Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Кейнсианская экономическая теория: основные положения. Кейнсианский механизм фискальной и денежно-кредитной политики



Положения и выводы классической теории занимали господствующую позицию в экономической науке до первых десятилетий ХХ века. Но существенные изменения социально-эконо­мических процессов в мире, начавшиеся с этого периода, поставили под сомнение закономерность «естественного» восстановления и поддержания равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением на уровне полного объема производства. Весомым доводом к этому стала «великая» депрессия – самый глубокий экономический кризис в истории развитых стран, в течение которого (с 1929 по 1933 г.) объем производства в США сократился на 1/3, а уровень безработицы достигал 25%. Данная проблема оказалась не разрешимой автоматически с помощью механизма свободного ценообразования (в частности, за счет снижения цены рабочей силы). Правительства ряда европейских стран и США приняли активные меры, не соответствующие рекомендациям экономистов-классиков (введение пособий по безработице, организация общественных работ и др.).

В этих условиях все большее признание получают научные идеи, выдвинутые английским экономистом Дж.М. Кейнсом, наиболее полно представленные в его фундаментальном труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Кейнс анализирует экономику в краткосрочном периоде, в течение которого цены не являются настолько подвижными, что их изменение могло бы быстро восстановить равновесие при полной занятости. Особое значение имеет жесткость номинальной заработной платы: в коротком периоде она фиксирована условиями трудовых контрактов, ее изменение допускается только в сторону повышения (в периоды экономического подъема). Снижения заработной платы во время кризисов не допускают профсоюзы, имеющие достаточное влияние в развитых странах. Несовершенство рынка труда приводит к тому, что равновесие на нем устанавливается в условиях неполной занятости. Соответственно и общее экономическое равновесие может существовать при наличии безработицы, достижение равновесия при полной занятости рассматривается как частный случай.

Кейнс выступил с критикой «закона Сэя», согласно которому производство само формирует доходы владельцев ресурсов, что обеспечивает соответствие спроса предложению и исключает общее перепроизводство товаров (нарушения возможны только по отдельным товарам из-за внешних, не связанных с рыночным механизмом, причин).

Согласно кейнсианской теории, ведущая роль в формировании общего экономического равновесия принадлежит не совокупному предложению, а совокупному спросу. В самом общем представлении совокупный спрос включает потребительский спрос С и инвестиционный спрос I.

Потребление является основным и достаточно устойчивым элементом совокупного спроса. Важнейшим фактором, определяющим потребление, выступает доход Y: с ростом дохода увеличиваются расходы на личное потребление (соответственно сокращение личных доходов уменьшает спрос на потребительские товары), т.е. потребление является функцией дохода: C = f(Y). Но на потребление расходуется не весь доход, оставшаяся часть денежных поступлений индивидов откладывается в сбережения S, размер которых, по мнению Кейнса, также в первую очередь зависит от уровня дохода: S = f(Y). При этом темп увеличения дохода не совпадает с темпами прироста потребляемой и сберегаемой частей. По мере роста дохода предельная склонность к потреблению MPC повышается медленнее, чем сам доход, доля потребления в каждом дополнительном долларе дохода падает. Кейнс называет эту связь между ростом Y и C основным психологическим законом, обусловленным субъективными факторами. Доля потребления в доходе определяется не только величиной самого дохода, но и привычками, традициями, расчетливостью и другими мотивами поведения, сдерживающими рост расходов. При низком уровне дохода он полностью идет на потребление. С ростом дохода возникает и увеличивается его сберегаемая часть. Кейнс считал, что сбережения – это роскошь, поэтому богатые сберегают больше, чем бедные. С ростом благосостояния семьи (и общества в целом) доля потребления в доходе (средняя склонность к потреблению APC) сокращается, а доля сбережений (средняя склонность к сбережениям APS) возрастает.

Потребление не исчерпывает весь совокупный спрос, в состав которого входит также инвестиционный спрос. В отличие от потребительских расходов инвестиционные расходы являются неустойчивыми, подверженными значительным колебаниям, что определяет нестабильность и совокупного спроса в целом. Инвестиционный спрос зависит от многих объективных и субъективных факторов. Субъективные факторы, такие как ожидания, политическая обстановка, «пессимизм» или «оптимизм» предпринимателей, могут существенно влиять на склонность к инвестированию. Среди объективных факторов, определяющих объем и динамику инвестиционного спроса (нормы прибыли, ставки процента, наличного капитала, изменений в технологии, уровня налогообложения и др.), основным является процентная ставка r. Инвестиционные расходы целесообразны в том случае, если реальная ставка процента ниже ожидаемой нормы прибыли, и чем меньше r, тем больше, при прочих равных условиях, объем спроса на инвестиции, т.е. инвестиционный спрос – убывающая функция процента: I = f(r).

Источником инвестиций являются сбережения. Поэтому равенство инвестиций и сбережений выступает условием равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением, что вытекает из следующих макроэкономических пропорций: использованный национальный доход, равный национальному продукту, представляет сумму расходов на потребление и инвестиции (если абстрагироваться от государственных расходов и чистого экспорта), т.е.

Y = C + I.

С другой стороны, произведенный национальный доход распадается на потребляемую и сберегаемую части:

Y = C + S.

Таким образом, если C + I = C + S, то I(r) = S(Y).

Кейнс утверждал, что фактические инвестиции и сбережения всегда равны, поскольку и те и другие равны одной и той же величине – разнице между доходом и потреблением. Но инвестиции являются функцией процента, а сбережения – функцией дохода, т.е. зависят от разных факторов. Сбережения осуществляют одни экономические агенты, а инвестирование – другие, и нет никаких гарантий, что объем запланированных инвестиций совпадет с объемом сбережений.

Если сбережения в обществе превышают запланированные инвестиции, то часть созданных продуктов не может быть реализована и поступает в товарно-материальные запасы, которые представляют собой незапланированные инвестиции. Сокращение спроса на товары заставит фирмы уменьшать объем производства до такого уровня, при котором намерения инвесторов совпадут с интересами сберегателей. В случае когда сбережения недостаточны по сравнению с запланированными инвестициями (в обществе значительный объем потребления), товарно-материальные запасы начнут сокращаться, что будет стимулировать рост производства до восстановления равенства I = S и равновесного уровня национального дохода. Таким образом, фактические инвестиции включают в себя запланированные и незапланированные инвестиции. Незапланированные инвестиции (изменение товарно-мате­риальных запасов) выступают регулятором соответствия объема сбережений и инвестиций и обеспечения макроэкономического равновесия. Следовательно, планируемые расходы в обществе, которые складываются как запланированные затраты на товары домашних хозяйств и фирм, могут не совпадать с величиной созданного национального продукта и дохода. Изменение в объеме продаж вынуждает фирмы соответственно изменять объем выпуска, «подстраиваясь» под совокупный спрос. Совокупному спросу, по мнению Кейнса, принадлежит ведущая роль в установлении равенства спроса и предложения в экономике.

Графической интерпретацией данного подхода к анализу макроэкономического равновесия является «кейнсианский крест» (рис. 21.2) – модель, предложенная сторонником Дж.М. Кейнса нобелевским лауреатом Дж. Хиксом (в работах самого Кейнса графики не используются). Данная модель рассматривалась в гл. 14 и 17. Вернемся к ней вновь, чтобы показать кейнсианский механизм влияния государства на совокупный спрос.

В представленном графике, в отличие от традиционной модели «AD–AS», отсутствует параметр «общий уровень цен», так как, по Кейнсу, цены в краткосрочном периоде малоподвижны и не выступают регулятором макроэкономического равновесия. Уравновешивание совокупного спроса и совокупного предложения происходит за счет того, что изменения объема продаж и величины запасов дают предприятиям информацию о том, что хотят иметь покупатели.

По горизонтали отражается национальный доход Y, совпадающий по величине с национальным продуктом, т.е. с совокупным предложением. По вертикали – планируемые совокупные расходы домашних хозяйств и фирм Е, т.е. совокупный спрос. Начало графика Е0 лежит выше 0, на уровне автономных расходов А0, т.е. расходов, не зависящих от Y. Они равны сумме автономного потребления (части потребительских расходов, неизбежных даже при нулевом доходе) и инвестиций I, которые рассматриваются как автономные, не связанные с динамикой национального дохода. (Следует заметить, что в данной простой модели все инвестиции представлены как автономные, тогда как более глубокий анализ предполагает учет влияния на экономическую динамику и индуцированных инвестиций, определяемых уровнем национального дохода).

 
 


Рис. 21.2. «Кейнсианский крест»

С уровня автономных расходов совокупный спрос растет по мере увеличения дохода Y, темп роста (угол наклона линии Е0 к оси абсцисс) определяется величиной MPC.

Совокупное предложение на данном графике отражается биссектрисой, так как оно равно величине национального продукта. Все точки на биссектрисе означают равенство между доходом и расходами в обществе.

Пересечение линии Е0 с биссектрисой отражает ситуацию макроэкономического равновесия, т.е. при уровне национального дохода Y0 обеспечивается равенство совокупного спроса и совокупного предложения: E = Y. Совокупный спрос, соответствующий совокупному предложению, Кейнс называет эффективным спросом. При этом не подвергается сомнению способность рыночного механизма поддерживать, восстанавливать равновесие. Но, согласно кейнсианскому анализу, равновесный уровень дохода не обязательно соответствует уровню дохода при полной занятости. Склонности к потреблению, сбережениям, инвестированию, определяющие ситуацию равновесия, не формируются непосредственно таким образом, чтобы вовлечь все ресурсы в производство. Вполне возможно, что полная занятость может быть достигнута при значении национального дохода Y1, а равновесный уровень дохода Y0 недостаточен, чтобы предоставить работу всем желающим. В экономике образуется рецессионный разрыв (разрыв безработицы). Кейнс делает вывод, что нерегулируемая рыночная экономика достаточно долго может стабилизироваться в таком положении. По мнению Кейнса, выход из состояния рецессии обеспечивается государственным воздействием на совокупный спрос. Увеличивая автономные расходы, можно достичь такого объема эффективного спроса, который будет способствовать росту производства и дохода до уровня Y1, тем самым ликвидируя разрыв безработицы. На графике это отражается смещением линии Е0 в положение Е1. Чем больше величина автономных расходов, тем выше сдвигается линия Е, тем, соответственно, выше уровень равновесного национального дохода Y. Автономные расходы включают не только частные инвестиции (и автономное потребление), в качестве автономных могут рассматриваться и государственные расходы G, и расходы на чистый экспорт NX, если анализировать совокупный спрос в составе всех его элементов. Увеличение любого элемента автономных расходов будет приводить к росту национального дохода и занятости. Увеличение совокупных расходов в экономике связано с рассмотренным в гл. 14 эффектом мультипликатора автономных расходов.

Значение мультипликатора K в развитых странах колеблется от 2 до 3. Модель мультипликатора достаточно абстрактна. В реальной экономике проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий и зависит от многих факторов. В частности, расширение производства возможно при наличии неиспользуемых мощностей и свободной рабочей силы, эффект имеет место в период подъема, а не спада, для его значения существенным является то, в какие отрасли направлены первоначальные вложения.

Таким образом, экономика в модели Дж.М. Кейнса представлена как внутренне нестабильная система, для поддержания устойчивости которой необходимо государственное вмешательство. В развитых странах с высоким уровнем благосостояния все больше проявляется фактор отложенного спроса, т.е. растут сбережения в виде банковских счетов и других пассивов. Задача в том, чтобы активизировать сберегаемую часть национального дохода, превратить сбережения в составную часть эффективного спроса. Эту задачу способно решить государство, используя инструменты фискальной и денежно-кредитной политики.

В рамках фискальной (бюджетной) политики для стимулирования роста эффективного спроса предлагалось увеличивать государственные расходы на инвестиции и закупки товаров. Увеличение расходной части бюджета в дальнейшем будет компенсировано налоговыми поступлениями, возросшими за счет роста производства, занятости и доходов. Стимулирующую роль выполняет также снижение налоговых ставок, приводящее к росту располагаемого дохода и спроса.

В рекомендациях Кейнса предлагалось перераспределение доходов в интересах низкообеспеченных групп населения. Такая социальная политика направлена на повышение массового спроса, увеличение склонности к потреблению в обществе. Рекомендовались также меры по обеспечению полной занятости, расширению системы социального обеспечения (выплата пособий, долгосрочное кредитование и т.д.).

В денежно-кредитной политике основным инструментом воздействия на эффективный спрос является регулирование ставки процента центральным банком. Следует снижать проценты за кредиты, что стимулирует предпринимателей вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства.

В предлагаемом комплексе средств государственного регулирования экономики основная роль, по мнению Кейнса, принадлежит бюджетной политике, в частности активной инвестиционной деятельности государства. Средства денежно-кредитной политики оцениваются как малоэффективные.

Известные экономисты Дж. Хикс и Э. Хансен на базе кейнсианской теории разработали равновесную модель рынка с помощью кривых IS и LM (данные кривые рассмотрены в гл. 14 и 19). Кривая IS характеризует равновесие на товарном рынке, т.е. в реальном секторе экономики, а кривая LM – на денежном рынке.

Равновесное состояние и товарного, и денежного рынка одновременно определяется в точке пересечения кривых IS и LM (рис. 21.3). Точке Е соответствуют такие значения равновесного дохода Ye и равновесной ставки процента re, при которых достигается равновесие и на товарном, и на денежном рынке.

 
 


Рис. 21.3. Равновесие на товарном и денежном рынке
(модель IS–LM)

Положения и выводы кейнсианской теории позволили отказаться от многих постулатов традиционной классической науки, не соответствующих новым социально-экономическим явлениям. Модель макроэкономического регулирования стала основой успешной государственной политики развитых стран в 1930–1960-е годы. Произошедшие в последующие десятилетия изменения в мировой экономике не обесценивают значимость основ теории Дж.М. Кейнса, даже если некоторые его рекомендации не сочетаются с сегодняшними реалиями.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 1224 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...