Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Абстрактный – отвлеченный, взятый сам по себе без учета конкретных условий и обстоятельств.
Адекватный — во всех отношениях соответствующий, согласующийся, соразмерный.
Адепт – ревностный приверженец какого-либо учения, идеи.
Аксиология – философское учение о ценностях.
Антагонизм — непримиримое противоречие.
Антропогенный — связанный с деятельностью человека.
Антропология – совокупность наук, в центре которых стоит человек как планетарный феномен.
Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами явлений природы, животных предметов, а также представление богов в человеческом образе.
Антропоцентризм – мировоззренческая позиция, в соответствии с которой человек оказывается в центре мироздания в качестве венца творения и меры всех вещей.
Априорный — доопытный. Образ, идея, понятие, сформировавшееся у человека до опыта и независимо от опыта.
Аскетизм – воздержание, ограничение и подавление желаний, отказ от жизненных благ.
Атрибут — неотъемлемое свойство.
Биогенный – происходящий от живого организма, связанный с ним.
Верификация – проверка опытным путем, доказательство.
Витальный - относящийся к жизни, органическому началу, биологическим стихиям.
Гипотетический — предполагаемый, основанный на предположении (гипотезе).
Гедонизм - тип поведения, образ жизни, направленный на получение удовольствий и избегание страданий.
Гетерогенный - разнородный, состоящий из качественно различных начал.
Гносеология (от греческих слов γνώσις — знание, и λόγος) — учение о познании.
Дедуктивный — метод, способ исследования или изложения, при котором частные положения логически выводятся из общих суждений, аксиом, правил, законов.
Деструктивный – разрушительный
Дезинтеграция — распад.
Детерминизм — философское учение о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений.
Диалектика — философское учение о движении, развитии, изменении.
Дифференциация — разделение, различение, расслоение целого на многообразные части, ступени, формы.
Догматизм – некритическое мышление, опирающееся на неизменные положения и формулировки, принимаемые в качестве безусловных истин.
Дуализм – мировоззрение, исходящее из равенства двух начал бытия (душа и тело, материя и сознание и др.)
«Золотого миллиарда» концепция – система взглядов, в соответствии с которой для благополучного развития общества и удовлетворения материальных и духовных потребностей человека на уровне развитых стран численность мирового населения должна составлять не более 1 млрд. чел.
Идеал — полное совершенство, представление о таком совершенстве.
Идеализм – философская позиция, в соответствии с которой основание мира усматривается в некой нематериальной сущности (идее, Боге, сознании и т.п.).
Имманентный - внутренне присущий, а не привнесенный или заимствованный извне.
Индетерминизм — позиция, в противоположность детерминизму отрицающая всеобщую взаимообусловленность и взаимосвязь событий и явлений.
Интеграция – объединение в целое каких-либо частей, элементов.
Императив – повеление, настоятельное требование.
Информационная революция — этап развития научно-технической революции, когда информация становится важнейшим ресурсом.
Иррационализм — позиция, отрицающая возможность разумного логического познания действительности.
Каузальность — причинность, закономерная связь причины и следствия.
Консьюмеризм – потребительство, неуемная жажда потребления.
Коэволюция —совместное гармоничное развитие человека и биосферы.
Креационизм — религиозная концепция, в соответствии с которой все сущее появилось в результате божественного творения.
Латентный – скрытый, не обнаруживающий (до поры до времени) видимых признаков.
Материализм — философская позиция, в соответствии с которой мир в основе своей материален, существует объективно, независимо от сознания.
Ментальность – исторически обусловленная специфика мышления представителей разных стран и культур.
Метафизика в догегелевской и современной западной философии – учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин, употребляющийся как синоним философии.
Метод – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.
Методология — учение о методе, выработка принципов создания новых методов познания.
Мистика — нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.
Модус — временное свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях.
Монизм — мировоззренческая позиция, исходящая, в противоположность плюрализму, из какого-то одного начала.
Негативный — отрицательный, противоречащий чему-либо.
Ноумен — умопостигаемая сущность, предмет внечувственного созерцания.
Образ — чувственное или рациональное представление, сформировавшееся в процессе практической деятельности и познания.
Объективный – существующий вне и независимо от сознания
Оккультизм — система суеверных представлений о таинственных сверхъестественных силах, познать которые, якобы, могут только «посвященные».
Оппозиция — противодействие, явное или неявное сопротивление чему-либо.
Пантеизм — философское учение, отождествляющее Бога с природой.
Парадигма — совокупность признанных в данный момент научным сообществом предпосылок, определяющих конкретное научное исследование.
Перцепция — восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.
Плюрализм – множество различных позиций во взглядах на одни и те же вещи, явления, события.
Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Редукционизм — упрощающение; трактовка тех или иных явлений и процессов, связанная с сведением высших форм к низшим (например, духовных факторов к экономическим, технологическим или биологическим).
Релятивизм — мировоззренческая позиция, в соответствии с которой все наши знания, ценности и оценки лишь относительны, условны.
Рефлексия — размышление, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний.
Сакральный — священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу.
Сенсуализм — философское направление, преувеличивающее роль чувственного познания в ущерб рациональному.
Символ — знак, образ, воплощающий какую-либо идею.
Синкретизм — нерасчлененность, смешение разнородных элементов, обусловленное неразвитым состоянием какого-либо явления.
Система – совокупность взаимосвязанных элементов, представляющих некую целостность, единство.
Скептицизм — философская концепция, выражающая сомнение в возможности познания человеком объективной действительности.
Стереотип — относительно устойчивый и упрощенный образ действительности, поведения, мышления, зачастую навязываемый извне и некритически принимаемый индивидом.
Субстанция — первооснова, сущность всех вещей и явлений, не нуждающаяся ни в ком и ни в чем для своего существования.
Субъективный – личностный, свойственный только данному лицу, субъекту.
Сциентизм — абсолютизация роли науки в системе культуры, в жизни общества.
Теология — система религиозных вероучений.
Теоцентризм — философская позиция, ставящая в центр всего миропонимания Бога.
Техногенный — связанный с техникой, обусловленный ее влиянием.
Технократический — придающий технике первостепенное значение.
Технооптимизм — мировоззренческая позиция, преувеличивающая роль научно-технического прогресса в решении различных проблем.
Технопессимизм — мировоззренческая позиция, в соответствии с которой научно-технический прогресс объявляется источником и причиной деградации общества и природы.
Технотронное общество — общество, вступившее в эру компьютерных технологий.
Трансцендентальный — выходящий за пределы, предельно общий.
Универсальный — всеобъемлющий, разносторонний.
Унитарный – единый, объединенный, составляющий одно целое.
Фальсификация – опровержение.
Фатализм — учение о предопределенности и всеобщей необходимости, не оставляющей места случайности.
Феномен — явление, данное нам в опыте чувственного познания.
Феноменология — философское учение о феноменах как идеальных сущностях, обладающих непосредственной достоверностью.
Флуктуация — колебание, случайные отклонения от расчетных параметров.
Футурология — наука о будущем.
Холизм — философская теория, трактующая целое (целостность) как высшее философское понятие, синтезирующее в себе субъективное и объективное. Согласно холизму высшая конкретная форма организации целостности — человечная личность.
Эвристический — творческий, осуществляющий прорыв в познании неизвестного.
Эгалитаризм — идейно-политическое течение, выступающее за всеобщее равенство, вплоть до уравнительного распределения.
Эзотерический — тайный, предназначенный для посвященных.
Экзотерический — явный, открытый, предназначаемый для общего пользования.
Экзистенциализм — философское направление, в центре внимания которого – проблемы смысла жизни, свободы и ответственности человека.
Экология — наука о взаимоотношении живых существ с окружающей средой.
Экологический кризис — обострение экологической проблемы, когда ее последствия принимают необратимый характер.
Экологическая проблема — нарушение баланса живых организмов с окружающей средой.
Экстравертивный — направленный вовне (наружу).
Экстраполяция — распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть.
Экуменизм – движение за объединение христианских церквей.
Эмпирический — происходящий из опыта.
Эпистемология — философское учение о познании.
Этногенез — происхождение народностей или наций.
Этнос (этническая общность) — исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей, представленный племенем, народностью, нацией.
Этимология – происхождение того или иного слова.
[1] Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН. Т.4. – М.: Мысль, 2002. С. 195.
[2] Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. С. 726.
[3] Никифоров А.Л. Природа философии: основы философии. – М.: Идея-Пресс, 2001. С. 55.
[4] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 32-34
[5] Богомолов А. С. Античная философия. М., МГУ, 1985. С. 3.
[6]Степин В.С. Наука // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. – М. – СПб. – Н.-Й., 2006. С. 591.
[7] Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 14-15.
[8] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 412.
[9] Термин «античный» (лат. antiqus— древний) употребляется для обозначения истории, культуры, философии Древней Греции и Древнего Рима.
[10] Эпохой эллинизма принято считать греческий мир после Александра Македонского до завоевания его римлянами. Он охватывал Средиземноморье, Ближний Восток и Северную Африку. Культура греков (эллинов) была воспринята культурами этих регионов, образовав культуру эллинизма.
[11] Цит. по.:Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985. С. 42.
[12] Богомолов А.С. Указ.соч. С. 43.
[13] Цит. по:Реале Д., Антисер Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность. СПб., 1994. С. 28.
[14] Антропоморфизм — приписывание мифическим существам (богам, духам и т.п.) свойств и особенностей человека.
[15]Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 158-159.
[16] Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969. С. 327.
[17] Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. С. 316.
3-643
[18] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 116.
[19] Цит. по: Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988. С. 180.
[20] Цит. по:Реале Д., Антисер Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность. С. 151.
[21] Цит. по:Реале Д., Антисер Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность. С. 185.
[22] Богомолов А.С. Античная философия. С. 308.
[23] Цит. по:Реале Д., Антисер Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность. С. 199.
[24]Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.
[25] Там же. С. 6.
[26] Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С. 41.
[27] Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. С. 602.
[28]Антология мировой философии. Т. 1.4. 2. С. 585.
[29]Цит. по книге: Рассел Б. История западной философии. С. 369.
[30] Аврелий Августин. Исповедь. М., 1992. С. 170.
[31]Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. С. 344.
[32]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 287-288.
* В историко-философской литературе часто употребляется термин “арабоязычная философия”. Однако употребление термина арабо-мусульманская философия представляется более корректным, поскольку, с одной стороны, арабский язык служил языком культуры и науки, а с другой - творцами этой философской традиции были мусульманские народы (арабы, персы, тюрки, берберы и др.).
[33] Содержание основных положений своей системы Гегель раскрывает в «Энциклопедии философских наук» в 3-х томах, «Феноменологии духа», «Науке Логики», «Философии права», «Лекциях по истории философии», «Философии истории», «Лекциях по философии религии», «Лекциях по эстетике».
[34] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 205-206.
[35] Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М., 1966. С.17.
[36] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С. 21.
[37] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С. 6-7
[38] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С.6-7.
[39] Гельвеций К.А. Соч. в двух томах, Т.2. М.1974. С.11.
[40] Фейербах. Избр. Филос. Произв. М., 1955. Т.1.С.202.
[41] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3.С.3.
[42] Там же, Т.19. С.380.
[43]
[44] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.1-2.
[45] Там же, С. 2.
[46] Джемс У. Зависимость веры от воли. СПб., 1904. С. 35.
[47] Кант И. Соч. Т. 2. М., 1964. С. 295.
[48] Бергсон А. Творческая эволюция. М.; СПб., 1914. С. 1.
[49] Вольтер. Философские сочинения. М., 1988. С. 677.
[50] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131.
[51] Мячин Ю.Н. Новые представления о мире, материи и нашей Вселенной /В кн.: Онтология, гносеология, логика и аналитическая философия. Материалы Первого Российского философского конгресса. Т. III. СПб., 1997. С. 101.
[52] См.: Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 28—30.
[53] Шрейдер Ю.А. Загадочная притягательность философии (субъективные заметки) // Вопросы философии. 1996. № 7. С. 168.
[54] см.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 470.
[55] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 23. С. 189.
[56] Юм Д. Трактат о человеческой природе. Соч. Т.1. М., 1966. С.130—131.
[57] Цит. по: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. С. 370.
[58] Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия», 2006, № 1(11). С. 46.
[59]Энгельс Ф. Л.Фейербах и конец классической немецкой философии. – М.: «Политиздат», 1975, с. 18.
[60]Юм Д. Исследования о человеческом познании. – Сочинения в 2 т. Т.2. – М.: Мысль, 1996, с.28
[61]Кант И.Пролегомены. - М. – Л.:ОГИЗ, 1934. С. 147.
[62] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч. 2. Изд. т.З.с.29
[63] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология, с.24.
[64] Ленин В.И. Философские тетради. – Полн.собр.соч., т.29. с.301.
[65] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 582.
[66] См.: Введение в философию. В 2 ч. Ч. 2. /Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. – М.: Политиздат, 1989. С. 339.
[67] См.: Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн.собр.соч., т.18, с. 123.
[68] Введение в философию, ч. 2. С. 355.
[69] См.: Энгельс Ф. «Анти-Дюринг». – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. С.87-88.
[70] Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. С.75.
[71] Там же, с. 75.
[72] Маркс К. «Тезисы о Фейербахе». – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3. С. 1.
[73] Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т. 13. С. 7.
[74] Маркс К., Энгельс Ф.Соч. Т. 8. С. 119.
[75] Ключевский В.О. Соч. Т. 5. С. 132. Там же. С. 133.
[76] Там же. С. 133.
[77] Там же. С. 133.
[78] Там же. С. 133—134.
[79] Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. С. 81.
[80] Там же. С. 82. Там же. С. 82.
[81] Там же. С. 82. Там же. С. 82—83.
[82] Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 432.
[83]Ерасов Б.С. Цивилизация: смысл слова и определение термина. - Цивилизация. Вып.4. М.,1997. с.172.
[84]Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.3.Время мира. М., 1992, с.62,.
[85]Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991, сс. 85, 129.
[86]Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993, с. 131.
[87]Там же, стр. 151.
[88]Тойнби А.Дж., Постижение истории. М., 1991, стр. 40.
[89]Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991, стр. 87.
[90]там же, с. 120
[91]там же, с. 80
[92]См. там же, сс.587, 597-599.
[93]Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 46 ч.1, с21.
[94]Маркс К. Капитал. Т.1. М., 1973, с. 10.
[95]там же.
[96]См.: Маркс К. и Энгель Ф. Соч., т.25, ч. II, с. 359.
[97]Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46 ч. 1, с. 43, 42.
[98] «Разработка Марксом вопроса о связи производительных сил (под которыми он обычно понимал состояние технологии) с производственными отношениями (под которыми он понимал различные аспекты человеческой организации и особенно права собственности) представляла собой пионерные усилия, направленные на соединение пределов и ограничений технологии с пределами и ограничениями человеческой организации» - (Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997, с. 168).
[99] Аристотель. Соч. в 4 т. М. 1984. Т.4. С. 378.
[100] Гоббс Т. Избр. произв. М., 1964. Т. 2. С. 197.
[101] Ильин И.А. Собр. соч. М., 1994. Т. IV. С. 111.
[102] Там же. С. 130.
[103] Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 169—170.
[104] Ильин И.А. Собр. соч. М., 1994. Т. 4. С. 122.
[105] Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 365.
[106] См.: Мотрошилова Н.В. О современном понятии гражданского общества. // Вопросы философии. 2009, №6. С. 24.
[107] См. Гегель. Философия права. §§182-188.
[108] Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. М., 1883. С. 242-243.
[109] Aron R. Leḉons sur l’histoire. Paris, 1989. P. 149.
[110] Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989. С. 293.
[111] Там же. С. 296.
[112] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 12, С. 189.
[113] Цит. по: Bull, J. P. 1959. “The Historical Development of Clinical Therapeutic Trials.” Journal of Chronic Diseases 10(3): 218–248.
[114] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 265.
[115] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 40.
[116] Будда. Конфуций. Жизнь и учение. М., 1995, с. 139.
[117] Будда. Конфуций. Жизнь и учение. М., 1995, с. 194.
[118] Вивекананда Свами. Философия йога. Магнитогорск, 1992, с. 488—489.
[119] К а н т И. Соч. Т. 6. М., 1966, с. 351.
[120] Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 187.
[121] Бердяев Н.А. Смысл творчества. С. 293—294.
[122] Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 16.
[123] Бердяев Н. Смысл творчества. С. 296.
[124] Фромм Э. Душа человека. С. 18—19.
[125] Там же. С. 19.
[126] Кант И. Соч. Т.6. М., 1966. С. 357.
[127] Для того чтобы, условно говоря, не выбрать «сепоку», т.е. обязательное вспарывание живота, как выбирали японские самураи при противоречии между нормами преданности роду и императору - необходимо действительно глубоко анализировать каждую ситуацию предполагаемого нравственного действия.
[128] В литературе по сложившейся традиции они именуются обычно «культурами» или «цивилизациями», что на самом деле является существенным упрощением, не позволяющем с достаточной полнотой выразить многогранную суть общественных систем, вступающих в
[129] Харенберг Б. Хроника человечества. – М., Слово, 2000, с.387.
[130] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991. С. 141.
[131] П.Т. де Шарден. Феномен человека. М., 1987. С. 194.
[132] Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. С. 123-124.
[133] Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. С. 209.
[134] Энгельгардт В. А. Наука, техника, гуманизм /Вопросы философии. 1980. № 7. С. 92.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1435 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!