Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 6. а) петлевые- осмотические диуретики



Диур для АГ:

а) петлевые- осмотические диуретики. Маннит При введении маннита и мочевины в вену значительно возрастает осмотическое давление крови, что вызывает переход воды из клеток в кровь. Объем циркулирующей крови (ОЦК) вначале увеличивается, но затем по мере развития мочегонного эффекта снижается. Осмотические диуретики уменьшают вязкость крови, стимулируют секрецию предсердного натрийуретического пептида.

В качестве мочегонного средства используют гидруретик маннит. Он улучшает кровоснабжение почек, стимулируя образование сосудорасширяющих факторов — простагландина E 2и простациклина в эндотелии почечной артерии.

б) тиазидные и тиазидоподобные. Гидрохлортиазид значительно снижает АД при артериальной гипертензии, так как уменьшает ОЦК и расширяет артерии

в) калийсберегающие. Калийсберегающие диуретики при назначении совместно с сильнодействующими диуретиками и тиазидами устраняют компенсаторное усиление реабсорбции Na+ в дистальных отделах нефрона, вместе с натрием будет выводится и вода,что приведет к уменьшению ОЦК

г) ингибиторы карбоангидразы – хуй его знает, зачем они нужны здесь!

Диуретики для СН: Тиазидные,калийсберегающие, но не использовать осмотические т к они увеличивают пред и постнагр на сердце из-за того,что они вначале увелич ОЦК.

Сильнодействующие диуретики (фуросемид) Сильнодействующие диуретики расширяют артерии и вены. Расширение артерий вызывает гипотензию. Венозное депонирование крови снижает преднагрузку на сердце. Внеклеточная вода удаляется из тканей через расширенные вены в кровь.

Как известно, рост ОЦК и содержания Na+ в крови необходимо в начальном периоде застойной сердечной недостаточности для поддержания сердечного выброса и достаточного кровоснабжения органов. При увеличении диастолических объема крови и давления в левом желудочке усиливаются сердечные сокращения по механизму Франка — Стерлинга. В дальнейшем, по мере прогрессирования заболевания, возникают миогенная дилатация и ослабление сердечных сокращений. Диуретики повышают венозное депонирование крови (уже в первые 10 мин после введения в вену), снижают ОЦК и давление заполнения кровью левого желудочка (преднагрузку). Таким образом они создают условия для восстановления механизма Франка — Стерлинга и усиления сократительной функции миокарда.


[2]Попытки использовать амиодарон, не содержащий йод, предпринятые в 1970–х гг., оказались безуспешными, в настоящее время создан аналогичный препарат — дронедарон

Глава 6

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМА

Звуковой язык - важнейшее средство человеческого общения, вторым таким средством является письмо. Письмо возникло значи­тельно позже языка. Появление его было вызвано потребностью со­хранения информации во времени и передачи ее в пространстве. Первоначально для передачи информации на расстояние использо­вались различные предметы, которым придавалось условное значе­ние (засохшая ветка, например, сообщала о смерти вождя, стрела -о приглашении на охоту или объявлении войны). Примером такого «символического письма» может служить послание скифов персид­скому царю Дарию, предпринявшему в 514 г. до н.э. против них поход. Это послание состояло из птицы, лягушки, мыши и пяти стрел. Смысл этого «письма» персидские жрецы расценили как угрозу: «Если вы, персы, не научитесь прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, и летать, как птицы, то вы будете осыпаны нашими стрелами, как только вступите на нашу землю». Позднее произошел своеобразный отбор предметов, ис­пользующихся в посланиях. Древние инки, например, ис­пользовали шнуры различных цветов с узелками, а северно-амери­канские индейцы племени ирокезов - наборы раковин. Однако возможности такого письма были ограничены. Идею письма как системы знаков человечество открыло примерно 5 тыс. лет назад.

Письмо - это система начертательных знаков, используемых для фиксации звуковой речи с целью передачи ее на расстояние или закрепления во времени. Материалом для письма первоначально служили камни, глина, бамбук, доска, кора или листья деревьев, кожа животных, кости и даже черепашьи панцири и лишь значи­тельно позднее - бумага. Древнейшее в мире литературное произве­дение - «Эпос о Гильгамеше» написано шумерами на глиняных табличках. При раскопках столицы хеттских царей археологи на­шли целую «библиотеку» глиняных табличек (около 20 тыс.).

Науке известны несколько типов письма, исторически сменяв­ших друг друга. Первоначально для передачи информации приме­нялось рисуночное письмо или пиктография (< лат. pictus 'писанный красками' и греч. graphö 'пишу'). Пиктография - это вид письма, знаки которого (пиктограммы) представляют собой схематические рисунки, изображающие предметы и явления дейст­вительности. Сообщение здесь не расчленяется на слова, а переда-


ется как бы целиком. Древнейшие образцы пиктографии относятся к эпохе палеолита, однако это письмо просуществовало вплоть до XX в.: оно, в частности, было распространено у индейцев Америки, аборигенов Австралии, малых народов Сибири. Для пиктографии, в отличие от буквенного письма, характерна незакрепленность за пиктограммой конкретной единицы языка, обладающей опреде­ленным значением (знак солнца, например, может быть прочтен и как «день», и как «на следующий день, завтра», и как «солнце»), т.е. пиктограмма может соответствовать слову, словосочетанию, предложению и даже нескольким предложениям, поскольку она не передает языковую структуру (последовательность морфем, слов, их форму, звучание и т.д.). И хотя пиктограммами трудно выразить отвлеченное содержание, некоторые народы создали достаточно развитые системы пиктографии, позволяющие сообщать о сложных явлениях мира природы и человека: иллюстрацией может служить, например, пиктография индейского племени делаваров, с помощью которой был записан эпос «Валам - Олум».

Пиктография не утратила своего значения и сегодня, она ис­пользуется как вспомогательное средство общения в виде указате­лей на дорогах, выставках, международных соревнованиях, а также как художественное средство в детских рассказах в картинках.

С течением времени пиктография была заменена другими ви­дами письма, хотя в архаических видах письма довольно трудно провести границу между «чистой» пиктографией и письмом, фик­сирующим звуковую речь. Рисуночный характер древних иерогли­фических систем (древнеегипетской, ранней китайской, критской, хеттской) указывает на их происхождение из пиктографии.

Постепенно с усложнением хозяйственной жизни и обществен­ной структуры раннеклассового общества, с ростом его запросов, связанных с передачей информации на расстояние и сохранением ее во времени, произошло оформление письменности в собствен­ном смысле этого слова. Появились новые системы письма с по­стоянным составом знаков, передающих либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук. В зависимости от характера передачи знаками элементов речи различают идеографи­ческое письмо, словесно-слоговое, собственно слоговое (или силла­бическое) и буквенно-звуковое (или алфавитное).

Идеографическое письмо (< греч. idea 'понятие' и graphö 'пишу') - это «письмо понятиями». При идеографии сообщение уже передается не целиком, а расчленяется на слова, каждое из ко­торых передается условным знаком. Если в пиктографическом пи-


сьме знак изображал предмет, то в идеографическом - понятие. Элементарные графические символы несли в себе определенный смысл. Идеограмма могла и не иметь сходства с обозначаемым предметом, она была лишь условным знаком, передающим значе­ние слова. Знак в идеографическом письме соответствовал слову в любой его грамматической форме, однако круг передаваемых им значений был ограничен (например, знак, изображающий ногу, мог означать «ходить», «стоять», «приносить» в любой грамматической форме, но он не мог обозначать ступню или подошву, так как для этого существовал другой знак). Позднее на основе идеографиче­ского письма развилось иероглифическое (< греч. hieroglyphoi 'свя­щенные письмена', первоначально как тайное письмо жрецов), ко­торое позволяло передавать более сложные и более длинные тексты. Идеография сохраняется и сегодня. Наиболее совершенным видом идеограммы являются арифметические знаки, каждый из которых передает абстрактное понятие (ср., например, знаки деления, равен­ства, сложения, умножения и т.д., а также сами цифры: арифме­тическое выражение 2x2 = 4 русский, англичанин, китаец озвучат по-разному, но смысл его они поймут одинаково).

Однако возможность передачи информации с помощью чистой идеографии была довольно ограниченной, поэтому с течением вре­мени ее вытеснили другие виды письма. Идеографическое письмо существовало лишь как переходное от пиктографии к словесно-сло­говому письму. Оно использовалось либо в хозяйственных записях (где число понятий в силу самого содержания текста было довольно ограниченным), либо в ритуальных. Примером идеографического письма может служить древнейшее шумерское письмо.

Значительно дольше просуществовал словесно-слоговой тип письма, являющийся логическим продолжением идеографического. В основе его лежала многозначная идеограмма, которая, однако, осложнялась дополнительными знаками. Эти дополнительные зна­ки и обеспечивали привязку идеограммы к определенному слову. Они выражали либо чисто звуковые элементы (слово в целом или его части), либо понятийные, т.е. уточняли круг понятий, к кото­рым относится данное слово (например, в древнеегипетском языке рисунок «жук» с дополнительными знаками, указывающими на звуки -х-, -л-, -р-, и значком - детерминативом, передающим абстракт­ные понятия, означал «существование»). По мере развития этого письма оно становилось все более приспособленным для передачи не только целых слов, но и их частей, отдельных морфем. Таково,


например, китайское письмо, являющееся единственной сохранив­шейся системой словесно-слогового письма.

Словесно-слоговое письмо позволяло передавать тексты любого содержания, обеспечивая достаточно точную фиксацию речи (не случайно элементы этого письма используются в математических, алгебраических, химических и др. формулах). Однако оно имело и свои недостатки, среди которых наиболее существенными были многочисленность знаков (от нескольких сотен до многих тысяч) и трудность при освоении чтения. По мере развития этого письма появлялись все более точные способы различения слов и их значе­ний: возникали знаки, соответствовавшие частям слова, передавав­шие звучание его слогов. Так внутри словесно-слогового письма за­рождались элементы силлабического (слогового) письма.

Силлабическое письмо - это письмо, знаки которого пере­дают последовательность звуков в слоге, а не слово в целом. Эти последовательности могут быть разных типов: CV, VC, CVC, реже CCV или только V. Для каждой из этих последовательностей ис­пользовался свой знак. Большинство знаков служило для обозначе­ния последовательности VC-a, если же за согласным следовал дру­гой гласный (не «а»), то знак изменялся по форме, а если за соглас­ным следовал еще один согласный, то из знаков, обозначавших эти согласные, составлялась одна буква (лигатура).

Силлабическая система письма возникла вследствие упрощения словесно-слогового типа письма (именно таким путем образовалось кипрское письмо, развившееся из критского словесно-слогового письма), хотя иногда в его основе могло лежать буквенно-звуковое, в частности, консонантное письмо, в которое вводилась дополни­тельная огласовка (индийское письмо брахми и кхароштхи). Наи­большее распространение силлабическая система письма получила в Индии и Юго-Восточной Азии.

Несмотря на преимущества этой системы письма по сравнению с словесно-слоговым (главным из которых было значительно меньшее количество знаков: число их колебалось от ста до трех­сот), она имела и существенные недостатки: трудность в выборе правильного чтения, особенно при отсутствии словоразделов, и громоздкость. Поэтому эта система не выдержала конкуренции с фонографической (или буквенно-звуковой) системой письма, полу­чившей наиболее широкое распространение.

Фонографическая (< греч. phöne 'звук' и graphö 'пишу') или алфавитная система письма - это система, в которой отдельный знак (буква) передает, как правило, один звук, соответствующий


фонеме или ее аллофону (хотя бывают и исключения, когда для обозначения одного звука используется несколько знаков, ср. нем. seh для передачи звука [ш] или tsch - [ч]). Эта система позволила сократить число знаков до двух-трех десятков, обеспечив при этом точную передачу не только содержания высказывания, но и звуко­вого состава морфемы и слова во всех его грамматических формах. Родоначальником всех видов алфавитного письма является фи­никийское буквенное консонантное письмо (III тыс. дона). Это бы­ло силлабическое письмо со знаками для слогов типа CV, где глас­ным мог быть любой звук (в том числе нулевой). Происхождение его до сих пор не установлено, хотя существует несколько гипотез -египетская, ассиро-вавилонская, крито-микенская и др. В «класси­ческом» финикийском алфавите было 22 знака, расположенных в определенном порядке. Каждый знак имел свое название: b «bet» 'дом', d «dalet» 'дверь', k «kaf» 'ладонь', n «nun» 'рыба' и т.д. Зна­чение финикийского письма огромно: от него происходят практи­чески все современные алфавиты мира. Развитие их шло в трех на­правлениях: южном, восточном и западном. К южной ветви фини­кийского письма восходит современное эфиопское письмо. К вос­точной ветви - арамейский алфавит, широко распространенный на Ближнем Востоке (более простое арамейское письмо вытеснило ва­вилонскую клинопись). Западную ветвь финикийского письма воз­главляет греческий алфавит. В настоящее время единственным пря­мым наследником древнего финикийского алфавита является сама­ритянское письмо, до сих пор используемое небольшой группой (несколько сот человек) последователей самаритянской религии.

Новая система письма давала возможность передавать речь пу­тем фиксации звуков с помощью минимального числа легко и бы­стро запоминающихся букв. Однако текст, записанный без гласных и обычно без словоразделов, был малопонятен, поэтому финикий­ский алфавит везде, где он был воспринят, был дополнен знаками, передающими гласные звуки: в восточных алфавитах с этой целью использовались диакритические значки над или под буквой: в ев­рейском и сирийском письме - это маленькие точки или группы точек, в арабском - маленькие буквы, так называемые «матери чтения». В западных алфавитах были созданы специальные буквы.

В древнегреческом алфавите было, например, 24 буквы, 17 из которых обозначали согласные, а для передачи гласных были ис­пользованы знаки финикийских согласных, которых не было в греческом языке: а, е, ц и, т|, о. Таким образом, «греки первыми разложили речь на согласные и гласные звуки» (А. Мейе). Переход


к обозначению на письме не только согласных, но и всех гласных, существовавших в языке, был крупнейшим культурным достижени­ем, поскольку греки тем самым создали первый в истории челове­чества настоящий алфавит. Отныне в европейских алфавитах были буквы как для гласных, так и согласных. Греки изменили также и направление письма: пройдя через стадию письма с поворотами (т.е. одна строка в одну сторону, а вторая - в другую, так называе­мый бустрофедон < греч. bus 'бык' и strephö 'поворачиваю', т.е. 'поворот борозды при пахоте земли'), они стали писать не справа налево, как финикийцы, а слева направо. Древнегреческое письмо предположительно возникло в VIII в. до н.э. По форме букв оно по­чти полностью совпадает с финикийским, лишь позднее в нем поя­вились дополнительные буквы: ср, \|/, са, х, %■ «Архаическое» грече­ское письмо существовало в трех вариантах - восточно-греческом, западно-греческом и фригийском."

Из восточно-греческого письма в V-IV вв. до н.э. развилось «классическое» греческое письмо, а затем византийское, которое в дальнейшем легло в основу славянской кириллицы, древнеготского и коптского (христианско-египетского) письма.

На основе западногреческого варианта возникли италийские ал­фавиты, в том числе этрусский (VII в. до н.э.), из которого, как предполагают, развилась латинская письменность. В эпоху расцве­та Римской империи латинское письмо приобрело «международ­ный» характер. Однако и после падения Рима, благодаря влиянию католической церкви, оно сохранило свое широкое распростране­ние. Именно латинский алфавит лег в основу многих западноевро­пейских алфавитов, в том числе и западнославянских, хотя в неко­торых из них он был дополнен диакритическими знаками (ср. чеш., слц. s [ш], z [ж], с [ч]).

Фригийский вариант греческого письма был воспринят ново­фригийским языком, о чем говорят надписи на культовых памятни­ках, керамике, а также новофригийские тексты.

Восточнославянские и отчасти южнославянские (сербский, ма­кедонский, болгарский) алфавиты были созданы на основе восточ-ногреческого письма: к 24 буквам византийского алфавита было добавлено еще 19 букв для передачи специфических славянских звуков, отсутствовавших в греческом языке: буквы ц и ш были заимствованы из еврейского квадратного письма, а остальные изо­бретены специально, например, буква а «юс малый», ж «юс боль­шой», йотированные буквы к и ь\ и др. Славянский алфавит был создан славянскими первоучителями Кириллом и его братом Ме-


фодием и получил название «кириллица» (хотя существует мнение, что эта азбука была создана позднее учениками и последователями Кирилла и Мефодия, а славянские первоучители создали другую славянскую азбуку - «глаголицу»). Графический облик славянских букв был стилизован по византийскому образцу. В кириллице при­менялись надстрочные знаки - ударения, сокращения слов с титла­ми и выносными буквами, мягкости и др. Буквы кириллицы могли иметь и цифровое значение (в этом случае над буквой ставился знак титла, а по сторонам точки: буква»А», например, = 1, *Г» =3, •О* =70 и т.д.). Кириллица получила распространение у православ­ных славян (восточных и южных), некоторое время, как предпола­гают, она использовалась и западными славянами и до XIX в. -румынами. Собственно кириллица сохранилась только в религиоз­ной литературе (в памятниках старославянской письменности), од­нако на ее основе развилось восточнославянское, болгарское, серб­ское и македонское письмо. В каждом из славянских алфавитов она претерпела некоторые изменения, связанные с тем, что одни буквы были утрачены (например, буква "t «ять», А «юс малый», л «юс бо­льшой») и введены новые (ср. серб., мак. л>, н>, h).

На основе кириллицы в СССР были созданы алфавиты для на­родов, ранее не имевших своей письменности (якуты, ингуши, чуваши) или имевших, но на иной основе, в частности, на арабской или на латинской (абхазы, туркмены, узбеки и др.).

Предполагают, что с греческим византийским письмом связана и другая славянская азбука - глаголица, название которой происхо­дит от старославянского слова гллголъ 'речь, слово'. Совпадая поч­ти полностью с кириллицей по алфавитному составу, расположе­нию и звуковому значению букв, глаголица резко отличается от нее самой формой букв (ср. глаголические буквы И-° «а», 4P «b»,W «ц» и др.). Глаголическое письмо широко употреблялось в Моравии, от­куда проникло в Болгарию и Хорватию (в Хорватии оно просущест­вовало вплоть до XVIII в.).

Таким образом, большинство существующих в настоящее время алфавитов восходит к одному источнику - финикийскому алфави­ту, и лишь некоторые алфавиты находятся за пределами этого кру­га, в частности албанский. Неясно происхождение грузинского ал­фавита, существующего в двух видах - церковном (хуцури) и свет­ском (мхедрули). Возможно, что оба алфавита связаны с восточной ветвью финикийского письма, однако это еще не доказано.


ГРАФИКА

Графика (< греч. graphö 'пишу, черчу, рисую') - это совокуп­ность начертательных средств того или иного письма (буквы, знаки препинания и ударения). Графикой называют также раздел языко­знания, изучающий соотношение между графемами (буквами) и

фонемами.

В языках мира, в их национальных системах письма чаще всего используется латинская, кириллическая или арабская графика, при этом ни в одном алфавите идеальной графики (когда одна графема соответствует только одной фонеме) нет. Это объясняется тем, что 24 буквы древнегреческого алфавита не могли передать все много­образие звуков различных языков. В процессе исторического раз­вития каждого языка вследствие прошедших в нем процессов фо­нетических изменений разрыв между буквами и отдельными зву­ками еще больше увеличился, что повлекло за собой появление сложных графем, а также диакритических знаков (ср., например, англ. графему ск, передающую звук [к], плс. sz - [ш], франц. q - [с] и т.д.). Особенно сильный разрыв между современной звуковой речью и традиционной графической системой произошел в англий­ском и французском языках, орфография которых часто адекватно не передает живой развивающийся язык. В английском языке, на­пример, 26 знаков алфавита соответствуют 46 фонемам, поэтому здесь широко используются диграфы (ск - [к]), триграфы {реи -[и:]) и даже полиграфы (augh - [э:]). В английском языке насчиты­вается более ста сложных графем, передающих один звук.

Графические системы, в основе которых лежит кириллица, про­ще по соотношению графем и фонем. Большинство букв их одно­значны: каждая из них при изолированном произношении соответ­ствует одному звуку, однако и здесь встречаются диграфы (ср., например, в русском языке диграф сч передающий звук [ш:'] или зж, соответствующий [ж:'].

В основе русской графики лежит силлабический (слоговой) принцип. Он выражается в том, что признак твердость/мягкость со­гласного обозначается гласной буквой, следующей за согласной (дед) или специальным знаком мягкости (соль). Кроме того, в рус­ском языке есть силлабограммы (я, е, в, ю), позволяющие одной буквой передать целый слог, состоящий из сочетания согласного (/') и гласного. Это делает русскую графику чрезвычайно экономной.

Во многих графических системах мира (в том числе и в русской) существует явление полифонии, когда одна и та же буква в зависи-


мости от ее позиции в слове может иметь разное звучание (ср., например, в немецком языке буква s перед гласным соответствует звуку [з]: Saal, а перед согласным (но не р, t) - [с]: Ski, перед р, t -[ш]: Stein). Еще ярче это явление выражено в русском языке, где почти все русские буквы многозначны: рядом с одними буквами (или в одной позиции) они обозначают одни звуки, рядом с други­ми (или в другой позиции) - другие (буква в в позиции конца слова или перед глухим согласным соответствует звуку [ф]: нов, все, перед гласным заднего ряда или звонким согласным - звуку [в]: вол, вдруг, перед гласным переднего ряда - [ в']: вес и т.д.). Явле­ние полифонии отражает не только позиционный принцип русской графики, но и фонематический, когда один и тот же вариант разных фонем обозначается разными буквами (например, в словах водяной и травяной во втором предударном слоге представлен звук [ъ], не имеющий своей буквы, поскольку он не является самостоятельной фонемой, на письме он передается разными буквами как вариант разных фонем - <о> и <а>).





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 1097 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...