землевладения за службу. Это были бывшие дружинники, которые зависели от княжеской щедрости и поэтому были достаточно преданы князю.

Первой обособилась от Киева Галичина. Видимо, еще по завещанию Ярослава Мудрого эта земля была предназначена его внуку князю тмутараканскому Ростиславу Владимировичу, но только примерно в 1084 г. сыновья Ростислава — Рюрик, Василько и Володарь — заняли столы в Перемышле, Теребовле и Звенигороде. По решению любечского съезда князей (1097) Василько закрепил за собой Поднестровье с центром в Теребовле, а Володарь — Перемышль. Рюрик к этому времени уже умер.

Сын Володаря Владимир (Владимирко, как звали его современники) в 1141 г. смог подчинить своей власти почти всю Галичину. Только часть со Звенигородом осталась за внуком Рюрика Ростиславича Иваном Ростиславичем.

Хитрый и коварный, князь Владимир Володаревич из самых сложных ситуаций выходил победителем, широко используя не столько военную мощь, сколько своеобразную дипломатию, интриги, подкуп. Он перенес столицу своего, уже независимого от Киева, княжества из Перемышля в Галич. Этот город находился далеко от границ, ему не угрожало неожиданное нападение, что усиливало княжеское правление.

Развитие ремесла, рост богатства торговцев делали жителей галицких городов серьезной политической силой, которая часто выступала мощной оппозицией и князьям, и боярству. В 1145 г. жители Галича использовали отъезд князя Владимира на охоту и пригласили на княжение Ивана Ростиславича Звенигородского. Но Владимир после трехнедельной осады вернул себе власть в Галиче и присоединил Звенигород.

Расцвет могущества Галицкого княжества связан с сыном Владимира Володаревича Ярославом, прозванным в «Слове о полку Игореве» Осмомыслом. Он пользовался авторитетом на международной арене, поддерживал дипломатические отношения не только с соседями, но и с Византией, Священной Римской империей. Ярославу удалось отразить наступление Ивана Ростиславича, который в 1159 г. воспользовался очередным приглашением галичан и вторгся в пределы княжества вместе с половцами. Однако внутри княжества усилилось вмешательство боярства в дела управления. После смерти Ярослава бояре не признали князем его наследников. Внутренними сварами в Галичине воспользовался венгерский король, который посадил на галицкий стол своего сына Андрея, а Владимира, сына Ярослава, увез в заточение в Венгрию. Владимиру удалось бежать ко двору германского императора Фридриха Барбароссы и, вернувшись, вокняжиться в Галиче. С его смертью прервалась династия Ростиславичей. Галицкие бояре пригласили к себе волынского князя Романа Мстиславича.

Волынь со времен Владимира Мономаха не выходила из рук его потомков. Мономашичи крепко держались за нее даже и тогда, когда владели Киевом. При Романе Мстиславиче Волынское княжество достигло большого могущества. Расчетливый политик и выдающийся военачальник, он не мог не обратить внимания на богатое соседнее княжество и не откликнуться на предложение галицкого боярства. Уже в 1188 г. волынский князь на короткое время овладевал Галичем, но активное вмешательство Венгрии отсрочило его утверждение в Галицкой земле более чем на десятилетие. Только в 1199 г. с помощью польского князя Лешка Белого он смог во второй раз подчинить себе Галич, который стал столицей единого Галицко-Волынского княжества. Незадолго до смерти Роман захватил Киев и провозгласил себя великим князем. Галицко-Волынское княжество стало одним из крупнейших государств Европы. По площади оно не уступало империи Фридриха Барбароссы.

Во внутренней политике Роман сосредоточил внимание на ослаблении боярства. Конфискованные у бояр земли он использовал для раздачи дружине. Новое государственное образование не распадалось главным образом благодаря военной силе и авторитету галицко-волынского князя. Усиление внутриполитических позиций Романа зафиксировал летописец. Галицкая летопись даже называет его «самодержцем всея Руси».

Наибольшую славу принесли Роману его успехи во внешней политике. Он укрепил западные границы княжества, стремился постоянно держать под контролем ситуацию в Венгрии и Польше, совершил ряд удачных походов на половцев, завязал равноправные дружественные отношения с Византийской и Германской империями. Именно при дворе Романа Мстиславича нашел прибежище византийский император Алексей III после захвата Константинополя крестоносцами. В 1205 г. князь вмешался в междоусобицу польских князей, выступил с войском в поход, но, проходя польскими землями, попал в засаду и погиб.

Смерть Романа Мстиславича положила начало длительной смуте, приведшей к распаду княжества на несколько частей. Против восстановления единства Галицко-Волынской державы выступали верхи галицкого боярства, отдельные удельные князья и правящие круги Венгрии и Польши. По приглашению боярской верхушки и с ведома венгерского короля в 1206 г. Галич захватили сыновья героя «Слова о полку Игореве» новгород-северского князя Игоря, внуки Ярослава Осмомысла — Роман, Владимир и Святослав. Галицкая аристократия надеялась, что князья из далекой Северской земли станут послушным орудием в ее руках, но совершила фатальную ошибку. Не желая делиться властью с олигархией, Игоревичи уничтожили около 500 бояр. Тогда галицкое боярство, пригласив на помощь венгерское войско, захватило двух Игоревичей и публично казнило их на городской площади Галича.

Своеволие галицких бояр продолжало расти. В 1213 г. они осуществили неслыханное, избрав из своей среды князем Владислава Кормильчича.

Польша и Венгрия, признавая право на княжение сына Романа Мстиславича Даниила и даже периодически помогая ему на время укрепиться в Галиче, на самом деле сами стремились овладеть княжеством. В 1214 г. с помощью части бояр венгры захватили Галич и провозгласили королем Галичины пятилетнего венгерского королевича Коломана (Кальмана), которого срочно женили на двухлетней дочери Лешка Краковского. Одновременно Лешек овладел Перемышлем и Берестейщиной. Но в Волынских землях династия Романовичей по-прежнему пользовалась благосклонностью как у знати, так и у простого люда. Поэтому Даниил Романович смог укрепиться во Владимире-Волынском.

Раздоры между Венгрией и Польшей привели к тому, что Лешек призвал на помощь новгородского князя Мстислава Мстиславича Удалого. Мстислав изгнал из Галича венгерского королевича и сам занял галицкий стол. Тогда же Даниил Романович, который женился на дочери Мстислава, освободил от польских феодалов Берестейщину и Забужье и стал собирать силы для полного освобождения Волыни.

Последние годы жизни Мстислав Удалой провел в Торческе, передав Галич не зятю-Рюриковичу, а венгерскому королевичу Андрею, женатому на второй его дочери. Даниил же, который после смерти отца уже несколько раз занимал галицкий стол, смог окончательно утвердиться там только в 1238 г., когда выгнал из Галича черниговского князя Михаила Всеволодовича и его сына Ростислава. Под властью Даниила вновь объединилась вся Галицко-Волынская земля. Незадолго до нашествия Батыя на Южную Русь Даниил установил контроль над Киевом и посадил там своего воеводу.

Во внутренней политике Даниил, как и его отец, в противовес боярской олигархии стремился обеспечить себе поддержку среди крестьян и мещан. Он укрепил ряд населенных пунктов, а также заложил новые города (в том числе Львов и Холм). Последний стал резиденцией галицко-волынского князя. Для заселения новых городов приглашались ремесленники и купцы из Германии, Польши и русских княжеств. Многонациональность галицких городов усиливалась также большими армянскими и еврейскими общинами, которые эмигрировали сюда из Киевщины.

После того как в 1241 г. по Галицко-Волынской земли прошли полчища Батыя, здесь на некоторое время вновь установилась боярская анархия. Только в 1245 г. Даниил разбил объединенные силы Венгрии, Польши, галицких бояр и Черниговского княжества, восстановив единство собственных владений.

Даже в условиях вассальной зависимости от Золотой Орды энергичная деятельность Даниила способствовала экономическому прогрессу и политической стабильности Галицко-Волынского княжества. Обладая большими дипломатическими дарованиями, галицкий князь умело использовал противоречия между Ордой и западноевропейскими странами.

Ростово-Суздальская (Владимиро-Суздальская) земля. Ростово-Суздальслая земля, расположенная на северо-востоке от киевского центра, в междуречье Оки и Волги, долгое время была далекой окраиной Руси. Первоначально здесь жили финно-угорские (мордва, весь, мурома, меря), а в западной части также и балтские племена. Лишь на рубеже IX—X вв. с северо-запада сюда стали проникать ильменские словене, а с запада — кривичи, на рубеже X—XI вв. — вятичи. В XI—ХII вв. славянская колонизация усилилась. Поначалу основной поток переселенцев шел из Новгородской земли, а позднее — из Южной Руси. Как считают археологи, славянизация местных племен кое-где затянулась до XIV в.

Природно-климатические условия для ведения хозяйственной деятельности тут были более благоприятные, чем в Новгороде, но значительно хуже, чем в Южной Руси. Преобладали подзолистые почвы, хотя среди лесов располагались и массивы плодородных земель. Основным занятием населения было земледелие. Широкое распространение получили также разнообразные промыслы. Здесь располагались богатые рыбные ловли, соляные источники и бортные угодья. В целом же окраинная Ростово-Суздальская земля считалась захолустным уделом и традиционно передавалась киевским князем младшему сыну.

Первоначальной столицей Северо-Восточной Руси был Ростов. Суздаль, второй после Ростова по величине город, впервые упоминается в летописях под 1024 г. В 1108 г. Владимир Мономах основал на реке Клязьме город Владимир. По сравнению с Южной Русью городов здесь было мало, господствующим типом селений были деревни. Тем не менее, вечевые традиции «старших» городов Ростова и Суздаля («младшие» города веча не имели) играли важную роль в политической жизни края.

Особую роль в освоении Северо-Востока играла княжеская власть, которая здесь изначально была сильней, чем в Приднепровье. Суздальским князьям удалось создать крупный домен. Свои огромные земельные владения они раздавали дружинникам и слугам, которые в целом были враждебно настроены к боярской знати старших городов и все надежды возлагали на князя. Но в отношениях князя с его дружиной уже не было патриархального равенства, а нередко проглядывало подданство. Появление боярских вотчин в Северо-Восточной Руси относится ко второй половине XII в. Часть земли князья раздавали церкви. Параллельно с появлением феодального держания и вотчинного хозяйства шла и монастырская колонизация.

Долгое время Северо-Восточная Русь находилась в даннической зависимости от Киева. Когда Владимир Мономах посадил в Ростове своего сына Юрия, он хотел, видимо, сохранить такое положение. Но со смертью Мономаха зависимость Ростово-Суздальской земли от Киева прекратилась. Князь Юрий Владимирович получил характерное прозвище Долгорукого, вероятно, потому, что стремился далеко распространить свое влияние. Полем его деятельности была вся Русь. Он оказывал дипломатический и военный нажим на Новгород, вмешивался в княжеские междоусобицы даже в далекой Галичине. Под его влияние попали Рязань и Муром. Но главной целью его устремлений был киевский стол.

С именем Юрия Долгорукого связано первое летописное упоминание о Москве. По преданию, Москва первоначально принадлежала боярину Кучке. В 1147 г. Юрий пригласил сюда своего союзника в борьбе с киевскими и смоленскими князьями черниговского князя Святослава Ольговича.

В ходе упорной борьбы с племянниками Юрий в 1155 г. окончательно захватил Киев. После этого он уже не возвращалсявРостово - Суздальскуюземлю, кудаотправил младших сыновей.Старшегосына Андрея ЮрийпосадилвВышгородепод Киевом. Однако тот, не считаясь с волей отца, предпочел Киеву далекий залесский край: в 1155 г. уехал в Суздальскую землю. После смерти в 1157 г. Юрия Долгорукого ростовчане и суздальцы избрали Андрея на княжение. Но Андрей, получив власть из рук боярства и веча «старших» городов, вскоре перенес свою столицу во Владимир, а большую часть времени стал проводить под защитой стен мощного каменного замка в селе Боголюбово. Жестокий и властолюбивый политик, он опирался на младшую дружину и население новых городов, в первую очередь — Владимира, который в отличие от Ростова и Суздаля не имел ни веча, ни многочисленного и влиятельного боярства. Названный летописью «самовластцем», князь изгонял из Владимирской земли своих близких родственников, подвергал опале бояр и отдельных церковных иерархов.

Установление Андреем культа Богоматери как основного во Владимиро-Суздальской земле как бы противопоставляло ее Киевской и Новгородской землям, где основным был культ святой Софии. Попытка Андрея учредить особую владимирскую митрополию вызвала противодействие Киева и Константинополя. Зато константинопольский патриарх позволил ему перенести епископский престол из Ростова во Владимир.

В борьбе за политическую гегемонию на Руси Андрей в первую очередь стремился подчинить своей власти Киев и Новгород. Но его политика в отношении захваченного в 1169 г. Киева была совершенно новой в истории Руси: «он заставил признать себя великим князем всей Русской земли, не поехал в Киев сесть на стол отца и деда…».

Разгромив Мстислава Изяславича, Андрей решил изгнать из Новгорода его сына. Но поход его войска на Новгород в 1170 г. закончился неудачей. Только прекратив подвоз хлеба из волжских городов в Новгород, Боголюбский добился назначения новгородским князем своего ставленника.

Деспотизм и властолюбие Андрея восстановили против него даже его ближайшее окружение. В Боголюбове, где князь, казалось, чувствовал себя в полной безопасности, в 1174 г. возник заговор. Заговорщики пробрались в княжескую спальню и убили Андрея.

После смерти Боголюбского ростовские и суздальские бояре пригласили на княжение его племянников Ростиславичей, а жители Владимира обратились с аналогичным призывом к его братьям Михаилу и Всеволоду. Началась междоусобная война, в которой первоначально победу одержали ставленники боярства. Но уже в 1175 г. на престоле утвердился Михаил, а после его смерти в 1176 г. — и Всеволод.

Княжение Всеволода Большое Гнездо (1176—1212) — время наивысшего расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Судя по летописям, он был первым владимирским правителем, утвердившим титул «великого князя». Всеволод сломил сопротивление старого боярства и стал распоряжаться делами княжества столь же самовластно, как Андрей Боголюбский. Многие его враги из числа ростовских бояр погибли, другие лишились вотчин. С притязаниями Всеволода вынуждены были считаться в Киеве и Новгороде, Галиче и Смоленске.

Однако внутри самого Владимиро-Суздальского княжества нарастали центробежные тенденции: Всеволод выделял уделы сы-новьям, завещал владимирский стол не старшему сыну Константину, а второму — Юрию. После смерти отца сыновья вступили в борьбу за власть. Лишь в 1216 г. в битве на р. Липице (около г. Юрьева Польского) новгородцы, союзники Константина, обратили в бегство войско соперника — брата.

Победа позволила Константину занять владимирский стол. Но после его смерти в 1218 г. великое княжение досталось Юрию Всеволодовичу. Потребность Новгорода в помощи против агрессии крестоносцев позволила Юрию вновь втянуть новгородцев в орбиту владимирской политики. Укрепляя свои позиции в Среднем Поволжье, Юрий Всеволодович в 1221 г. заложил на месте разрушенного мордовского городка при впадении Оки в Волгу г. Нижний Новгород, ставший со временем восточными воротами Руси.

Раздел Владимиро-Суздальской земли между сыновьями Всеволода Большое Гнездо и распри между братьями окончательно подорвали могущество Северо-Восточной Руси. Князь Юрий Всеволодович погиб во время битвы с монголо-татарами на р. Сити в 1238 г.

Новгородская земля. История Новгородской земли — это, во-первых, история одного из крупнейших городов средневековья, демонстрировавшего близость к европейскому типу развития, а, во-вторых, история мощного государства, которое раскинулось от Балтики до Ледовитого океана и Урала.

Древнейшее ядро Новгородской земли представляло собой межэтническую конфедерацию славянских (словене, кривичи) и финно-угорских (меря, чудь) племен. Ее политический и экономический центр, город Новгород, был расположен на обоих берегах Волхова, недалеко от истока этой реки из озера Ильмень. Волхов разделял город на две стороны: восточную — Торговую и западную — Софийскую. К концу XIII в. окончательно определилось деление города на пять основных административных районов — концов Славенского (в восточной части города), Неревского, Людина (на Софийской стороне), Плотницкого, Загородского. Территория вокруг Новгорода делилась на пять провинций, получивших позже название пятин. К северо-западу от Новгорода, между реками Волховом и Лугой, лежала Водская пятина; к северо-востоку, по обеим сторонам Онежского озера до Белого моря — Обонежская; к юго-западу, по обеим сторонам реки Шелони — Шелонская; к юго-востоку, между Мстой и Ловатью — Деревская; в направлении к Волге — Бежецкая. На север и восток от пятин лежали новгородские «колонии» — Заволочье на Северной Двине, Тре на Кольском полуострове, Печора, Пермь, Вятка. Уже в XII в. все эти земли платили Новгороду дань. Для захвата колоний и эксплуатации их богатств новгородское боярство широко использовало землепроходцев-разбойников — «ушкуйников».

В пятинах находились пригороды Новгорода: Ладога, Старая Русса, Торжок, Изборск, Копорье. Крупнейшим пригородом был Псков, который со временем выделился в самостоятельную республику и стал называться «младшим братом Новгорода».

В Новгородской земле издавна было развито земледелие. Однако малоплодородные почвы существенно снижали эффективность зернового производства. Поэтому в случае неурожаев Новгород зависел от соседних русских земель. В то же время природно-климатические условия благоприятствовали развитию скотоводства. Широкое распространение получили охота, рыболовство, бортничество. Важным источником богатства Новгорода был грабеж земель-колоний, откуда поступали пушнина, серебро, воск и другие предметы промыслового хозяйства.

Уровень ремесленного производства в Новгороде был ничуть не ниже, чем в прославленных центрах Западной Европы и Ближнего Востока. Тут работали искусные кузнецы, кожевники, ювелиры, оружейники, ткачи, бондари и другие специалисты. Подавляющее большинство ремесленных мастерских располагалось в богатых боярских усадьбах, хозяева которых и эксплуатировали труд ремесленников. Большая боярская семья располагала исчерпывающим набором разных производств. Содействуя боярской консолидации, такая система организации городского владения одновременно решительно противодействовала консолидации ремесленников на профессиональной основе. Участие ремесленников разных профессий в единой хозяйственной организации боярского клана стало непреодолимым препятствием для их объединения в цеховые организации.

Внешняя торговля Новгорода в значительной степени была подчинена потребностям ремесла: ввозилось ремесленное сырье — цветные металлы, драгоценные камни, янтарь, самшит, сукна и т.д. Долгое время ввозилась соль, пока не были обнаружены ее местные залежи. Главными предметами новгородского вывоза в Западную Европу являлись меха, клыки моржей, воск, сало, лен, пенька.

К очень раннему времени восходят торговые отношения Новгорода со Скандинавией. Новгородские купцы посещали Византию, страны Востока, вели торговлю в отдаленных русских городах. В XII в. новгородцы имели свой гостиный двор в городе Висби на острове Готланд. В самом Новгороде было два двора иностранных купцов: Готский (готами называли жителей острова Готланд) и Немецкий. Со второй половины XII в. начинается усиленная торговля новгородцев с прибалтийскими немецкими городами, образовавшегося впоследствии Ганзейского союза. Император Фридрих II дал новгородским купцам право беспошлинной торговли в Любеке.

Крупное новгородское купечество было организовано в сотни, которые несколько походили на западноевропейские купеческие гильдии. Наиболее влиятельным и организованным было объединение купцов-вощников (торговцев воском) «Ивановское сто», которое существовало при церкви Иоанна Предтечи на Опоках.

Большие участки города составляли наследственную собственность крупных боярских родов. Владельцы соседних городских усадеб вели происхождение от одного общего предка. Установлено, что сами городские усадьбы бояр не меняли своих границ на протяжении X—XV вв. Возникновение же вотчинной системы в Новгородской земле восходит только к началу XII в., когда бояре стали активно приобретать «села». До этого боярское землевладение существовало не в частновладельческой, а в корпоративной форме. Дело в том, что местная аристократия, ведшая свое происхождение, видимо, еще от родоплеменной знати, принимала активное участие в сборе государственных доходов и контроле над ними. Это отличало Новгород от южнорусских земель, где господствовал безраздельный княжеский контроль над государственными доходами (система полюдья). Превращаясь в особую корпорацию, новгородское боярство обособилось от княжеской дружинной организации. Оно полностью сохранило за собой сбор государственных доходов и в вотчинный период, что консолидировало верхи новгородского общества и давало им средства и возможности для эффективной борьбы с княжеской властью.

Социально-политическое развитие Новгородской земли изначально имело свою специфику. Княжеская власть всегда была вторичной по отношению к Новгороду. Уже при Ярославе Мудром новгородцы добились значительных политических успехов. Память о призвании Рюрика и сложившаяся практика заключения с князем договора («ряда») идеологически подготовили торжество в Новгороде республиканских порядков. Около 1117 г. новгородцы стали «вольны в князьях», то есть, открыто заявили о своем праве изгнания князя вне зависимости от воли Киева, а в 1126 г. сами избрали себе посадника (до этого посадник либо присылался из Киева, либо назначался князем из состава дружины).

Важной вехой на пути к полной независимости Новгорода от Киева стали события 1132—1136 гг. После смерти великого киевского князя Мстислава Владимировича его сын Всеволод, занимавший новгородский стол, решил покинуть Новгород и занять Переяславль. Когда же он, не достигнув успеха на юге, вернулся в Новгород, новгородское вече выгнало его. В 1136 г. новгородцы взяли Всеволода со всем семейством под стражу. Князю было поставлено в вину, что он «не блюдет смерд», хотел уйти княжить в Переяславль, первым бежал с поля боя в войне с суздальским князем Юрием Долгоруким.

Традиционно принято считать, что с победой боярства над княжеской властью в 1136 г. в Новгороде окончательно восторжествовали порядки феодальной боярской республики. Боярство с этого времени стало оказывать решающее влияние на выбор князя. Первоначально ни одному из княжеских родов Руси не удавалось закрепиться в Новгороде на длительное время, но с 30-х гг. XIII в. там княжили уже только представители суздальской ветви. Всего же на протяжении XII—XIII вв. смена княжеской власти в Новгороде проходила около 60 раз. Верховная власть в Новгороде находилась в руках общегородского веча. Оно занималось законотворческой деятельностью, заключало и расторгало договоры с князем, избирало всех высших должностных лиц, решало вопросы войны и мира, устанавливало повинности населения. Князь был составным звеном республиканского административного аппарата, но его функции резко ограничивались. Они сводились в основном к защите Новгорода от внешней опасности. Князь обязывался неукоснительно выполнять условия «ряда» с новгородцами, иначе ему могли «указать путь». Судебные права князя ограничивались, он не мог подвергать новгородских мужей репрессиям «без вины», ему запрещалось приобретать земли в волостях, то есть на окраинах Новгородской земли. Зато княжеская власть нередко брала на себя посреднические функции и мирила враждующие боярские группировки.

Из среды и под контролем боярства вече избирало посадника, который со временем сосредоточил в своих руках всю исполнительную власть. Он созывал вече и выполнял его решения, заключал соглашения с князем. Кроме того, посадник руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем возглавлял военные походы, осуществлял судебные функции, представительствовал во внешних сношениях.

Следующим по старшинству официальным лицом Новгорода был тысяцкий. Первоначально он назначался князем, но с конца XII в. также стал избираться. Долгое время (до второй половины XIV в.) тысяцкими были представители небоярского населения — меньшие люди, купцы. Тысяцкий контролировал налоговую систему, наблюдал за порядком в городе, а в военное время возглавлял ополчение.

Большую роль в жизни Новгорода играл владыка — епископ (позже архиепископ). С середины XII в. духовный пастырь также стал выбираться самими новгородцами. Вече называло трех кандидатов. После этого на другом берегу Волхова, в Софийском соборе, жеребьевкой с помощью ребенка или слепца выбирали одного из трех авторитетнейших служителей церкви. Избранного таким образом иерарха отправляли к митрополиту в Киев для посвящения. Первым новгородским владыкой, прошедшим через подобную процедуру, был Аркадий. Избрание произошло в 1156 г.

Новгородский владыка был хранителем городской казны, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой, контролировал эталон мер и весов, имел свой полк. Любые поземельные сделки считались недействительными без его санкции. При дворе епископа велась Новгородская летопись. Архиепископская должность была пожизненной, хотя случалось, что владыки уходили в монастырь или изгонялись по решению веча.

В Новгороде существовали также и другие должностные лица. Во главе концов стояли «кончанские», во главе улиц — «уличанские» старосты. Они выбирались на соответствующих («кончанских» и «уличанских») собраниях.

Одним из существенных вопросов истории Новгорода всегда было выявление степени демократизма его политического строя. Многие историки XIX—XX вв. видели в Новгородской республике образец «народовластия» (Н.М. Карамзин, И.Я. Фроянов), антитезу монархии. Широко распространено убеждение, что в вечевом собрании Новгорода участвовало все мужское население города — от бояр, до простых ремесленников и торговцев. Однако реальная власть в Новгородской республике принадлежала феодалам (боярам и меньшим) и богатейшим купцам. Наблюдалась отчетливая тенденция к олигархической форме правления (В.Л. Янин). Со временем боярство создало и специальный орган — совет «господы». Заседания этого неофициального правительства Новгорода проходили в покоях владыки на Софийской стороне и под его председательством. Совет подготавливал повестку вечевых собраний, разрабатывал меры воздействия на вече, осуществлял надзор за должностными лицами республики.

Вечевая площадь Новгорода, которая находилась у Никольского собора на Торговой стороне, не превышала размеров боярской усадьбы. Тут стояла трибуна («степень») для руководителей республики, а также размещались скамейки остальных участников. По подсчетам В.Л. Янина, здесь могли разместиться максимально 400—500 человек, что соответствовало числу богатых боярских усадеб Новгорода. Понятно, что места на скамьях могли занять в первую очередь богатые домовладельцы. Видимо, преимущества республиканского строя и его внешний демократизм основывались не на многолюдности общегородского веча, а на его гласности, а также на многоступенчатости вечевой системы города. Если общегородское вече было, по сути, искусственным органом, результатом создания межкончанской конфедерации, то низшие ступени веча («кончанские» и «уличанские») генетически происходили от древнейших народных собраний. Но именно они были и важнейшим средством организации внутриполитической борьбы боярства за власть. На них проще было разжигать и направлять в нужное русло политические эмоции всех социальных групп конца или улицы.

В обычных условиях боярству незачем было созывать вече и апеллировать к воле низов. Поэтому общегородское вече не было органом ежедневного управления. Летописные воспоминания о нем разделены годами. Вече брало на себя всю полноту власти только в экстренных случаях: при отклонении нежелательного князя, вражеском нашествии и т. п.

Чрезвычайное положение в Новгороде обычно сопровождалось арестом князя, посадника или других представителей республиканской администрации, грабежом имущества лиц, поставленных вне закона. Но элементы вечевого строя сформировали своеобразную ментальность новгородцев. Если в Юго-Западной Руси бояре казнили князей, то в Новгороде их не убивали, а вот с выборными должностными лицами вече не церемонилось и расправлялось со всей жестокостью.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 275 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...