Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Иерархия массовых суждений о значимости ценностей



  «Очень важно»
Наиболее значимые операциональные ценности
1. Иметь крепкую семью  
2. Чувствовать себя в безопасности  
3. Быть материально независимым  
4. Иметь надежных друзей  
Наиболее значимые идентификационные ценности
5. Жить в великой и мощной державе  
6. Жить в достатке, покупать все, что хочется  
7. Быть свободным человеком  
8. Иметь интересную работу  
9. Быть культурным и развитым человеком  
10. Иметь хорошее образование  
11. Чувствовать, что твои знания и способности востребованы  
12. Ощущать принадлежность к своей нации, народности  
Групповые значимые операциональные ценности
13. Достичь высокого социального положения в обществе  
14. Быть в курсе событий в стране  
15. Делать что-то нужное для других людей  
16. Участвовать в жизни церкви, прихода, религиозной общины  

Иерархии партикуляристских ценностей соответствует:

а) распределение массовых страхов и

б) социальных проблем в окружении опрошенных, а также - проблем жизни их семей.

Основные ценности, декларируемые населением постсоветской России, связаны с идеальными представлениями о спокойной и благополучной жизни, ограниченной кругом самых близких людей, которым можно доверять и на чью помощь, поддержку можно рассчитывать. Их можно назвать ценностями частных, «партикуляристских» отношений между конкретными людьми - отношений, которые не подлежат моральной или правовой универсализации, то есть не распространяются на других людей, не принадлежащих к данному конкретному кругу.

Ведущие среди этих ценностей - «крепкая семья» (в ней сосредоточены все важнейшие вопросы удовлетворенности жизнью, она выступает защитным барьером против внешних угроз, зоной доверия и сочувствия со стороны близких людей), и «надежные друзья» -среда, также изолированная от государственного контроля, в которой невозможны «доносы» и т.п., «безопасность» (как состояние относительной комфортности, уютности, защищенности против преступников и государственно-административного принуждения), «материальная независимость» или «жизнь в достатке». Эти ценности непосредственно определяют практическую мотивацию поведения человека в повседневной жизни.

Вообще говоря, ценности семьи являются приоритетными во всем мире, но их функциональный смысл в общественных системах разного типа существенно различается. В нынешней России неэффективность (с точки зрения частного человека) функционирования формальных государственных институтов, о недоверии к которым постоянно заявляет основная масса населения, компенсируется устойчивой системой неформальных отношений между самыми близкими - родственниками, друзьями, в меньшей степени - коллегами по работе или соседями. Сети отношений такого рода, основанных не на законе или нормах формальных институтов, а на личных взаимосвязях, обычае, семейной взаимоподдержке, то есть на связях либо аффективных, либо закрепленных традиционными лояльностями и зависимостями, гарантируют жителям России существование, относительно защищенное от внешних угроз (произвола властей, опасности стать жертвой хулиганов или преступников, мошенников и т.п.), или выступают в качестве ресурсов для решения экстраординарных проблем повседневной жизни.

Подобная структура базовых ценностей обусловлена характером массовой адаптации населения к многолетней, охватывающей несколько поколений, репрессивной практике государственного управления, тотальному контролю и государственной организации любых сторон жизни, административному произволу и властной эксплуатации населения, не имеющего других ресурсов выживания, кроме солидарности «своих». При подавленности любых иных форм организации экономики и социального обеспечения, кроме государственных, возникают устойчивые формы зависимости от властей и, вместе с тем, недоверия им. Зависимости - поскольку нет других реальных источников обеспечения (как было в советское и раннее постсоветское время) или, как стало со второй половины 90-х годов, когда появились негосударственные формы социального обслуживания, нет достаточных ресурсов для обращения к альтернативным учреждениям (медицины, образования, работы, социального обслуживания). Недоверия - поскольку качество и объем государственных или псевдообщественных, но фактически контролируемых властями учреждений остаются явно неудовлетворительными.

Ценности «ближнего круга» можно назвать операциональными, так как они являются значимыми элементами массовой мотивации и регуляции повседневного поведения, чем и отличаются от декларативных, играющих важную роль в общей структуре идентичности, - набора воображаемых моделей и образцов самовосприятия или обобщенных образов «себя» в ряду «воображаемых» (или «возможных») «других». К последним можно отнести такие ценности, как значения «культурности и воспитанности», «образованности»,«державности», «свободы», «информированности», «альтруистичности», «интересной (творческой) работы» и прочие, которые для основной массы населения не относятся к действующим компонентам инструментального поведения, достижительской мотивации.

Роль идентификационных ценностей, в сравнении с инструментальными, более многозначна и сложна. Они не только фиксируют генеральную разметку воображаемого социального пространства, выступая в качестве общей системы координат действия и ценностных ориентаций, но и поддерживают самоидентичность массы, в том числе - отмечают барьеры между группами и статусами. Поэтому при конкретизации вопросов о приоритетах достижения или о воображаемых издержках при достижении тех или иных целей, а также - в ответах на вопросы о «страхах», проявляющих и структурирующих «операциональные ценности», эти ценностные представления, как правило, исчезают или отходят на задний план. Однако они сохраняются в мотивации более образованных и продвинутых групп социальной «элиты», служа для них условием усвоения наиболее сложных типов поведения, обучения его компонентам.

Таким образом, названные выше базовые ценности дополняются еще некоторым набором других декларируемых общественных ценностей, которые индивид в принципе признает, но уже лишь в качестве «горизонта» или значений, компенсирующих для него неполноценность частного существования. Таковы желание «жить в великой и мощной державе», «быть свободным человеком» (что является парафразом «материального достатка», поскольку реальные ценности свободы действия - мобильности, свободы информации и печати, слова - намного менее значимы для россиян, чем пассивные права на гарантированный государством достаток, медицинское обслуживание, жизнь, работу, пенсионное обеспечение, что не требует от индивида собственных усилий достижения), быть «культурным и образованным человеком» (данное пожелание воспринимается как статусное положение, а не как собственные усилия по овладению знаниями). То же самое относится и к достаточно часто отмечаемой респондентами позиции «быть в курсе событий в стране» (при явном отсутствии интереса к соответствующей информации и реальной индифферентности к происходящему, неучастии в событиях), к желанию «делать что-то нужное и полезное для людей» и прочим суждениям, повышающим самооценку опрошенного, но не реализующимся в его поведении.

В целом нужно подчеркнуть, что доминирующие ценности абсолютного большинства населения России имеют традиционалистский, адаптивный, не достижительский характер. Это указывает на отсутствие заметных перемен в условиях массового существования, в формах социальной организации жизни по сравнению с советским периодом. Доминируют по-прежнему не инструментальные ценности и мотивационные установки, не ценности, ориентирующие индивида на социальную активность в изменении своего положения, формирующие у него мотивацию к достижению, повышению квалификации, горизонта самооценки, к наращиванию продуктивности, проявлениям инициативы, не те ценности, которые задавали и поддерживали бы ориентации общества на развитие и подъем, но исключительно ценности выживания или пассивной адаптации к социальным изменениям.

Таблица 2





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 366 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...