Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 7 страница



Любечский съезд — съезд русских князей (1097) в городе Любече на Днепре, в котором принимали участие 6 князей (Святополк Изяславич киевский, Олег и Давид Святославичи, Владимир Мономах, Давид Игоревич волынский, Василько Ростиславович). Съезд был вызван необходимостью организации совместной борьбы с половцами в условиях начавшегося удельного дробления Руси. Князья заключили между собой мир и постановили в дальнейшем не допускать междоусобных распрей. Важнейшее постановление съезда было выражено в формуле: «кождо да держит свою вотчину», что официально признавало существование независимых друг от друга княжеств, являвшихся наследственными владениями. Однако решение съезда не только не прекратило княжеские раздоры, но и развязало новую междоусобную войну, поводом к которой стало ослепление теребовльского князя Василька киевским князем Святополком Изяславичем и волынским князем Давидом Игоревичем.

Митрополит — один из высших церковных санов, подчиненный непосредственно патриарху. Киевская митрополия, учрежденная в 888 г., была частью Константинопольской патриархии. Первым киевским митрополитом был Анастас Корсунский. В древней Руси митрополичий престол занимали обычно греки, дважды — русские: Иларион (1051) и Климент (1147).

Ногата — мелкая денежная единица в древней Руси. В XI в. составляла приблизительно 2, 46 г. серебра.

Номоканон — сборник норм церковного права православной церкви, содержащий правила внутреннего распорядка, быта, семейной жизни. В него включались постановления Вселенских соборов, законы византийских императоров по церковным вопросам и др. С IX в. Номоканон стал переводиться на славянские языки. На Руси был переработан и дополнен с учетом местных условий и получил название Кормчей книги.

Огнищанин — термин, производный от «огнище» (очаг), «княж муж», боярин, управляющий княжеской вотчиной. Бояре-огнищане входили в состав «старшей» дружины князя, владели землей и пользовались привилегиями. Огнищане, возможно, ведали дворцами князей также в городах. Огнищанами называли и княжеских дружинников, выполнявших административные функции. Эти лица находились под особой охраной закона. Убийство огнищанина каралось штрафом в 80 гривен. В Новгородской земле огнищанами называли средних и мелких землевладельцев, хозяев подсеки («огнища»).

Печенеги — союз тюркских и других кочевых скотоводческих племен в VIII—IX вв. в заволжских, в IX в. — в южнорусских степях. Совершали грабительские набеги на Русь. В 1036 г. были разгромлены князем Ярославом Мудрым, после чего племенной союз распался.

Погост — распространенный в источниках термин, имеющий на протяжении X—XVI вв. различный смысл. В первоначальном значении погостом назывались сельские общины на периферии Киевской Руси, а также центры этих общин, где велась «гостьба» (торговля). Постепенно это название в Киевском государстве распространилось на административные единицы, состоящие из многочисленных сел, а также их центры. Во главе погостов были поставлены специальные должностные лица, ответственные за регулярное поступление дани. С распространением на Руси христианства в погостах обычно строили церкви, близ которых находились кладбища. Размеры погостов были различны: от нескольких десятков до сотни деревень.

Подъездной (подъездной княж) — княжеский или боярский администратор, объезжавший земли и осуществлявший сбор податей.

Половцы (кипчаки, куманы) — тюркская народность, кочевники (в X в. — на территории Казахстана). В XI в., продвигаясь в степи Северного Причерноморья, вытеснили печенегов. С 1055 г. совершали опустошительные набеги на Русь. В 1103—1116 гг. нападения прекратились в результате совместных походов русских князей, но возобновились во второй половине XII в. В XIII в. половцы были разгромлены и покорены монгольскими завоевателями. Частично переселились на соседние земли.

Полюдье — форма сбора нефиксированной дани. Объезд князем или его воеводы с дружиной подвластных земель.

Посадник —наместник князя в землях Киевской Руси в X—XI вв.

Прощенники — категория зависимого населения в древней Руси, упоминаются в памятниках церковного права. По мнению большинства исследователей — бывшие холопы, получившие свободу с условием работать на церковных землях, а также люди, поступившие в зависимость от церкви после «прощения» (исцеления) их болезней.

Пущенники — категория зависимого населения в древней Руси, упоминаются в уставе новгородского князя Всеволода Мстиславича на том месте, где в других памятниках употреблен термин «прощенники». В позднейших источниках этот термин употребляется в значении «вольноотпущенные».

Ратники, ратные люди, вои — народное ополчение в древней Руси, называвшиеся так в отличие от дружинников — постоянного войска князей и бояр. Ратники набирались на время ведения войн и походов из городского населения и крестьян.

Резана — мелкая денежная единица в древней Руси. В XI в. составляла приблизительно 0, 98 г. серебра.

«Русская Правда» — свод законов древнерусского общества, важнейший источник по социально-экономической истории Киевской Руси и русских княжеств периода раздробленности. Составлялась в течение XI—XII вв. Известна более чем в 100 списках (копиях). По своему содержанию делится на 3 редакции: «Краткую», «Пространную» и «Сокращенную». «Краткая Правда» состоит из «Правды Ярослава», «Правды («Устава») Ярославичей», «Покона (закона) вирного», «Урока мостникам». «Пространная Правда» делится на «Суд Ярославль Владимерич», «Правда Руская» и «Устав Володимер Всеволодич». «Сокращенная Правда» не содержит новых разделов и представляет вариант «Пространной». «Русская Правда» регулировала правовые отношения в древней Руси, охраняя жизнь и имущество различных слоев древнерусского общества.

Ряд — договор, соглашение, имеющее юридическую силу. В древней Руси регулировал отношения между князьями, а также между различными категориями населения.

Рядовичи — лица, нанимавшиеся на cлужбу к землевладельцу по «ряду» (договору). Занимали мелкие административные должности в боярских или княжеских вотчинах.

Сеньор — 1. Крупный земельный собственник, собственник сеньории (вотчины). Как феодальный собственник имел в подчинении крестьян, а также горожан, живших на территории сеньории. 2. В системе вассалитета — господин группы вассалов. Верховный сеньор территории (король, князь) назывался сюзереном. Различались светские и духовные сеньоры.

Смерды — крестьяне-общинники в древней Руси. Изначально свободные, по мере развития феодального вассалитета и захвата общинных земель попадали в экономическую зависимость от князей и бояр.

Совет — совещательный орган при великом киевском князе (дума). В его состав входили «думцы»: «княжи мужи», бояре, высшее духовенство (в мирное время), а во время войны — руководители союзников. В ведении совета находились вопросы законодательства, отношений с церковью, внешней политики.

Становище — административный центр, место пребывания должностных лиц и взимания княжеских сборов.

Старая чадь — родовые старейшины, племенная знать, влившаяся в социальную структуру Киевской Руси и составившая часть правящего класса. Играла заметную роль в управлении на местах.

Староста — в древней Руси представитель низшей княжеской или боярской администрации, обычно из холопов. В «Русской Правде» упоминаются сельский и ратайныйстаросты. Сельский староста, по-видимому, ведал сельским населением вотчины и был исполнителем распоряжений высшей администрации. Ратайный ведал вотчинной пашней.

Съезд князей — орган политического управления в Киевской Руси, совещание, в котором участвовали великий киевский и удельные князья. Съезд решал вопросы общегосударственного характера: защиты русской земли от внешних врагов, регламентировал отношения между князьями, обсуждал внутреннее устройство Руси. Наиболее значительные общерусские съезды — Любечский (1097) и Долобский (1103).

Тиун — княжеский или боярский слуга, управляющий различными отраслями хозяйства. Мелкая административная должность в вотчине. Известны тиуны: огнищный (ведал домом, «огнищем», двором); конюший (ведал конюшнями и табунами); сельский (управлял селами); ратайный — пахотными работами и т. д. Большинство тиунов были несвободными людьми, если свободное состояние не оговаривалось условиями договора (ряда).

Тмутаракань — древний русский город X—XII вв. на Таманском полуострове. Играл большую роль в торговых связях Руси с Востоком. До X в. находился под властью хазар. После разгрома Хазарского каганата (конец X в.) вошел в состав Киевского государства как столица Тмутараканского княжества. В ходе феодальной династической борьбы (середина XI в.) был оплотом сепаратистки настроенных князей. В начале XII в. в связи с усилением натиска Византии и половцев был отрезан от других земель Руси и прекратил существование.

Тысяцкий — военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение («тысячу»). Назначался князем из числа старших дружинников, иногда по согласованию с городским вечем.

Урок — постановление, определявшее нормы дани, штрафов, пошлин и других отчислений в пользу князя.

Устав — сборник правовых норм, предназначавшийся для судебных органов и княжеской администрации.

Холопы — категория лично зависимого населения, по положению близкого к рабам. Изначально не имели своего хозяйства и выполняли различные работы для своих владельцев. Из них состоял штат домашней прислуги, ремесленников, вотчинной администрации, формировались боевые дружины феодалов. Древнерусские источники различают две разновидности холопства: полное (обельное) и неполное. В обельные холопы попадали в результате плена, продажи за долги, брака с холопом или холопкой «без ряду». Неполное холопство оформлялось договором (рядом) при свидетелях и ограничивалось его условиями.

Челядь (в ед. числе — челядин) — общее название лиц, обслуживавших княжеский или боярский дом и хозяйство: холопы, рядовичи, закупы.

Черные клобуки — племенное объединение, сложившееся из остатков тюркских кочевых племен (печенегов, торков, берендеев), вассалов Руси, около середины XII в. Занимали лесостепные районы (в основном по реке Рось). Создание объединения в значительной мере было вызвано необходимостью защиты от половцев. Как вассалы Руси черные клобуки были обязаны охранять ее южные границы, участвовать в походах киевских князей против внутренних и внешних врагов. Под влиянием соседнего оседлого населения они постепенно перешли от кочевого скотоводства к земледелию. В XIII в. частично смешались с русским населением, частично откочевали в степи и перестали упоминаться в источниках.

V

Повесть временных лет. В 2 т. М.;Л., 1950.

Правда Русская. В 3 т. М.;Л., 1940—1963.

Введение христианства на Руси. М., 1987.

Вернадский Г. В. Киевская Русь. М., 1996

Горский А. А. Древнерусская дружина. М., 1989.

Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953.

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992.

История внешней политики России. Конец XV — XVII век. М., 1990.

Каргалов В. В., Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. М., 1986.

Кузьмин А. Г. Падение Перуна. М., 1988.

Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.

Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.

Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Сахаров А. Н. Внешняя политика Древней Руси. IX — первая половина X в. М., 1980.

Свердлов М. Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. М., 1983.

Седов В. В. Славяне и раннее средневековье. М., 1995.

Толочко А. П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. Киев, 1992.

Фроянов И. Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.; СПб., 1995.

Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1980.


Глава 3. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ

Политическое единство Киевской Руси было относительным и держалось главным образом на военной силе киевских князей. Колоссальные же размеры государства затрудняли и без того слабые связи малонаселенных земель. После смерти в 1132 г. великого князя киевского Мстислава окончательно наступил период политической раздробленности, которая была, по сути, узаконена еще в 1097 г. решениями Любечского съезда князей.

Количество княжеств, на которые распалась Киевская Русь, все время увеличивалось: от 10—15 в XII в. до 50 в начале XIII в. Крупные княжества получили название «земель». Это понятие обычно употреблялось для обозначения суверенных государств: «Русская земля», «Греческая земля» (Византия), «Угорская земля» (Венгрия), «Лядская земля» (Польша). Более мелкие княжества, которые входили в состав земель, назывались волостями.

Раздробленность Руси, или, по определению дореволюционных историков, удельный период ее истории — имеет свою внутреннюю историческую логику. Этот объективный процесс был связан с общим ходом как экономического, так и социально-политического развития. Процесс раздробления и распада пережили все вообще крупные державы средневековья.

Историки по-разному оценивают предпосылки дробления Киевской державы, начало удельного периода в истории Руси, степень развития и формы государственности отдельных земель, их роль в исторических судьбах восточного славянства. Различия во взглядах и оценках можно объяснить не только уровнем развития исторических знаний, но и политической коньюктурой на каждом конкретном этапе исторического развития.

Уже для российских историков XVIII в. в целом было характерно представление об утрате древней Русью единодержавия в результате раздела земли между князьями и междоусобиц. При этом В. Н. Татищев, например, считал, что самодержавие на Руси времен Рюрика и Владимира Мономаха сменилось господством аристократии. С. М. Соловьев попытался найти объяснение причинам распада Киевской Руси, исходя из концепции борьбы «родового» и «государственного» начал. В Киевской Руси, считал он, «государственного» начала не было (оно начало вызревать только со второй половины XII в.).

Вплоть до 30-х гг. XX в. историки считали главными причинами раздробленности Руси то, что многочисленным наследникам Владимира I Святославича и Ярослава Мудрого просто не хватало княжеских «столов», а также нарушением традиционного порядка наследования (от старшего брата к следующему по возрасту): система «лествичного восхождения» порождала постоянные распри между братьями и детьми князей (старший сын великого князя мог занять отцовский стол только после смерти всех своих дядьев). Эти обстоятельства нельзя не принимать в расчет. Однако их нельзя считать определяющими. Вместе с тем накопленный предыдущей историографией опыт позволил современным исследователям углубленно, комплексно изучить социально-экономические, внутри- и внешнеполитические, духовно-психологические предпосылки раздробления Руси.

Раздробленность получила название феодальной, поскольку в основе распада шаткого единства Киевской Руси лежало формирование феодального способа производства. Не случайно в западной историографии распространена точка зрения, трактующая ее как один из важнейших системообразующих признаков феодализма.

В социально-экономическом развитии Руси XII — начало ХIII в. — время распространения вотчинной формы феодальной земельной собственности (княжеской, боярской, монастырской). Вместе с укреплением княжеских доменов в разных регионах Руси происходило закрепление соответствующих им волостей за определенными ветвями разросшегося рода Рюриковичей и приобретение ими фактической самостоятельности от киевского центра. Основой экономического могущества князей и их знатных дружинников становилось уже не полюдье и далекие военно-торговые экспедиции, а эксплуатация феодально-зависимого населения внутри вотчин. Бояре-вотчинники не видели необходимости делиться доходами с киевским князем и активно поддерживали в борьбе за экономическую и политическую самостоятельность властителей отдельных княжеств. Социальные антагонизмы, носившие в основном локальный характер, успешно разрешались местной властью.

Система натурального хозяйствования превращала боярские вотчины во вполне самостоятельные производственные единицы, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой. Торговые и ремесленные потребности могли удовлетворяться в местных хозяйственных и политических центрах — городах. Наряду с древними городами Новгород, Полоцк, Смоленск и др. росло значение новых — Галича, Владимира-на-Клязьме и др., которые становились для местных князей средством усиления их самостоятельности и политического влияния, а также источником финансовых доходов.

Большим политическим влиянием в древнерусских княжествах пользовалось православное духовенство, приобщенное к управлению. Местные епископы нередко освящали стремление князей к установлению самостоятельности земель-княжеств, стремясь усилить роль своей епархии вплоть до превращения ее в митрополию. Источники отмечают создание митрополий в Чернигове и Переяславле, которые, правда, недолго просуществовали. В 60-х гг. XII в. князь Андрей Боголюбский пытался добиться статуса митрополии для владимирской епархии. Новгородский епископ с 1165 г. получил сан архиепископа.

Усилению центробежных тенденций в Киевской Руси способствовала и этническая неоднородность населения. Вместе со славянами проживало более 20 народов: на северо-западе — литва и ятвяги, на севере и северо-востоке — чудь, весь, меря, мурома, мордва, на юге — печенеги, половцы, торки и др. Не стерлись окончательно и остатки племенной обособленности восточного славянства.

В процессе распада относительно единой империи Рюриковичей существенную роль сыграли также внешнеполитические факторы: опустошительные набеги кочевников на Киев, вызывавшие отток населения на юго-запад и северо-восток; ослабление значения древнего торгового пути «из варяг в греки», объединявшего некогда вокруг себя восточнославянские племена и придававшего Руси роль посредницы между азиатским, греческим и западноевропейским миром. С течением времени древнерусским княжествам все труднее было приходить к согласию в том, кто является для них главным врагом. Если для Киева это были половцы, то Новгород считал наибольшей для себя угрозой немецких рыцарей, Полоцк — литовцев, Ростов и Суздаль — волжских булгар, Галич — венгров и поляков.

Таким образом, в целом о Руси второй половины XII — первой половины XIII в. можно говорить как о конфедерации (но не федерации) земель и княжеств, в которой киевский стол чисто номинально продолжал считаться старейшим. Если средневековая Европа пережила полосу распада, раздробленности, локальных войн, чтобы затем развился процесс образования национальных государств светского типа, которые существуют до сих пор, то развитие Руси пошло иначе. Сыграли свою роль не только геостратегическое положение отдельных регионов, населенных восточным славянством, политическая ориентация их властителей, но и внешние вторжения, особенно монголо-татарское нашествие.

Крупнейшими политическими объединениями эпохи феодальной раздробленности, сыгравшими ведущую роль в судьбах Руси, являлись Галицкое и Волынское (объединившиеся впоследствии в Галицко-Волынское), Ростово-Суздальское (впоследствии — Владимиро-Суздальское) княжества и Новгородская земля. В каждом из этих государственных образований сложилась оригинальная политическая традиция, определявшая альтернативные пути исторического развития. Для Галицко-Волынского княжества было свойственно противостояние традиционно сильного боярства и княжеской власти. Для Владимиро-Суздальского княжества стала характерной сильная княжеская власть, генетически связанная с утвердившимся позднее на северо-востоке самодержавием. В Новгородской земле установился республиканский строй.

Феодальная раздробленность отмечена экономическим и культурным подъемом древнерусских земель. Она способствовала развитию феодального землевладения, прогрессу в сельском хозяйстве, росту городов, число которых в XIII в. достигло 300. Замкнутое натуральное хозяйство разрушалось, городские мастера переходили к работе на рынок. Получило развитие ростовщичество, которое обеспечивало первоначальное накопление капиталов.

Политическое дробление Киевской Руси не повлекло за собой культурной разобщенности. Удельные княжества продолжали жить по законам «Пространной Правды». Общее религиозное сознание и единство церковной организации давали шанс для возможного будущего воссоединения княжеств. Вместе с тем раздробленность ослабила общий военный потенциал. Если княжества более или менее успешно противостояли половцам на юге и крестоносцам на западе, то они оказались совершенно не готовы дать отпор хлынувшим с востока в XIII в. войскам Чингисхана и его наследников.

I

Киевская земля. В середине XII в. реальная власть киевских князей уже ограничивалась пределами Киевского княжества и полуавтономного Поросья, заселенного вассальными от Киева черными клобуками. На севере Киевская земля граничила с Туровским княжеством и литовскими племенами, на западе и юго-западе — с Владимиро-Волынским и Галицким княжествами, на северо-востоке — с Черниговским княжеством, на востоке и юго-востоке — с Переяславским княжеством, на юге — с половецкой степью.

Боярские вотчины княжества располагались на плодородных черноземных землях. Большинство городов были центрами ремесла, представляя фактически весь круг ремесленного производства. Однако мирный труд земледельцев и ремесленников все чаще прерывался кровопролитными княжескими междоусобицами и опустошительными набегами половцев. Отрицательное влияние на хозяйственную жизнь оказало и изменение торговой коньюктуры. Половецкие кочевья перерезали торговые пути к Черному и Каспийскому морям. Серьезный удар по транзитной торговле Киева нанесли крестовые походы, которые открыли для итальянских, французских и немецких городов морской путь на восток через Средиземное море, непосредственно связав Западную Европу с Малой Азией и Византией.

Поскольку в Киеве пребывал митрополит, находились главные храмы и монастыри, он продолжал еще оставаться религиозным и культурным центром Руси. То, что митрополитом, как правило, был грек, не имевший прочных корней в какой-либо отдельной земле и стоявший как бы выше княжеских междоусобиц, несколько замедляло центробежные тенденции в политической жизни Руси. Но и среди церковных иерархов не наблюдалось должного единства, часть из них недвусмысленно выступала на стороне противников киевского князя.

Особенностью Киевского княжества была та роль, которую играли в его политической жизни черные клобуки, обязанные князю за предоставленные им земли военной службой. Нередко они влияли и на приглашение князя, оставаясь ему в дальнейшем верными вассалами в войнах, которые он вел с наседающими на южные границы княжества половцами и со всеми князьями, посягавшими на киевский стол. Все более активно вмешивались в вопрос о престолонаследии киевские бояре. Для устранения неугодных князей боярство становилось на путь заговора.

Когда после смерти Мстислава Владимировича Киев перешел к следующему сыну Мономаха — Ярополку (1132—1139), киевский стол номинально продолжал еще считаться «старейшим». С этого времени беспрерывные войны за бывшую столицу Руси между Мономашичами и черниговскими Ольговичами переплелись с борьбой первых между собой, т. е. северных ветвей Мономашичей (ростово-суздальских и смоленских) с южными, волынскими. После смерти Ярополка буквально несколько дней киевским князем был его брат Вячеслав Туровский, который, по сути, без борьбы отказался от престола в пользу Всеволода Ольговича Черниговского (1139—1146). Энергичный политик, князь Всеволод умело использовал самые сложные ситуации и побеждал одних своих противников с помощью других. Оставаясь князем черниговским, он владел и значительной частью бывшей Киевской державы.

Очень сложными были отношения Всеволода с митрополитом-греком Михаилом, который стремился ставить на епископство греков и поддерживал князей провизантийской ориентации. По приказу киевского князя были схвачены и арестованы новгородский владыка Нифонт и туровский епископ Аким. Митрополит Михаил в 1145 г. вынужден был выехать в Византию.

Подсчитано, что после смерти Всеволода до монгольского завоевания на киевском столе побывало более 20 князей (некоторые из них неоднократно княжили в Киеве и смена княжеской власти за это время происходила 47 раз). Вот только важнейшие эпизоды этой борьбы за власть.

В 1146 г. восставшие киевляне свергли брата Всеволода Игоря Ольговича, а местное боярство пригласило на княжение внука Мономаха Изяслава Мстиславича (1146—1154). Изяслав придерживался западной ориентации, его жена, дочь венгерского короля, была католичкой. Помимо Венгрии Киев в это время поддерживал дружественные отношения с Чехией и Польшей. В 1147 г. по инициативе князя был созван собор епископов, большинство участников которого отстаивало право Киева назначать себе митрополита без предварительного согласования с Константинополем. Митрополитом был избран и посвящен в этот сан в Софийском соборе Климент Смолятич. Против митрополита-славянина выступили «северные» иерархи во главе с новгородским, полоцким и смоленским епископами, продемонстрировавшими успехи своих городов в достижении независимости от Киева. Раскол митрополии на Руси стал очевидным.

Права Изяслава Мстиславича на киевский стол особенно упорно оспаривал его дядька — ростово-суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий, который привлек в качестве союзников галицкого и черниговского князей, а также половцев и Византию. В ходе продолжительной борьбы Киев дважды переходил к ростово-суздальикому князю. Только через некоторое время после смерти Изяслава, в 1155 г., Юрий в третий раз утвердился на киевском столе. Долгорукий умер в 1157 г., видимо, отравленный боярами. Киевляне разграбили его двор, перебили слуг и вообще всех, кто пришел с Юрием из Суздальской земли.

Вновь возобновилась борьба за киевский стол между смоленскими и черниговскими князьями. В 1167 г. в эту борьбу активно включился волынский князь Мстислав Изяславич, который стал киевским князем не порывая связей с Волынью. Мстиславу удалось нанести сокрушительный удар половцам при помощи огромного войска, в составе которого только по имени летопись упоминает 13 князей. Однако согласие нового киевского князя с другими русскими правителями продолжалось недолго.

Поводом к войне между киевским князем и хозяином Северо-Восточной Руси Андреем Юрьевичем Боголюбским послужило то, что в Новгороде вокняжился сын Мстислава Роман. Князь Андрей поддержал прогнанного новгородцами князя из династии смоленских Ростиславичей. В 1169 г. собранное Боголюбским в разных землях войско взяло и разграбило Киев. Такого разрушения древней столице Руси не причиняли даже половцы. Вместе с тем для князя Андрея «старейшинство» на Руси уже не было связано с владением киевским столом. Поэтому он посадил на княжение в Киеве своего брата Глеба (1169—1171). Титул великого князя киевского стал номинальным, лишенным былого значения.

Во второй половине XII в. боярство Киева использовало в политической борьбе систему «двуумвирата», приглашая на княжение одновременно представителей двух враждующих княжеских ветвей и тем самым частично устраняли усобицы, устанавливали относительное равновесие. Один из князей, который считался старейшим, жил в Киеве, а другой — в Вышгороде или Белгороде (он распоряжался землей).

Но в конце XII в. на земли Киевщины стал претендовать владимиро-суздальский князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. В острой междоусобной борьбе киевский стол попеременно занимали то галицко-волынский, то смоленский, то черниговский князья, подвергая Киев новым страшным разорениям.

Усобицы вокруг Киева продолжались и в те годы, когда над Русью нависла опасность татаро-монгольского нашествия. Но уже Даниил Романович Галицкий, в руки которого перешел Киев незадолго до взятия его в 1240 г. ханом Батыем, ограничился назначением в него своего наместника из бояр. Точно так же поступил и сын Всеволода Большое Гнездо Ярослав.

Галицко-Волынская земля. Сложный и противоречивый характер исторического развития юго-западных регионов древней Руси — Галичины и Волыни. Если какие из древних русских земель и могли бросить вызов возрастающему могуществу Северо-Восточной Руси, то это, бесспорно, Галицкое и Волынское княжества.

Галичина размещалась на восточных предгорьях Карпат, в верховьях Днестра и Прута. На востоке она граничила с раздольными и лесистыми равнинами Волыни. На восток же от Волыни лежали уже киевские земли. Если Галичине на ее западных и северных рубежах противостояли венгры и поляки, то единственными чужеземными соседями Волыни были литовские племена на севере.

Плодородные пахотные земли, мягкий климат, многочисленные реки и лесные массивы создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и разнообразных промыслов. Болотные железные руды и гончарные глины, залежи цветных металлов в Карпатах обеспечивали развитие ремесел: железоделательного, кузнечного, гончарного, ювелирного и др. В Прикарпатье имелись также большие залежи соли — товара, от которого зависела вся Русь. Через Галицко-Волынскую землю проходили важные торговые пути. Прогресс земледелия, ремесла и торговли, колонизационное движение из Киевщины и Переяславщины содействовали росту городов.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...