Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Международные религиозные организации в зависимости от особенностей их внутренних установлений и структуры, порядка образования и территориальной сферы деятельности могут быть разделены на три основные категории:
— отдельные религиозные конфессии (церкви), которые представляют собой единую целостную систему с собственной иерархической структурой, носящей международный, надгосударственный характер. К таким организациям, к примеру, относятся Римско-
католическая церковь, располагающая независимым религиозно-административным центром — Ватиканом; Русская православная церковь, составляющие части которой (епархии) расположены на территориях Российской Федерации, Украины, Белоруссии, других стран СНГ, а также в Австрии, Аргентине, Бельгии, Великобритании, Германии, Латвии, Эстонии и Японии; Восточные церкви (патриархата), церковная юрисдикция которых охватывает как отдельные регионы, так и целые континенты;
— межцерковные международные организации, учрежденные отдельными религиозными конфессиями (церквами) как наднационального, так и национального характера. Среди них наиболее известны: Всемирный совет церквей, Всемирный баптистский союз, Всемирная лютеранская федерация, Всемирный методистский совет, Всемирный альянс реформатских церквей, Паке Кристи, а на региональном уровне — Конференция европейских церквей, Совет епископских конференций Европы, Всеафриканская конференция церквей, Христианская конференция Азии;
— объединения отдельных религиозных групп, ассоциаций, братств, сестричеств, религиозных орденов в целях совместных действий на международной арене. Всего в настоящее время только официально зарегистрировано более 600 таких религиозных организаций.
При всем разнообразии религиозных организаций, участвующих в международных отношениях, их главной отличительной чертой служит религиозная мотивация действий, которые направлены на достижение в рамках мирового сообщества целей и задач, основывающихся на установках и ценностях религиозного и духовного характера.
При этом религиозные организации руководствуются собственными религиозно-правовыми представлениями, основанными (для организаций христианского толка) на нормах канонического (внутрицеркбвного) права. Каноническое право представляет собой совокупность правил (канонов), которые регулируют внутрицерков-ные отношения, связи с внешним миром, порядок церковного управления, иерархическое устройство и внутрицерковную дисциплину, а также определяют круг лиц (сообщество верующих), принадлежащих к данной религиозной конфессии.
В современном международном праве только начинает складываться отдельная группа правовых норм, регламентирующая участие религиозных организаций в международных отношениях, включая порядок их создания и функционирования, взаимоотношения с другими международными организациями и государствами.
В этой связи возникает достаточно сложный вопрос о соотношении трех различных правовых систем, каждая из которых по-своему регулирует деятельность религиозных организаций в области международных отношений: международного права, внутригосударственного права, а также норм внутрицерковного канонического права.
На практике многие религиозные объединения и организации, особенно имеющие международную иерархическую структуру, как правило, состоят из национальных религиозных организаций, зарегистрированных в качестве юридических лиц в установленном национальным законодательством порядке. К примеру, Федеральный закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» определяет религиозную организацию как «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих в Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке зарегистрированное в качестве юридического лица» (ст. 8, п. 1).
Русская православная церковь зарегистрирована в Российской Федерации в виде единой целостной системы со всей иерархической структурой и составляющими ее частями и учреждениями, обладающими правом юридического лица.
На характере и объеме участия религиозных организаций в международных отношениях, как самостоятельного, так и в составе религиозных объединений, имеющих международную структуру, не могут не отражаться особенности и формы государственно-церковных взаимоотношений в отдельных странах. Следует учитывать, что в современных международных отношениях участвуют как светские государства, следующие принципу отделения религии и церкви от государственной власти, так и страны, в основном с исламскими традициями, которые исходят из единства государственного и религиозного начал. В ряде европейских государств (Англия, Греция, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция) существует официальная государственная религия, закрепленная в качестве таковой в конституционном порядке. Согласно Конституции Италии, государство и католическая церковь каждая в своей области «независимы и суве-ренны». Показательно, что в Маастрихтский договор о создании Европейского Союза включено положение, согласно которому нормы договора не распространяются на характер государственно-церковных отношений в каждой отдельной стране — члене Европейского Союза.
В этом контексте особое значение приобретает важность совпадения соответствующих принципиальных правовых подходов как в международном, так и во внутригосударственном праве. Во всяком случае, считается общепризнанным, что регулирование государственно-церковных отношений в отдельных странах, включая взаимоотношения религиозных организаций с религиозными организациями или религиозными центрами, находящимися вне пределов данного государства, должно соответствовать общепринятым принципам международного права. Вместе с тем любое государство должно воздерживаться от вмешательства в вероучительную сторону деятельности и в иные внутренние установления религиозных организаций постольку, поскольку они не нарушают внутреннее законодательство.
Религиозные организации, участвующие в международных отношениях, могут становиться носителями определенных прав и обязанностей, и в своих действиях должны руководствоваться принципами и нормами международного права. Однако, согласно наиболее распространенной точке зрения, они не обладают международной правосубъектностью. Это относится и к Римско-католической церкви, несмотря на то что ее руководящий административный центр Ватикан (Святой Престол) может быть отнесен к субъектам международного права.
Религиозные объединения и организации создаются и выступают в международных отношениях, как правило, независимо от каких-либо межгосударственных договоренностей. Их международно-правовая квалификация зависит, таким образом, прежде всего от конкретного содержания их деятельности в сфере мировой политики и характера взаимоотношений с другими международными организациями, а также с различными государствами.
Международные религиозные организации и объединения могут обладать консультативным статусом и участвовать в таком качестве в деятельности международных межправительственных организаций, включая ООН и ее специализированные организации, а также в различных региональных организациях: Европейском Союзе, Лиге арабских государств, Организации Исламская конференция и т.д.
' Все это сближает правовую природу международных религиозных объединений и организаций с категорией международных неправительственных организаций, а религиозные организации нецерковного характера, состоящие из религиозных групп, ассоциаций, отдельных лиц из различных стран, практически идентичны им.
В международной сфере религиозные организации наиболее активно участвуют в контрольной, правотворческой, информационной и консультативной деятельности. Возрастает их влияние в миротворческой области, включая урегулирование международных конфликтов, разработку инициатив, направленных на укрепление в международных делах климата доверия, диалога и солидарности. Международные религиозные организации по традиции уделяют особое внимание выработке и совершенствованию правовых норм и проектов отдельных соглашений в вопросах обеспечения прав человека, национальных и религиозных меньшинств, прав семьи и ребенка. Важное значение для подготовки действующих норм международного права по обеспечению религиозной свободы имели, в частности, решения Всемирного совета церквей, принятые на Ассамблеях в Амстердаме в 1948 году, в Дели в 1961 году, на Исполкоме Комитета церквей по международным делам в Женеве в 1965 году и на Ассамблее в Найроби в 1975 году.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2781 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!