Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Духовность



Православная духовность – суть христианский гуманизм.

Россия крещена, но не просвещена. А.Ахматова

Национальная духовность – это укорененные в массовых слоях

общества гуманистические идеалы и ценности христианства, усвоенная населением нравственность. После тысячи лет православия в России… Где все это? С.Магарил

- «Невежество — мать их благочестия». Из записок Жака Маржерета «Состояние Российской империи». [19]

- В раннем средневековье - XI – XII в., Русская православная церковь (РПЦ) стремилась, с позиций христианского религиозно-гуманистического идеала воздействовать на царскую власть, выполняя важную функцию общественного контроля за властью, требуя соответствия ее действий нравственным нормам христианства. Так в царствование Ивана IV Грозного митрополит Филипп (Колычев) за смелые обличения жестокостей правителя был вначале сослан, а затем убит (Малютой Скуратовым).

* В дальнейшем РПЦ стремилась стать центром духовной власти, соперничающим с властью светской. Наибольшую остроту этот конфликт принял при царе АлексееМихайловиче и патриархе Никоне, который заявил: царство Божие выше царства земного владыки.

* Однако известный упадок церковных нравов, против которого на церковном Стоглавом Соборе с резкими обличениями выступил тот же Иван IV, объективно препятствовал укреплению позиций церкви, лишал ее общественной поддержки. Это существенно облегчало военно-бюрократической верхушке Московского царства дискредитацию Церкви с целью освобождения власти от теократического контроля со стороны РПЦ.

* Христианский гуманизм «не был воспринят духовной элитой (России – С.М.) из византийской культуры; христианская идея любви вытеснена на периферию «культуры агрессивности», ненависти, убеждения, что «мир лежит во зле»; зато идея «мироотреченности» была воспринята из византийской культуры». (Ахиезер А.С. Специфика русской политической культуры. Pro et Contra. Т.7, № 3, 2002. С.74.).

* Историк русской духовной культуры священник отец Г.В.Флоровский писал об интеллектуальном молчании древнерусской (средневековой – С.М.) культуры: «Было великое искусство, большая серьезная творческая работа в политической и социальной областях. Но совершенно ничего оригинального или выдающегося не было произведено в области мысли, как теологической, так и светской». В то время, как на Западе разыгрываются интеллектуальные битвы, когда схоласты обсуждают животрепещущий вопрос об отношении между разумом и откровением, на Руси никаких противоречий не наблюдается. Переводы философских и богословских работ не наталкивают русских ни на какие самостоятельные размышления» (Донских О.А. Воля к достоинству. Сова. Новосибирск, 2007. С.68). Есть основания полагать, что отмеченное интеллектуальное молчание, во многом, обусловлено многовековым опозданием России с учреждением высшего университетского образования – национальной школы рационального мышления.

* Окончательное подчинение РПЦ самодержавному государству произошло при Петре I, фактически преобразовавшем ее в департамент правительства «по делам совести». Со своей стороны, иерархи РПЦ с готовностью встали на службу государству. Утрата Русской православной церковью (РПЦ) нравственного авторитета в глазах народных масс, оказалась наиболее значимой причиной ее революционного погрома вчерашними православными в ходе революционных событий 1917 – 1923 гг.

В качестве иллюстрации приведем фрагмент из переписки Анны Тютчевой со своим отцом, знаменитым поэтом Федором Тютчевым (1867 г.). Дочь Тютчева жила в то время в Брянском уезде, и её крайне угнетало повальное пьянство мужиков и лиц духовного звания. «Деморализация увеличивается с каждым годом. Здесь нет больше ни одного священника, который не проводил бы три четверти своего времени в пьянстве… Никогда ещё народ и духовенство не представали передо мной в таком безобразном свете…».

* Есть основания полагать, что сама русская революция, во многом, оказалась возможна вследствие крушения нравственного авторитета РПЦ. Церкви оскверняли вчерашние православные прихожане.

Вполне закономерно, что «Центр интеллектуальной жизни переместился с церковного амвона в университетскую лабораторию или учебный класс» (П.Сорокин). [20]

* Глубокий историко-культурный анализ русского православия выполнен в работе «Византизм и Россия» русским философом В.Соловьевым. (Фрагменты из этой работы приведены в приложении 1.) На примере трагического царствования Ивана Грозного, Соловьев утверждает: «Истина – обязывает». Иван IV был прекрасно осведомлен в отношении базовых ценностей христианской гуманистической доктрины, однако сознательно отказался от их воплощения в реальную государственную практику, пренебрег этим нравственным императивом и тем поставил Московское царство на край гибели.

- Нравственность - сложившееся в обществе представление о допустимом и недопустимом; запрет на определенные виды деятельности. В основе нравственности – ценностные механизмы, поддерживаемые нормами социального контроля - социальным одобрением, либо осуждением.

Любопытную интерпретацию этого понятия можно встретить у В.Ключевского: «Нравственные средства, которыми располагает государство… (состоят) в способности руководящего класса руководить обществом. В свою очередь, эта способность зависит от юридической постановки руководящего класса в обществе, от степени понимания им положения общества и от степени политической подготовки руководить им» (В.О.Ключевский Курс русской истории. Гос.изд.полит. литературы. М.,1958.Ч.5.)

- Эволюция человеческого рода, наряду с воспроизводством, охватывает также процесс вымирания разобщенных этносов и покорения их этносами сплоченными. Ч.Дарвин писал: «Не следует забывать, что хотя высокий уровень морали дает лишь небольшие преимущества каждому индивидууму и его детям, или вовсе никаких, по отношению к прочим людям того же племени и, тем не менее, прогресс в уровне морали и увеличение числа одаренных им людей несомненно даст огромное преимущество одному племени над другим. Не может быть сомнений в том, что племя, в котором многие были способны предоставить помощь друг другу и жертвовать собой ради общего блага, по причине обладания в большой степени духом патриотизма, верности, подчинения, бесстрашия и симпатии, одерживало бы победу над большинством других племен, и это и представляло бы собой естественный отбор». (Darwin C. 1871. The Descent of Man in Relation to Sex, Murray, London (quoted from the 1913 edn).

-Известен императив Достоевского: «Если Бога нет – все позволено». Однако 1000-летняя история отечественной церкви свидетельствует скорее о том, что «Все позволено, если нет Права». Русская православная церковь в 30 поколениях россиян стремилась воспитать христианский гуманизм. Однако православие оказалось неспособно заменить народу правосознание… Отсюда – чудовищный по уровню насилия отечественный ХХ век.

- Русская литература ХIХ века – одна из мировых вершин гуманизма и духовности, признана общечеловеческим достоянием. Почему же эта литература - величайшее достижение русской национальной культуры - не смогла оказать сколько-нибудь значимого гуманизирующего влияния на отечественную историю ХХ века: предотвратить кровавую бойню революции и гражданской войны, эксцессы коллективизации, массовые репрессии, «гладомор»?

Один из возможных подходов к осмыслению этих и подобных вопросов, быть может, состоит в том, что массовое общественно-гуманитарное образование исторически-традиционно отстает от потребностей развития российского социума. Огромный гуманистический потенциал христианства, равно как и русской классической литературы (также, во многом, вдохновляемой идеалами христианства), во многом, остались невостребованными, вследствие неграмотности большинства многомиллионной крестьянской массы накануне революции 1917г. Не случайно Л.Толстой писал о «насилии преобладающего невежества».

Известно: письменность была принесена на Русь еще до монголов. Как реальное достижение славянской культуры, она объективно обладала огромным потенциалом духовности. Однако в силу многообразия исторических причин, на протяжении большей части отечественной истории, грамота оказалась недоступна массовым слоям населения. В предреволюционный период 80 % населения России были абсолютно неграмотны; 16 % составляли малограмотные, только 4 % владели навыком регулярного чтения и лишь 1 % из них имел высшее образование.

В отсутствии радио и телевидения, этот фундаментальный факт социокультурной динамики неопровержимо свидетельствует: объективно достигнутая высочайшая духовность отечественной литературы, как и вся дворянская, по преимуществу, культура, абсолютному большинству народа была элементарно недоступна. Основная масса населения России пребывала в зоне патриархального невежества, не соприкасаясь с высокими образцами национальной художественной и интеллектуальной культуры. В связи с чем, обобщение на весь народ понятий национальной духовности и культуры – представляется совершенно неоправданным. Вклад в их формирование вносят представители всех социальных слоев общества. Но этот факт вовсе не равнозначен массовому усвоению культуры и духовности всеми слоями российского общества.

Применительно к советскому времени, проблема духовности порождает ряд остро дискуссионных вопросов. Многие исследователи солидарны в том, что революционный порыв, а затем и советский общественно-исторический проект возникли под влиянием гуманистических идеалов и устремлений русской интеллигенции. Как, в таком случае, высокие гуманистические идеалы и национальная духовность соотносятся с исторически вчерашним ГУЛАГом?

Не случайно, один из выдающихся философов современной России, Григорий Померанц видит глубочайшую нравственную проблему в том, «Как искупить грех за то, что почти все население страны закрыло глаза на аресты и расстрелы ни в чем не повинных людей… И до сих пор половина населения считает, что победа все (все преступления сталинизма – С.М.) оправдала… и нам нужен новый Сталин… Великий стыд и великий грех. Стыд, что мы не учимся на опыте немцев, не хотим вдуматься в процесс нравственного возрождения Германии, начавшегося с настойчивого, многолетнего, ежедневного и еженедельного рассказа о гитлеровских зверствах … Пока мы сами миримся с тенью Сталина, величием его подлости, коварства и массовых убийств, наша страна остается нравственно больной…» (Померанц Г. Могила неизвестного зэка. Новая газета, 5.05.2008).

Было липоражение идеалов гуманистических идеалов в России XX в. исторически закономерным? Почему в жизни советского общества ХХ в. не удалось не только развить, но даже сохранить идеалы великой русской литературы XIX в., чье гуманистическое наследие, во многом, осталось невостребованным? Что противопоставить прогрессирующему нарастанию антиинтеллектуализма и бездуховности? Какое национальное будущее могут породить муляжи настоящего? Разве подобные вопросы к науке неправомерны?

Обоснованные сомнения в духовности постсовесткой России порождает отношение к детям и женщинам. По состоянию за 2006 – 2008 гг., ежегодно:

- 65 тыс. детей становятся социальными сиротами, т.к. их родители лишаются родительских прав;

- до 2 тыс. детей погибает от рук родителей.

- порядка 14 тыс. женщин погибает в результате семейного насилия.

*Опыт Великобритании. Государственный секретарь по вопросам культуры, член парламента Великобритании утверждал: стране к средине ХХ века нужно было победить пять «великанов» материальной нищеты – бедность, болезни, невежество, запустение и безделье. Но уже в начале XXI века, когда Англия стала значительно богаче… пришло понимание необходимости победить шестого «великана» - духовную нищету, которая поставила под угрозу все попытки вырвать людей из материальной нищеты. (Джауэлл Т. Культура и власть // Государственная служба за рубежом: Управление культурой. Реф. бюллетень. 2004. № 5 (55). С.5)





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 734 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...