Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальная система как одна из ведущих адаптационных систем организма



По современным представлениям ключевую роль в де­ятельности ГГАКС играют нейросекреторные клетки (НСК) гипо­таламуса, продуцирующие нейрогормоны (НГ), активирующие кортикотропную функцию гипофиза. Основным из них является кортиколиберин (КЛ) – 41-членный пептид. Наряду с ним кортикотропин-освобождающей активностью обладает вазопрессин (ВП), апри действии ряду стрессоров и окситоцин (ОТ). В период беременности АКТГ, ВП, ОТ продуцируются пла­центой – временным эндокринным органом.

Основными структурами мозга, в клетках которых синтезиру­ются КЛ, ВП и ОТ служат паравентрикулярные ядра (ПВЯ) ги­поталамуса. При стрессе наблюдали изменение функциональной электрической активности ПВЯ. Гипоталамические аденогипозотропные центры как нейропроводниковым способом, так и гуморально, связаны и еди­ный гипоталамичсский нейроэндокринный комплекс. Высокая скорость и эффективность управления гипофизом, периферичес­кими железами и органами-мишенями со стороны гипоталамуса обусловлена наличием у высших животных и человека трех каналов связи – трансвентрикулярного, парааденогипофизарного и транса-деногипофизарного. Включение каждого из них детерми­нировано периодом онтогенеза и, по-видимому, силой и/или дли­тельностью стрессора. Через ПВЯ осуществляется и механизм обратной связи и регу­ляции функции коры надпочечников. Установлено, что на нейронах ПВЯ происходит пространственно-временная суммация нервных импульсов, поступающих из других отделов гипоталамуса и внегипоталамических труктур. Таким об­разом, ПВЯ выполняют роль интегратора. Согласно современным данным, трансформация нервных им­пульсов в гормональные на уровне гипоталамуса осуществляется с помощью нейромедиаторных систем, основным компонентом ко­торых являются гипоталамические нейроамины: ДОФА, норадреналин, серотонин. Выделяемый кортикотропоцитами кортикотропин и является каналом, через. Который осуществляется связь между нервной регуляцией и глюкокортикоидной функцией коры надпочечников.
Кортикотропин выступает как в роли тропного гормона коры надпочечников, так и в роли модулятора действия «главных» НГ и НТ. АКТГ работает в области аксонных терминалей нейронов, способствуя усилению активирующего влияния главного (ведущего) НТ и обуславливая тем самым процессы следовой деполяризации на мембране нейрона. На уровне аденогипофиза замыка­ется. короткая обратная связь в ГГАКС. Таким образом, физиологическая роль обратных связей заключается в стабилизации функций организма. Кора надпочечника – эффекторное звено ГГАКС. Обладая; высокой функциональной лабильностью; она принимает активное участие, в реакциях, направленных. на поддержание постоянство внутренней среды организма уже на ранних этапах онто­генеза.

Кора надпочечных желез контролирует созревание мозгового слоя надпочечников, размер тимуса, и число гемопоэтических и гликогенсинтетических клеток в печени. Опосредо­ванно, изменяя концентрацию серотонина в мозговой ткани глюкокортикоиды влияют на проницаемостъ гематоэнцефалического барьера. Кроме того, зародышевые надпочечники являются единственным источником дегидроэпиандростерона – предшественника плацентарных гормонов. Принципиально важно, что точкой приложения действия глюкортикоидов является генетический аппарат клетки. Доказано вмешательство кортикостероидов через и-РНК в процесс транскрипции и механизм синтеза белка. Поэтому при нарушении баланса глюкокортикоидов в ранние сроки онтогенеза возможны повреждения генетических механизмов информации, нарушение функциональной, дйфференпировки и постнатального роста и развития репродук­тивной функции.

Не менее значимо участие глюкортикоидов в созревании сурфактантной системы легких плода играющей важнейшую роль в возникновении синдрома дыхательных расстройств у новорожденных и ранней постнатальной смертности. Кортикостероиды и АКТГ,а возможно, и инсулин. способны осуществлять пре и постнатальный импритинг функционально незрелых нейроэндокринных механизмов. Изменение уровня глюкокортикоидов в пренатальном периоде приводит к снижению аффинности в центральных структурах мозга, сохраняюшссся и у взрослых потомков. Кроме того, кортикостероиды изменяют обмен медиаторов и модуляторов синаптической передачи, (биогенных аминов, ГАМК, ц-АМФ, нейропетидов) в синаптосомах, выделенных из различных. структур мозга. Гормоны влияют на захват и высвобождение медиаторов их предшественников и метаболитов синаптосомами, на активность ферментов синтеза и превращения медиаторов, -на медиаторно-рецепторные взаимодействия, оказы­вая тем самым влияние на передачу сенсорных сигналов в гипоталамические центры.

Другие гормоны (гормоны гипофиза., гипоталамуса) также оказывают значительное воздействие на обмен биогенных аминов в различных структурах нервной системы, различные стороны мета­болизма, включая и обмен медиаторов в нервной клетке. Роль гормонов заключается в стимуляции само­го важного этапа в процессе модуляции активности аденилатциклазы: замене ГДФ на ГТФ и обеспечении максимального (или минимального) синтеза ц-АМФ. Степень стимуляции зависит от дозы кортикостероидных гормонов и пропорциональна количеству их ядерных рецепто­ров.

Кортикотропин также активизирует фосфорилазы коры над­почечников, повышает активность гидроксилаз, участвующих в синтезе кортизола, кортикостероидов и оказывает на клетки коры надпочечников трофическое действие. И, наконец, гормоны ГГАКС обеспечивают способность орга­низмов млекопитающих соответствующим образом реагировать на самые разнообразные формы биологического стресса. В имеющихся единичных работах указываетсн научастие ГГАКС и в реакции на загрязнение окружающей среды. В частно­сти, выявлен более высо­кий уровень коргизола в плазме крови детей из загрязненного» района по сравнению с чистым, что свидетельствует об активировании ги­пофизарно-адренокортикальной системы. Отмечают разнонаправленные сдвиги в функционировании нейроэндокринных механизмов адаптации: от стрессового напряжения до развитии вторичной недостаточности в условиях загрязнении окружающей среды. Напряженное функционирование эндокринной системы в очагах загрязнения среды обитания тсхногенными вредными про­дуктами является причиной большей части эндокринной патологии.

Особого внимания заслуживает тот факт, что рецепторы к гормонам ГГАКС имеются как на клеточной мембране (рецепторы к нейрогормонам, обладающим КЛ- активностью, и АКТГ), так и в субклеточных структурах, включия ядро (рецепторы к кортикостероидам), практически всех органов и систем – ЦНС, перифери­ческих железах-мишенях, эндокриноцитах желудочно-кишечною тракта и других тканях висцеральных органов. Это позволяет ей непосредственно или опосредован­но участвовать в регуляции процессов роста и развития организма. процессов катаболизма и анаболизма, процессов реализации гене­тической программы. Не исключено, что в основе нарушений при прессе или глюкокортикоидном дисбалансе может лежать измене­ние рецепторного аппарата в различных отделах головною мозга.

Развитие отельных звеньев ГГАКС и их взаимодействие про­исходит гетерохронно на протяжении онтогенеза. Становление ГГАКС и начало ее дифференцировки протекает еще во внутриутро6ном периоде развития, а окончательное морфологическое и функциональное созревание – лишь постнатально. В силу этого неблагоприятные факторы, действующие в системе «мать-плод», могут оказать отрицательное воздействие как на первые этапы раз­витии ГГАКС, так и на ее функционирование и постнатальном периоде онтогенеза.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 4234 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...