Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Попытки международно-правового регулирования религиозной и церковной деятельности предпринимались практически с момента возникновения современного международного права. Так, в Вестфальских мирных договорах (24 октября 1648 г.) гарантировалось равноправие трех религиозных вероисповеданий: кальвинистов, католиков и лютеран, а также содержались правовые нормы, касающиеся территориального церковного устройства и распределения церковной собственности.
Положения, направленные на обеспечение свободы религиозной деятельности, включались в Парижский мирный договор [18(30) марта 1856 г.], Берлинский трактат [1(13) июля 1878 г.], Версальский мирный договор (28 июня 1919 г.) и в другие договоры Версальской системы (1919-1923 гг.).
Религиозные и церковные вопросы издавна занимали значительное место в международно-договорной практике русских государств и Российской империи. Так, еще в договорах Великого Новгорода с Великим княжеством Литовским (ок. 1445 г.) затрагивались вопросы деятельности православной церкви на литовской территории и католического присутствия на «земле Новгородской».
Статус и права православной церкви были предметом целого ряда статей русско-польского Договора о «вечном мире» [6(16)1681 г.]. Положения и права православной церкви в Турецкой империи регулировались Кючук-Кайнарджийским мирным договором между Россией и Турцией, подписанным 10(21) июля 1774 г. Заключенный уже при советской власти Рижский мирный договор между РСФСР, УССР и Польшей (18 марта 1921 г.) гарантировал выполнение религиозных обрядов и права религиозных меньшинств на территориях участников договора в условиях полной свободы.
Проблемы религиозных свобод и церковной деятельности затрагивались в ряде документов СНГ, а также в Договоре 1992 года между Российской Федерацией и Польшей.
В основе современного международно-правового регулирования участия религиозных организаций в международных отношениях в конечном счете лежат права на свободу религии и религиозную деятельность, зафиксированные в форме международно-правовых обязательств или рекомендаций в таких международных документах, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1 августа 1975 г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений (25 ноября 1986 г.).
Нормативное содержание понятия свободы совести и свободы религии, в том виде как оно сложилось в настоящее время, предусматривает возможность беспрепятственно исповедовать религию или убеждения; делать это как индивидуально, так и сообща с другими в публичном или частном порядке; в формах богослужения, проповеди, отправлений религиозных и ритуальных обрядов. Это право включает также свободу выбирать или менять религиозные убеждения либо не исповедовать никакой религии.
Любое ограничение свободы религии и религиозной деятельности должно быть совместимым с международными обязательствами конкретного государства и не противоречить общепризнанным нормам международного права. Такие ограничения могут устанавливаться в соответствии с государственными законами и только в случаях, необходимых в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия и согласия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
Важное значение в плане конкретизации права на свободу религии и религиозной деятельности, включая взаимоотношения между государством и религиозным объединением в области международных отношений, имеет Итоговый документ Венской встречи 1989 года представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
В нем, в частности, впервые была изложена система мер, гарантирующая функционирование религиозных объединений как самостоятельных церковных структур. Она, в частности, предусматривала:
— предоставление религиозным объединениям статуса, соответствующего их внутреннему правопорядку, то есть религиозно-правовым (каноническим) нормам;
— право религиозных объединений организовываться в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим соответствующим требованиям и стандартам, а также любым свободно достигнутым договоренностям между ними и их государствами;
— содействие созданию климата взаимной терпимости и уважения между верующими различных объединений, а также между верующими и неверующими;
— разрешение подготовки персонала в соответствующих учреждениях;
— уважение права верующих и религиозных объединений приобретать и использовать священные книги, религиозные издания на языке по своему выбору и другие предметы и материалы, относящиеся к исповеданию религии или веры;
— разрешение религиозным объединениям, организациям и учреждениям производить, импортировать и распространять религиозные издания и материалы;
— участие религиозных объединений и организаций в общественном диалоге, в том числе через средства массовой информации;
— право религиозного объединения или организации заниматься благотворительной деятельностью, испрашивать и получать добровольные финансовые и другие пожертвования.
Соблюдение сложившейся в современном международном праве системы религиозных прав и свобод, включающей право религиозных объединений участвовать в международных отношениях, составляет одну из основ современного международного правопорядка и гарантирует стабильность мирового сообщества.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 981 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!