Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религия и богослужение во времена царей



Обетование о Спасителе в этот период нашло ясное подтверждение в славном обетовании Давиду, что Бог восставит ему семя его, престол которого устоит вовеки, и этому семени Он будет Отцом, а оно Ему Сыном (2 Цар. 7:12-16). Давид не мог относить этого обетования к своему преемнику и потому понял его в том именно смысле, как истолковал его впоследствии ап. Павел: в смысле обетования о духовном преемнике и «Сыне Давидовом», Сыне Божием, Спасителе мира и Царе вселенной, престол которого «устоит во веки». Кроме этого обетования, подтвержденного и в завeтe с Соломоном (3 Цар. 9:5), мысль о будущем Избавителе в это время проникает всю жизнь народа: само политическое могущество его было прообразом духовного могущества Мессии, и цари его, особенно Давид и Соломон в лучшие периоды их жизни, были явными прообразами Спасителя — первый прообразом Его как Царя победы, второй — как Царя мира.

Все псалмы Давида переполнены выражениями пламенного ожидания Мессии и самыми ясными пророчествами обо всех событиях Его земной жизни, от рождения до страдания и смерти, от воскресения до прославления одесную Отца. Пророческие псалмы Давида представляют ясное доказательство того, как живо было в лучшем народном сознании великое обетование Божие о Спасителе мира, и как религиозно-нравственный дух человечества жаждал исполнения этого обетования.

Внутреннее оживление религиозно-нравственного чувства нашло свое полное выражение в развитии богослужения и связанных с ним обрядов и учреждений. В этом отношении неизмеримые услуги делу истинной религии и ветхозавeтной церкви оказал Давид своими церковно-религиозными учреждениями. Будучи сам боговдохновенным псалмопeвцем и пророком, он употреблял всe свои усилия к упорядочению и возвышению богослужения. Перенеся ковчег завeта в Иерусалим, он произвел полное преобразование в порядкe левитского служения, установив правильное и постоянное богослужение в скинии. С этой цeлью избраны были три семейства братьев-пeвцов, чтобы «они провещали на цитрах, псалтирях и кимвалах». Под руководством этих искусных певцов (Асафа, Емана и Идифуна, имена которых значатся в надписании многих псалмов) образовался многочисленный хор в 288 человек, который вмeстe со служащими левитами и священниками «славословил, благодарил и превозносил Господа Бога Израилева».

Всех левитов отделено было на служение 4 000 человек, а остальные левиты в количестве 34 000 человек были распределены на различные службы при скинии в качестве привратников, носильщиков священных сосудов и других принадлежностей скинии, помощников священникам в принесении жертв и совершении других обязанностей своего служения.

Для исполнения высших обязанностей священнослужения были назначены потомки двух сыновей Аароновых — Елеазара и Ифамара. Хотя Аарону собственно наследовал старший сын его Елеазар, но честь первосвященства некоторым образом делил с ним и Ифамар, к дому которого иногда всецело переходило первосвященство (например, в лице первосвященника Илия). Во время Давида мы видим представителей обеих этих линий в лице великих священников Садока и Авиафара, из которых один первосвященствовал в старой скинии в Гаваонe, а другой в новой скинии — в Иерусалиме. Дом Елеазара числом священнических семейств вдвое превосходил дом Ифамара, так как по переписи, произведенной Давидом, в первом было шестнадцать, а во втором только восемь семейств. Двадцать четыре главы этих семейств были сделаны при Давиде начальниками двадцати четырех «чред», т.е. очередных служений в храме, на которые последовательно являлись члены этих священнических семейств.

На такие же «чреды» разделены были и левиты, и певцы, которые и отправляли богослужение совместно с соответствующими чредами священников. «Чреда», по всей вероятности, начиналась в субботу и продолжалась в течение недели. Разделение это в точности соблюдалось до позднейшего времени, как это видно из истории Захарии, отца св. Иоанна Крестителя, который удостоился бывшего ему видения ангела, «когда он в порядке своей чреды служил пред Богом» (Лук. 1:8).

Учрежденный в скинии порядок служения перенесен был и в храм Соломонов, где, однако, для возвышения торжественности богослужения участились случаи, когда при богослужении участвовали одновременно все двадцать четыре чреды, как это было при освящении храма. С освящением храма все богослужение сосредоточивалось в нем, а старая скиния в Гаваонe потеряла всякое значение; вмeстe с тeм с извержением Авиафара из священного сана (за принятое им участие в политическом заговоре Адонии) первосвященство в вeтви Ифамара окончательно прекратилось и сосредоточилось в ветви Елеазара, в лице Садока, помазанного на первосвященство при Соломоне.

Церковная обрядность при богослужении в это время получила широкое развитие, но только с внешней стороны, в смысле пышности и величия. В существенном она оставалась такой же, какой установлена была Моисеем при скинии, хотя, соответственно новым потребностям, явились и новые обряды. Таков особенно обряд помазания на царство. Оно было частное и торжественное. Первое обыкновенно совершал пророк, как исполнитель воли Божией, а второе совершал при общенародном собрании главный священник или первосвященник, как посредник между волей Бога и волей народа. При помазании употреблялся елей, как видимое орудие сообщения благодати Божией. Посвящаемому вручалась книга закона, с которой он должен был сообразовываться во всей своей жизни и управлении.





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 428 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...